У прилавка |
3 апреля 2014 года |
На родине расплатитесь/ Как оспорить счет за телефонные переговоры за границей?
Оказавшись в командировке в США, сыктывкарка Тамара лишилась мобильника: то ли украли, то ли потеряла. Расстроилась, конечно. Но еще большая неприятность ожидала ее на родине: сотовый оператор прислал счет за переговоры с номера sim-карты, которая осталась в потерянном телефоне, на 18 тысяч рублей. Тамару мучил один вопрос: почему оператор не прекратил предоставление услуг, когда на счете закончились деньги? С этим вопросом она и обратилась в Общественную приемную Главы Республики Коми, где недавно состоялась прямая линия, посвященная защите прав пользователей мобильной связи. Тамара сообщила, что ее сотовый оператор обычно предоставляет услуги только по предоплате. Даже если на счете еще есть немного денег, оператор присылает напоминание о необходимости пополнить баланс: иначе, мол, предоставление услуг будет приостановлено. А с чего же вдруг за пределами РФ он начал предоставлять услуги в кредит – да еще на такую астрономическую сумму? Начальник отдела контроля в сфере связи Управления Роскомнадзора по РК Сергей Габов пояснил, что, если абонент находится за границей, детализация его звонков приходит к сотовому оператору с запозданием – примерно на неделю. Вот оператор и не заблокировал sim-карту Тамары, поскольку некоторое время не обладал точной информацией о состоянии ее счета. А за это время кто-то успел «наговорить» с пропавшего телефона на 18 тысяч рублей. С.Габов посоветовал всем пользователям мобильной связи в случае потери или кражи телефона немедленно обращаться к сотовому оператору для блокировки sim-карты. За границей заблокировать sim-карту проще всего через интернет: надо совершить несложные манипуляции на сайте сотового оператора. А Тамаре, которая категорически не согласна платить за чужие разговоры, С.Габов рекомендовал обратиться в суд и оспорить счет. При этом надо представить доказательства того, что телефон был потерян или украден. В такой ситуации оказалась не только Тамара. Многие жители Коми, побывавшие за границей, после возвращения на родину получают счета за переговоры на несколько тысяч рублей. Необходимость доплачивать становится для абонентов неприятной неожиданностью: они-то тоже привыкли к тому, что платят за услуги оператора авансом. Если деньги на счете заканчиваются, предоставление услуг приостанавливается. Вот и за границей люди не отказывают себе в беседах, думая, что расходуют ту сумму, которую заранее положили на счет. А оказывается, говорят-то уже в кредит! Впрочем, как пояснили в Управлении Роспотребнадзора по РК, в данном случае клиент имеет полное право предъявлять претензии оператору. Пунктом 47 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ №328 от 05.05.2005 г., определено, что в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг мобильной связи и установленных Федеральным законом «О связи», правилами и договором, оператор имеет право приостановить оказание услуг до устранения нарушения (в том числе внесения платы), сохраняя доступ к сети и возможность вызова экстренных служб. С 1 декабря 2013 года в правила внесены изменения, согласно которым при оплате услуг мобильной связи авансом в случае исчерпания суммы, внесенной на лицевой счет абонента, оператор связи обязан приостановить оказание услуг. Продолжить оказание услуг при отрицательном балансе лицевого счета клиента оператор вправе только с согласия абонента. Управление Роспотребнадзора по РК предупреждает потребителей: при заключении договоров на оказание услуг мобильной связи оператор не вправе требовать предоставления указанного согласия или отказать в заключении договора, если абонент такого согласия не дает. Согласие на продолжение оказания услуг дается непосредственно в случае исчерпания денежных средств на лицевом счете. |