У прилавка |
7 марта 2013 года |
Коварство кредитных карточек/ Заемщикам советуют вникать во все нюансы расчетов с банком
В последнее время банки предлагают кредиты по пластиковым картам с льготным периодом погашения. Для потребителя такая форма займа, конечно, выгодна, поскольку долг возвращается без процентов. Но карточки удобны только для тех заемщиков, которые вникают во все нюансы расчетов с банком. О том, какими сюрпризами может обернуться незнание особенностей беспроцентного кредитования, мы попросили рассказать юриста КРОО «Потребительский надзор» Галину Кузнецову. КОНЕЧНО, банки официально объявляют, что за льготные дни проценты не начисляются. Но как рассчитывать льготный период? По словам Галины Кузнецовой, проводя безналичные платежи или снимая с карточки денежные средства, важно помнить о лимитах, устанавливаемых банками. Об условиях заемщику лучше бы знать еще до подписания документов. Естественно, и сотрудник банка должен информировать клиента. Но вовсе не обязательно, чтобы все детали озвучивались. Как показывает практика, в суде банку достаточно представить доказательства, что вся информация была в открытом доступе, например, размещалась в интернете или на стендах в банке. Сам клиент при заключении договора на обслуживание кредитки должен выспросить до мельчайших подробностей, как ему считать льготный период, с какого момента начисляются проценты, какая комиссия взимается за обналичивание денежных средств и прочее. – Типичные ошибки возникают при определении даты отчета. Именно от этой даты зависит льготный период. Например, дата отчета: 5-е число месяца. Льготный период, допустим, 50 дней. В этом случае отчет будет с 5-го числа плюс 50 дней, то есть примерно до 25 числа следующего месяца. Если клиент совершает операции, скажем, 20-го числа, у него остается какой-то запас времени для льготного погашения без процентов до последнего отчетного дня. Но вот какой? Чаще всего ситуация выглядит так: клиент совершил операцию на 24 число следующего за датой отчета месяца (т.е. фактически на 49-й день льготного периода), и считает 50 дней с этой даты, а не с 5-го числа предыдущего месяца. Так вот, начиная уже с 26 числа последующего месяца на кредит начисляют проценты. Между тем клиент уверен, что не должен банку ничего. Заемщикам можно только посоветовать, чтобы задавали сотруднику банка вопросы по поводу того, как считать отчетные периоды, – поясняет Галина Кузнецова. НЕ стоит забывать, что кредитные карты изначально предназначены для проведения безналичных расчетов. Поэтому неудивительно, что при снятии наличных, как правило, банки устанавливают различные виды комиссий: проценты (например, 3% от суммы снятых денежных средств); фиксированные суммы (допустим, 300 рублей); процент, но не менее определенного фиксированного размера (например, 4% от суммы, но не менее 300 рублей). Комиссия списывается за счет кредитного лимита и включается в размер задолженности. Банки обычно взимают комиссию и за обслуживание. Некоторые предоставляют кредит без комиссии за первый год, иные с комиссией. Эту информацию, как правило, предоставляет банк при получении карты. Если карточка стала не нужна до истечения года обслуживания и клиент не планирует больше пользоваться кредитными средствами, лучше отказаться от карточки, так как за обслуживание по истечении года все равно придется платить. В целом банк обязан обо всем этом информировать клиента при получении карты. Если в банке отказали, надо сразу написать жалобу в адрес руководства банка. В противном случае что-либо доказать в суде будет нереально. Банки сейчас предлагают клиентам смс-информирование о совершенных операциях, а также возможность контролировать состояние своего счета, получая информацию об операциях посредством интернет-банка. Эти услуги помогают следить за состоянием счета, узнавать о дате и сумме погашения и, конечно, помогают таким образом избежать проблем с просрочкой. Ольга Александрова. За помощью в «Потребительский надзор» можно обращаться по адресу: ул.Карла Маркса, д.229 (Дом печати), 4 этаж, каб.415. Телефон 89042703274. |