Культура |
14 июня 2013 года |
Возвращение классики/ Фестиваль "Сыктывкарса тулыс" прошел под знаком премьер "Щелкунчика" и "Снегурочки"
Двумя премьерами и множеством благодарных зрительских откликов, оставленных в театральном журнале, был отмечен XXIII фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс», который, напомним, с этого года носит имя народной артистки России Ии Бобраковой. Фестиваль проходил на сцене Государственного театра оперы и балета РК с 28 мая по 4 июня. Большакова вместо Мягкова Характерно, что фестиваль был представлен не только оперной премьерой, к чему, собственно, давно привык зритель «Сыктывкарса тулыс», но и премьерой балета. Именно премьерой, несмотря на то, что балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского уже ставился в нашем театре в 1991 году. Тогда это была перенесенная Борисом Бланковым хрестоматийная версия постановки В.Вайнонена 1934 года. То, что довелось на днях увидеть сыктывкарскому зрителю, это оригинальная авторская редакция балетмейстера-постановщика из Санкт-Петербурга Марии Большаковой. Сыктывкарские театралы знают этого талантливого художника по постановке балета «Снежная королева», которая стала ее дипломной работой в Санкт-Петербургской консерватории. Музыку к балету, как известно, написал композитор Михаил Герцман. Кстати, мы попросили Михаила Герцмана как постоянного и пристрастного зрителя «Сыктывкарса тулыс» стать экспертом фестиваля и прокомментировать некоторые странички восьмидневного театрального марафона. Сегодня Мария Большакова – востребованный балетмейстер, ей довелось работать в ведущих столичных театрах, в том числе в Большом, в Михайловском, создавать как полноценные балеты, так и хореографические миниатюры и десятки пластических партитур для драматических спектаклей. Интерес к «Щелкунчику» был подогрет и тем обстоятельством, что для нынешнего фестиваля его обещал поставить известный балетмейстер-постановщик Борис Мягков. Об этом, напомним, он говорил в интервью и нашей газете, но в силу различных обстоятельств покинул Сыктывкар. Однако руководство театра от идеи поставить «Щелкунчика» не отказалось. Надо сказать, что балет ставился в чрезвычайно напряженном ритме. К постановке приступили еще в феврале, Марии Большаковой помогала ассистент балетмейстера-постановщика из Санкт-Петербурга Ирина Рагацкина, с артистами занималась педагог-репетитор из Челябинска Наталья Терентьева, которая, кстати сказать, в прошлом году готовила наш балет к гастролям в Великобританию. Помощь в постановке была необходима: балетная труппа у нас маленькая, и некоторым артистам приходилось исполнять по нескольку ролей, в секунды перегримировываясь и переодеваясь за кулисами. К тому же в силу ряда причин не все артисты смогли участвовать в балете. Но оптимизм и соответствующий настрой Марии Большаковой помог максимально мобилизовать труппу. Любопытно, что на одной из репетиций ей пришлось самой вместо сдающего в это время экзамены в ГИТИСе солиста театра Романа Миронова танцевать роль волшебника Дроссельмейера. Как бы там ни было, билеты на премьеру балета по известной сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» разошлись задолго до открытия фестиваля. И ожидания зрителей были окуплены с лихвой. Многие признавались после премьеры, что новый «Щелкунчик» – не просто удачная постановка, а настоящий подарок судьбы. – Спектакль чарует сказочной атмосферой, навеянной музыкой Чайковского. Декорации Юрия Самодурова преображаются от картины к картине. От запорошенных снегом уютных улиц, будто замерзших в ожидании рождественских чудес, – к калейдоскопу фантастических узоров. Они уводят на просторы сказки и музыки, – отметила критик из Санкт-Петербурга Ольга Кирпиченкова. Удивительного было немало. Броско и театрально выглядело превращение миниатюрных кукол в танцующих персонажей у заводилы праздника – чудаковатого Дроссельмейера, которого со вкусом преподнес зрителям Роман Миронов. Блеснула мастерством и артистизмом в главной роли Маши солистка Наталья Супрун. Ни одного пустого жеста и движения не было в истории превращения девочки в сказочную принцессу. Специфика труппы в силу ее малочисленности не помешала балетмейстеру создать образную и при этом доступную исполнительским возможностям артистов хореографию. Достойно, по мнению критика, играл и оркестр театра под управлением приглашенного дирижера из Москвы Азата Максутова, умеющего поддержать контакт с музыкантами. Сам дирижер тоже остался доволен работой оркестра. Безусловно, волшебства сказке добавили и замечательные костюмы Аллы Фроловой – известного театрального художника из Санкт-Петербурга, которая в свое время «одевала» и балеты, идущие на сцене нашего театра. В их числе – «Спящая красавица», «Дон Кихот», уже упомянутые постановки «Снежная королева» и «Щелкунчик» 1991 года. За время своего творческого пути художница оформила десятки спектаклей, идущих на различных российских подмостках, создала сотни костюмов. Сегодня эскизы работ Аллы Фроловой хранятся в художественном фонде России. Многие театральные критики отмечают: костюмы Фроловой – это «коллекционный» уровень. Магический отпечаток Русскую классику в театре оперы и балета РК не ставили давно. Последним спектаклем была опера Римского-Корсакова «Царская невеста» в 1995 году. В 2006 году на сцене театра вышла новая редакция этой же постановки – в «осовремененном» варианте, которую, к слову, и показали тогда в рамках фестиваля. Задолго до открытия нынешнего «Сыктывкарса тулыс» на одной из встреч с журналистами главный режиссер театра Борис Лагода сообщил о намерении поставить «Снегурочку», отметив, что ему близка сама идея повествования, основанная А.Островским на предании о древнем славянском народе – счастливом племени берендеев. И сказка, и созданное по ней либретто Н.Римского-Корсакова несут в себе мощное духовное начало. Тем не менее режиссер пообещал «копнуть» произведение еще глубже. И слово сдержал. Специфики спектаклю придавала сценография. Суперзанавес с изображением на нем бога Солнца – Ярилы, костюмы, задники, сами подмостки, трон, да и вообще любой предмет в спектакле нес в себе свет древней славянской культуры и древнейших священных символов наших прародителей. Все это накладывало особый, магический отпечаток на действо. Спектакль получился динамичным, ярким, легким и, несмотря на гибель Снегурочки, позитивным. На сдаче спектакля дочь Мороза и Весны-красны играла Оксана Клипка. На премьере – Альфия Коротаева. По мнению зрителей, попадание в роль обеих можно считать стопроцентным. Как призналась нам Альфия Коротаева, для нее эта роль – «тончайшая, хрустальная, рассыпанная на полутона». Солистка расценивает роль Снегурочки как дар свыше, когда сходится все: взаимопонимание и уважение к актерам режиссера и дирижера, желание работать, выстраданная мечта о роли. Как мы уже однажды писали, к «Снегурочке» Альфия подбиралась давно. Так, арию с подружками она пела на экзаменах в училище, а драматичную, сложную партию в сцене таяния – в консерватории. Как это нередко бывает, каждый актерский состав играет свой спектакль. На сдаче оперы партию Мизгиря исполнял молодой талантливый артист Ефим Завальный. Его Мизгирь – страстный и пылкий, казалось, вот-вот, и сердце Снегурочки растает раньше положенного часа. На премьере Мизгиря играл заслуженный артист РФ Анатолий Измалков. Мизгирь Измалкова кажется более холодным, но в то же время пугающе напористым в своей страсти. Казалось, что за этой напористостью скрывался опыт не раз обожженного неразделенной любовью человека. Любимца девушек Леля в обоих случаях пела Галина Маликова: как известно, Римский-Корсаков создал в опере мужской образ для женского голоса – меццо-сопрано. Кстати, на прогоне Галина Маликова пела партию Весны-красны, на премьере эту роль исполнила Тамара Савченко. Страстную и обманутую Купаву, встретившую наконец свое истинное счастье, замечательно спела и сыграла Елена Лодыгина. Большим украшением оперы стали введенные Борисом Лагодой танцевальные номера. Катарсиса не получилось Опера «Чио-Чио-сан» считается одним из самых трагичных и трепетных произведений Джакомо Пуччини. Историю юной японки, полюбившей лейтенанта американского флота, в свое время поставила на сыктывкарской сцене режиссер из Санкт-Петербурга, дочь Ии Петровны Бобраковой – Елена Слуцкая. Тогда, на премьерном показе, роль несчастной влюбленной играла Елена Лагода. Вспоминается, как замер зал в самой трагичной, острой сцене прощания мадам Баттерфляй с сыном, которого намерена забрать к себе американская семья Пинкертонов. Тогда на глаза более чувствительных зрительниц накатили слезы. На сей раз катарсиса не получилось, хотя, безусловно, Ирина Ващенко – солистка Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, красивая обладательница шикарного драматического сопрано – главная героиня оперы, была выше всяких похвал. Но некоторые обстоятельства явно смущали зрителя. В первую очередь это, конечно, непривычное для слуха двуязычное исполнение. Диалоги между героями шли на русском и итальянском, а исполнители главных ролей пели на языке оригинала, такой «суржик» воспринимался слегка нелепо. К лирической опере П.Чай-ковского «Иоланта» сыктывкарцы отнеслись с особым пиететом, ведь на сцене пели выходцы из республики: прославленный бас Владимир Ванеев исполнил роль короля Рене, а его слепую дочь Иоланту блестяще сыграла и спела бывшая сыктывкарка, а ныне – солистка театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории Ольга Георгиева. Впервые зритель познакомился с дочерью Владимира Ванеева – Ириной, сыгравшей роль кормилицы Марты. Как всегда, на высоте был, увы, уже не совсем наш солист Михаил Журков, спевший Роберта. Нынешний солист саратовской оперы был хорош и в «Севильском цирюльнике», где сыграл Фигаро. Несомненным открытием фестиваля для многих зрителей стал замечательный голос солиста Большого театра Алексея Пашиева, исполнившего партию Григория Грязного в опере «Царская невеста» Римского-Корсакова. Сочный, звучный баритон, сценические внешние данные, актерская игра тридцатитрехлетнего солиста разом покорили зрителя. В творческом активе Алексея Пашиева – порядка тридцати партий. Григорий Грязной, как отметил он в одном из комментариев, одна из любимых. Артисту нравится петь «сильные», цельные характеры, пусть их обладатели и злодеи по натуре. Самой примечательной парой фестиваля наверняка можно назвать солистов Большого театра, станцевавших в балете «Лебединое озеро» П.Чайковского. Это заслуженная артистка России Елена Андриенко (Одетта-Одилия) и молодой танцовщик Денис Родькин (принц Зигфрид), ученик Николая Цискаридзе. Примечательно, что пара «сложилась» именно на «Сыктывкарса тулыс». Елена – давняя знакомая нашего балета, сразу откликнулась на предложение директора театра Валентины Судаковой принять участие в фестивале. А вот с принцем, учитывая напряженное гастрольное театральное время, были вопросы. Так или иначе, все обернулось как нельзя лучше, танцовщики легко завоевали зрительские сердца. Завершил фестиваль традиционный гала-концерт, который на сей раз прошел под слегка помпезным названием: «Звезды театров России и Республики Коми на родной сцене». Уже по завершении фестиваля любители театра продлили удовольствие, побывав на выступлениях Чувашского государственного театра оперы и балета, которые прошли в рамках обменных гастролей «Мосты дружбы». Гости показали три балета: «Лолита», «Вальпургиева ночь» и «Нунча». На всех спектаклях, что уже не удивительно, был аншлаг. Марина Щербинина. Фото Дмитрия Напалкова. Мнение эксперта Михаил Герцман: «Спектакль получился очаровательным, легким, волшебным. Мария Большакова – одна из тех редких балетмейстеров, которые замечательно слушают музыку, она действительно многое открывает в Чайковском. Я бы отметил еще об одной удивительной особенности этого балетмейстера: каждая сцена спектакля выстроена не только хореографически. Артисты не просто танцуют своих героев, а «переживают» их драматически. Они играют роль. Чувствуется, что балетмейстер, помимо всего, прошла и школу драматического театра». Мнение эксперта Михаил Герцман: «Хороши обе Снегурочки, в ансамбле с Лелем и Мизгирем я бы выделил Анатолия Журавлева, который был очень хорош в роли Царя Берендея. На премьере, кстати, дирижер задал весьма высокий темп, но артист справился. За кулисами потом кто-то сказал, что за такого Берендея нужно молоко выдавать. Согласен. Но если серьезно, это действительно безумно трудный спектакль, это сложный язык. Но при всем том уникальная возможность роста не только для артистов, но и для зрителей. Театр сделал колоссальный шаг вперед, режиссер просто молодец. Кстати, не помню, чтобы в истории театра сдача спектакля была назначена за месяц, а не за день до премьеры! Это прогресс». Мнение эксперта Михаил Герцман: «На мой взгляд, слишком равнодушно завоевывал сердце юной японки лейтенант Пинкертон, которого сыграл солист Большого театра Михаил Урусов. А ребенок, играющий сына лейтенанта, был не совсем готов к роли и явно стеснялся, оставаясь непричастным ко всему, что происходит рядом. Поэтому главная сцена спектакля и «не выстрелила», а ведь в операх Пуччини, вспомните ту же «Богему», удержаться от слез практически невозможно. Тут же был нарушен главный принцип композитора: театр должен удивлять и трогать. Что касается языка, то, конечно, давно назрела необходимость покупки «бегущей строки», ведь в нашем театре поют уже на четырех языках, включая коми». Мнение эксперта Михаил Герцман: «Давно обратил внимание на то, как работает артист нашего театра Геннадий Гуляев, исполнивший в «Царской невесте» роль царского лекаря, омерзительного Елисея Бомбелия. Специ- фический голос, комический дар, который при исполнении злодейской роли отравителя лишь усиливает всю мерзость ситуации. Безу-словно, это актер острохарактерных эпизодических ролей. Жутко «грозным» и весьма своеобразным получился и царь Иван Грозный, которого сыграл Евгений Гаврилов. Безусловно, на высоте была Марфа – Ольга Сосновская». |