Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
1 августа 2013 года

Николай Басманов: "Романа Зенищева возьмут под стражу и этапируют в Сыктывкар"

В Коми растет количество уголовных дел коррупционной направленности. Изменился и «качественный состав» коррупционеров: если раньше на мздоимстве попадались в основном рядовые сотрудники ГИБДД и медики, то теперь к уголовной ответственности привлекаются высокопоставленные чиновники. Последним стал бывший мэр Сыктывкара Роман Зенищев, подозреваемый в получении взятки в 10 миллионов рублей
и объявленный в международный розыск. Свое мнение об этом громком уголовном деле и борьбе с коррупцией в Коми высказал руководитель СУ СКР по РК Николай Басманов.

– Николай Алексеевич, по данным следствия, Роман Зенищев нарушил закон еще в 2007 году в бытность мэром Сыктывкара. А уголовное дело возбуждено совсем недавно. С момента совершения предполагаемого преступления прошло шесть лет. С чем связан такой внушительный «перерыв»?

– Увы, за плечом каждого чиновника следователя или прокурора не поставишь, чтобы схватить коррупционера за руку на месте преступления.

Хорошо, конечно, когда есть возможность взять злоумышленника с поличным – скажем, при передаче денег. И такие примеры в истории правоохранительных органов республики были. Назову те факты, которые до сих пор на слуху: при получении взятки задержали руководителя Печорского межрегионального управления Рос­тех­над­зора Александра Агаркова, главу Печорского района Василия Тор­лопова. Оба они, кстати, уже приговорены к длительному лишению свободы.

Но бывает и другой вариант: возбуждению уголовного дела предшествует кропотливая оперативная работа полиции, факты нарушений выявляются в ходе мероприятий ФСБ или прокурорской проверки. Иногда все это занимает довольно много времени. Так и в случае со злоупотреблениями в администрации Сыктывкара. Самое главное, что расследование уголовного дела продолжается, виновные будут привлечены к ответственности.

– Суд принял решение о заочном аресте Романа Зенищева. Не поторопились?

– Суд счел, что следствие представило достаточно оснований для избрания такой меры пресечения. Бывший мэр подозревается в совершении тяжкого преступления, сознательно скрывается от следствия. Я не верю в то, что он не знает о возбужденном уголовном деле. Ну разве что находится на необитаемом острове без всяких средств связи. Согласитесь, это маловероятно. В Сыктывкаре у него есть знакомые, друзья. Даже если Роман Зенищев не следит за происходящим в Коми по интернету, то уж наверняка нашлись те, кто ему сообщил об уголовном преследовании.

У подозреваемого было достаточно времени, чтобы добровольно явиться к следователю, ответить на все интересующие нас вопросы. Тогда решение суда, возможно, было бы иным. Но напомню, что в рамках того же уголовного дела меру пресечения в виде заключения под стражу суд избрал и для бывшего заместителя главы администрации Сыктывкара Сергея Лученкова, который также обвиняется в получении взятки. Как только Роман Зенищев будет обнаружен, его возьмут под стражу и этапируют в Сыктывкар.

– А если не будет обнаружен?

– Найдут – рано или поздно. Я не помню такого случая, чтобы подозреваемого, скрывающегося от следствия, не нашли. Не думаю, что Роман Зенищев станет исключением.

– Следственное управление обращалось к жителям Сыктывкара, которые, возможно, пострадали от злоупотреблений со стороны бывшего мэра города, с просьбой сообщить об этом. Выявлены какие-нибудь новые факты?

– Пока нет. Это обращение было адресовано прежде всего предпринимателям, которые могли давать взятки сотрудникам городской администрации за решение разных «проблем» в свою пользу. Подчеркну: человек, давший взятку должностному лицу, освобождается от уголовной ответственности, если добровольно заявил о совершении преступления.

Если чиновник один раз взял взятку, то можно предположить, что были и другие «разы». Да и предприниматели, если верить, например, журналистам, в неофициальных разговорах жаловались: обложили данью. Но официально не заявляли, конкретных фактов не приводили. Хотя сейчас, на мой взгляд, лучше бы сами сообщили. Если сотрудники правоохранительных органов выявят факт дачи взятки, то уголовная ответственность грозит и взяткодателю.

– Как Вы считаете, почему предприниматели не обращаются с заявлениями?

– В то, что деятельность бывшего руководства Сыктывкара была абсолютно прозрачной и законной, верится с трудом. Мне кажется, часть предпринимателей не обращаются потому, что обнародование некоторых связей с администрацией просто не в их интересах.

Одно дело, когда чиновник вымогает взятку за то, что бизнесмену положено по закону. Тогда есть вероятность, что предприниматель обратится с заявлением в правоохранительные органы. Хотя и она невелика, поскольку многие коммерсанты рассуждают так: «Толку не будет, у них все схвачено, проще заплатить».

Совсем иначе развиваются события, если бизнесмен за взятку получил то, что ему было не положено, да еще и извлек из этого прибыль, многократно превышающую сумму подношения. Тогда он сам заинтересован в том, чтобы до конца скрывать этот факт «взаимовыгодного сотрудничества». Если разобраться, в получении взятки виновны два человека: один дает, а другой берет. Кстати, в этом году в Коми значительно увеличилось количество уголовных дел в отношении взяткодателей. Так что некоторым представителям бизнес-сообщества стоит задуматься…

– А насколько заблуждаются те предприниматели, которые считают, что у коррупционеров «все схвачено» и «проще заплатить»?

– Я бы покривил душой, если бы сказал, что в правоохранительных органах работают исключительно честные и неподкупные люди. Но и не считаю, что все без исключения правоохранители готовы прикрыть преступника.

Кто-нибудь из предпринимателей, дававших взятки чиновникам, обращался с заявлением к нам, в полицию, в ФСБ? Кому-нибудь отказали в принятии этого заявления, возбуждении уголовного дела? А то ведь некоторые бизнесмены проявляют поразительную наивность, верят чиновнику на слово, а тот хвастается, надувается, как мыльный пузырь: я с тем знаком, я к этому дверь в кабинет ногой открываю… Может, и нет в этом ни слова правды, а предприниматель заранее боится «связей в верхах». И сам деньги платит, и других запугивает.

От себя лично могу сказать одно: неприкасаемых у нас нет. И уголовные дела, возбужденные в отношении руководителей городов и районов, высокопоставленных чиновников, это подтверждают. Конечно, мы не можем возбуждать уголовные дела по анонимным доносам или распространяемым в интернете намекам. Привлечь человека к уголовной ответственности не так просто, как многим кажется. Нужны очень серьезные основания.

Но если поступает информация о том, что какой-то представитель органов власти совершил преступление, она по меньшей мере будет проверена. Если подтвердится, будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. При этом, можете мне поверить, должность подозреваемого не повлияет на решение. Главное, чтобы доказательства злоупотреблений были.

Кстати, и руководство Рес­пу­блики Коми придерживается такого же принципа. Наше следственное управление – структура федеральная, подчиняется только Следственному комитету России, от местных властей не зависит. Но я лично ставлю Главу РК в известность о возбуждении уголовного дела в отношении высокопоставленных чиновников. Согласитесь, руководитель региона имеет право узнавать о таких фактах раньше средств массовой информации. Ни разу не было случая, чтобы поступила просьба избавить кого-то от уголовной ответственности. Просьба всегда одна: решение должно быть законным. Вячеслав Михайлович Гайзер в первую очередь заинтересован в том, чтобы в республике был порядок. Поэтому, если чиновник любого уровня виноват, он должен ответить по закону.

– Вы, вероятно, лично знакомы со многими высокопоставленными фигурантами уголовных дел. Они не просили «по знакомству» прекратить уголовное преследование?

– Никто из тех чиновников, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, мне с такими просьбами не звонил – зачем им на неприятности напрашиваться? Так и еще одну статью можно «заработать».  Знакомых у всех нас много, но многих ли мы знаем по-настоящему?

Вот иногда поражаюсь: после возбуждения уголовного дела многие знакомые с совершенно иной стороны открываются. С виду – образованный интеллигентный человек, никогда и не подумаешь, что способен на дерзкое преступление. А оказывается очень даже способен. Смотрел я видеозапись получения взятки главой Печорского района Василием Торлоповым. Знает человек, что совершает преступление. При этом сидит, вальяжно развалившись в кресле, рассуждает об этих деньгах. Лексику использует, достойную уголовника со стажем. Будто не руководитель района, а пахан в зоне.

Очень неприятно и горько бывает видеть эту «вторую натуру» чиновников. Хотя, к счастью, все же не такие люди определяют, если так выразиться, лицо чиновничества в Коми. Ну так же как лицо полиции не определяют «оборотни в погонах», хотя именно они привлекают повышенное внимание общества. Не стоит всех стричь под одну гребенку, ведь во всех сферах на одного коррупционера приходятся сотни добросовестных работников, которые честно исполняют свои обязанности. Только их как-то не замечают.

Давайте сравним. Сами знаете, сколько шума поднимается вокруг возбуждения уголовного дела коррупционной направленности. Но ведь в Коми и другой факт был: заместитель министра здравоохранения отказался от взятки в пять миллионов рублей. Но этот случай широкого общественного резонанса не вызвал.

– В последнее время в Коми едва ли не в каждом городе или районе хоть один высокопоставленный чиновник – не из нынешних, так из бывших – стал фигурантом уголовного дела. С чем связано такое масштабное наступление на коррупционеров?

– Нет никакого наступления, никакой кампании, идет обычная работа. Можно сказать, что в последнее время чуть более успешно. Но и в прошлом были серьезные уголовные дела, просто подзабылись уже.

Взять хотя бы того же Александра Агаркова – резонансное в свое время было уголовное дело. Руководитель администрации Эжвинского района Сыктывкара Николай Сосновский был осужден, начальник эжвинского районного отдела внутренних дел Сергей Будяков. Многих еще можно вспомнить. Работа идет постоянно, пока не хочу конкретизировать, но вскоре будут новые значимые уголовные дела.

Судя по статистике, наши коллеги из МВД, ФСБ, прокуратуры улучшили показатели по выявлению коррупции. Нашим основным «работодателем» в этом направлении стало МВД по РК: восемьдесят процентов дел коррупционной направленности в республике возбуждается по материалам полиции. Это, мне кажется, огромный прорыв, потому что еще совсем недавно, как я отмечал на прошлогоднем заседании коллегии в МВД по РК, были районы, где сотрудники полиции за год не выявляли ни одного преступления коррупционной направленности. Я понимаю, тому были и объективные причины: реорганизация, потеря части сотрудников. Но сейчас положение выправилось, и полиции остается только пожелать дальнейших успехов.

Заметно улучшилось качество материалов, направляемых органами прокуратуры. Раньше прокурорских материалов было много, а толку мало: условно говоря, из десяти материалов уголовное дело можно было возбудить только по одному. Сейчас сотрудники прокуратуры более ответственно подходят к этому направлению работы, и результат появился: мы получили одиннадцать материалов, по девяти из них были возбуждены уголовные дела.

Принципиальную позицию занимает руководство ГУФСИН РФ по РК, которое взяло курс на очищение своих рядов.

Успешной могу назвать работу по выявлению преступлений, которую проводят сотрудники УФСБ РФ по РК. И здесь речь идет не только о коррупции, хотя чекисты вывели на чистую воду многих коррупционеров очень высокого уровня. Сейчас, например, УФСБ РФ по РК расследует уголовное дело, возбужденное в отношении главы Княжпогостского района Виктора Попова. Это дело вызвало огромный резонанс в республике. Да и другие примеры можно привести.

Но я не могу не отметить тот вклад, который внесли наши чекисты в выявление преступлений воркутинской группировки Ифы – Козлова. Во многом благодаря сотрудникам регионального управления ФСБ и стал возможен разгром опасного преступного сообщества, которое много лет орудовало в Воркуте.

Налаженное сотрудничество и тесное взаимодействие правоохранительных органов Коми и привело к тому, что многие жители республики называют «наступлением» на коррупцию. Хотя наступление это мы ведем давно – общими силами.

Беседовала Людмила ВЛАСОВА.

Фото из архива «Республики».

 

 

Налаженное сотрудничество и тесное взаимодействие правоохранительных органов Коми привело к тому, что многие жители республики называют «наступлением» на коррупцию. Хотя наступление это мы ведем давно – общими силами.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 134 (5011)
1 августа 2013 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»