Общество |
1 августа 2013 года |
Запрещать ли похоронную атрибутику у дорог?
«Республика» уже поднимала проблему самовольной установки крестов, надгробий, венков и прочей похоронной атрибутики на обочинах автомобильных дорог. И вот в июле этого года законопроект, запрещающий увековечивать память погибших в ДТП на придорожных полосах, поступил на рассмотрение Госдумы РФ. Как вы считаете, необходим ли такой запрет? Игорь Иванов, член Общественной палаты РК, главный редактор газеты «Вера»-«Эск?м»: – Конечно, порой кресты и обелиски вдоль дорог выглядят аляповато, но мне понятны чувства, с которыми их устанавливали родственники. Скорбь, горечь утраты. Это напоминает мне чем-то бросание венков на воду в том месте, где затонул корабль... Увидишь у дороги – и невольно задумаешься о смерти. Это хорошие, нужные мысли... Ну или по крайней мере задумаешься о том, что не стоит торопиться, а лучше быть повнимательнее на дороге. А путь законодательных запретов, думается мне, здесь эффекта не даст. Про «правила использования придорожной полосы» без слез читать нельзя: хоть бы действительно занялся кто-нибудь этими тысячекилометровыми придорожными помойками... Кто будет эти кресты выдергивать и ломать? Много ли найдется желающих? Возможно ли применить какие-то санкции против тех, кто устанавливает их? Едва ли. Удивляет, неужели депутатам заняться нечем... Светлана Афанасьева, психолог: – Памятники, установленные вдоль дорог, несомненно, оказывают психологическое воздействие на тех, кто ездит по дорогам. И на всех разное. Нельзя осуждать или обсуждать людей, которые потеряли близкого человека и так хотят увековечить его память. Может, так им становится легче, хотя понятно, что человека не вернешь. В Греции на всех трассах, где горные дороги достаточно круты и опасны, в огромном количестве стоят деревянные столбики-часовенки со стеклянным стаканом под треугольной крышей – для свечи. С другой стороны, в христианской традиции – хоронить умерших на кладбищах и там же ставить им памятники. А вдоль дороги их ставить – это странно и неприемлемо. Но бездумно и однозначно запрещать и убирать тоже нельзя. Николай Моисеев, депутат совета Сыктывкара: – Установка памятных крестов и венков на месте аварии – совершенно нормальное явление. Таково самосознание людей, которые живут в России. На большее они рассчитывать просто не могут. Вы же понимаете, что никто не допросится разрешения сделать мемориал какой-то у дороги, где погиб близкий. Поэтому лишать этого последнего, мне кажется, не стоит. У меня был такой случай – мы с женой год назад ехали в кировский санаторий. За Мурашами была отвратительная дорога, и наша машина попала в жуткую яму, лопнуло правое колесо. Мы вынуждены были его поменять – слава богу, была запаска. А когда возвращались обратно, то в этом же самом месте увидели висящие на дереве венок и колесо. То есть после нас здесь кто-то погиб. Так что такие знаки не только память, но и своего рода предупреждение для водителей, чтобы они были осторожны. Алексей Князев, член Общественной палаты РК, адвокат: – Венки и кресты не дисциплинируют участников дорожного движения, а создают угнетающую и нервозную обстановку. Конечно, можно понять горе людей, потерявших в ДТП родных и близких и стремящихся таким образом увековечить их память, но, на мой взгляд, недопустимо, чтобы обочины были заставлены похоронной атрибутикой. Многие, размещая на обочине памятные знаки, думают, что спустя какое-то время их уберут дорожные службы. Но при этом их все равно никто не убирает. То есть это вопрос к дорожным службам, которые обязаны приводить дорогу и обочины в порядок. Но иногда возводят фактически надгробные сооружения, которые не уберешь. Следует ли ввести на них специальный запрет? Дело в том, что это и так запрещено. Поэтому, может быть, лучше пойти по другому пути – изначально провести пропагандистскую работу, чтобы реализовать уже имеющийся в законодательстве комплекс мер, направленный на приведение в порядок обочин и придорожной территории. Альфия Коротаева, певица, заслуженная артистка России, народная артистка Республики Коми: – Лично я против установки на обочинах крестов и венков. Едешь, и становится грустно и жутко: вся дорога – сплошное кладбище! Моему эмоциональному состоянию это сильно мешает. Считаю, что память о погибшем в ДТП должна быть на кладбище. Но справедливости ради скажу, что в Европе на обочинах тоже полно могильных венков и цветов. На Канарах мы поднимались по серпантину и постоянно встречали цветы и иконы. Я этим восторгалась, пока не узнала, что это – свидетельство аварий. От такого количества ДТП я была в шоке! Если бы я знала об этом заранее, ни за что не поехала бы по серпантину. Иван Урсу, председатель Коми республиканской профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: – У меня неоднозначное отношение к этому вопросу. С одной стороны, устанавливать памятные знаки на местах, где погибли люди, – это очень давняя традиция. Если мы сейчас начнем убирать эти кресты, поставленные в память о погибших людях, причем погибших в мирное время, мы оскорбим их память, шокируем их близких. С другой стороны, народу у нас, к сожалению, гибнет столько, что все обочины могут превратиться в подобия кладбищ. И я могу понять сотрудников дорожных служб, кому эти памятники мешают обслуживать трассу. Например, снег чистить. Памятные знаки ведь тоже разные бывают. Я считаю, что этот законопроект нуждается во всестороннем обсуждении, нужно найти вариант, который устраивал бы все стороны. |