Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Личное Дело
7 марта 2013 года

В центре Черного континента обосновалась семья британского ученого и коми оленеводки

Несколько лет назад средства массовой информации республики облетела почти сказочная новость. Британский ученый, отправившийся в научную экспедицию в Большеземельскую тундру к оленеводам, неожиданно для себя нашел там свое счастье. Дочери хозяина чума он уже вскорости предложил руку и сердце, а потом увез ее на свою родину – в туманный Альбион. Нам удалось разузнать продолжение этой любопытной истории...

Британского ученого, заинтересовавшегося жизнью и бытом кочевников-оленеводов, зовут Марк Дваер. В Большеземельскую тундру, будучи аспирантом знаменитого Кембриджа, он отправился несколько лет назад, чтобы, как говорится, из первых рук получить сведения о сосуществовании в природе человека и прирученных им животных. Кочевал молодой исследователь с одной из бригад сов­хоза «Большая Инта». Жить его определили в чум семьи оленеводов Янгасовых. Вместе с мужской половиной семьи по маршрутам оленьих стад следовали и женщины-чумработницы. Самой юной из них была Лена Янгасова, с которой за несколько месяцев тундровых странствий британский ученый успел подружиться, а к концу экспедиции предложил стать его женой.

Родные коми девушки никаких препятствий для интернационального брака чинить не стали, за многомесячную жизнь бок о бок успели хорошо узнать своего будущего зятя. Помимо научных исследований и наблюдений Марк всегда находил время помочь оленеводам в их ежедневных заботах. А в некоторых оленеводческих навыках он, можно сказать, даже преуспел. К примеру, бывалые оленеводы удивлялись меткости, с какой англичанин накидывал аркан на шею оленя. Не знавший в начале экспедиции ни слова по-русски, к концу маршрута Дваер научился изъясняться и на русском, и на коми языке.

После Большеземельской тундры путь четы Дваер лежал в Лондон. Здесь один за другим у них родились двое сыновей – Кирон и Серафим. Семья продолжала навещать родных в Коми. Одновременно с этим Марк искал приложения полученных в Большеземельской тундре навыков, мечтал стать хозяином оленьего стада. Эта мечта привела его на Аляску, где англичанин хотел организовать оленью ферму. Однако из затеи ничего не вышло, так как традиционными занятиями на тамошних землях имеют право заниматься исключительно аборигены.

К этому времени Марк распрощался и с Кембриджем, поступив на службу в Агентство ООН по развитию, которая имеет разветвленную сеть во всем мире. Вскоре англичанин с семьей очутился в центре Африки – в Эфиопии и в Уганде. По каналам интернет-связи сотрудник ООН сообщал своим друзьям, что ему приходится заниматься всякими делами. Даже выкупать своих коллег, захваченных воинственными племенами в заложники.

А не так давно Марк получил новое назначение – в Демократическую Республику Кон­­­­­го. Как ниточка за иголочкой, туда же последовала и его семья. Правда, жена и сыновья проживают не в Конго, а в соседней, более спокойной Руанде. Две африканские страны расположены почти рядом, Марк к месту службы ездит на машине, а работа в структурах ООН позволяет беспрепятственно пересекать границы. Долго ли британско-коми семья будет оставаться в Африке, ее глава сказать пока не может. Впрочем, как и объяснить метаморфозу, почему любовь к Северу, в конце концов, привела его на самый юг – в сердце Черного континента.

Анна СИВКОВА.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №40 (4917) - 7 марта 2013 года

С дозором по Выльтыдору / За порядок в родном поселке староста Анна Кодатко радеет и без новой должности

Наивный арт Александры Сарыевой

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 40 (4917)
7 марта 2013 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»