Общество |
1 марта 2013 года |
Сад скульптур на бывшей зоне обнаружили юные следопыты из Воркуты
Саша Цымбалюк и Ирина Витман рядом с "Циолковским".
Расчищенный пьедестал.
"Летчик".
"Кутузов".
Прошлым летом юные краеведы из Воркуты в районе местечка Сангородок обнаружили кладбище скульптур бывшего лагерного парка. Историкам эти артефакты до сих пор были неизвестны. О сенсационной находке участники той прошлогодней экспедиции – воркутинские школьники Саша Цымбалюк и Руслан Булатов недавно рассказали на республиканской краеведческой конференции «Отечество – Земля Коми». ПО словам Ирины Владимировны Витман, которая была руководителем поисковой экспедиции, по маршрутам лагерного прошлого Воркутинского района ее подопечные отправляются не в первый раз. Прошлогодняя экспедиция стала уже десятой по счету. Все предыдущие годы ребята и их наставники обследовали в основном территории, прилегающие к Северо-Печорской железной дороге. Как известно, 28 декабря 1941 года в Воркуту пришел первый поезд. Этому предшествовала не имеющая аналогов в мировой практике прокладка железнодорожной магистрали. Ее отличительной особенностью стало уже одно то, что изыскания на предполагаемой трассе, ее проектирование и строительство проходили одновременно. Немалая часть будущего 1560-километрового железнодорожного полотна должна была проходить по Приполярью и Заполярью с вытекающими отсюда последствиями. В первую очередь с небывалой смертностью среди строителей-заключенных. Точкой отсчета этой «стройки века» стало 27 октября 1937 года, когда было принято специальное постановление Политбюро ЦК ВКП(б). Сдать «железку» в строй планировалось в сентябре 1945 года. Начавшаяся война внесла существенные корректировки в планы, строительство трассы на Воркуту было объявлено ударным. Путь укладывали одновременно на нескольких участках. Некоторые бригады за сутки продвигались почти на пять километров. Таких темпов в то время не знала не только советская, но и мировая практика железнодорожного строительства. Не случайно эту стройку нарекли народным подвигом. И одновременно – народной трагедией. Вся трасса была разделена на два участка: северный и южный. Границей между ними стала станция Кочмес. От Кожвы до Кочмеса располагались подразделения южного участка, от Кочмеса до Воркуты – северного. Первый включал 29 лагпунктов, второй – 27. На 1 января 1941 года списочный состав рабочей силы – заключенных насчитывал около 35 тысяч человек. Но уже спустя полгода на некоторых участках «выбыли из строя» от 60 до 80 процентов подневольных строителей. По обе стороны «стройки века» росли погосты. А больных и обессиленных отправляли в лаготделение «Сангородок», располагавшееся недалеко от станции Сивая Маска. Туда, к границе Воркутинского и Интинского районов, прошлым летом и держала путь экспедиция школьников. НА пассажирском поезде Воркута – Москва ребята и их руководители добрались до станции Сейда. Со станции пошли к берегу Усы. На территории располагавшегося здесь когда-то совхоза стоял дом В.Я.Попова, долгие годы считавшегося первооткрывателем Воркутинского угольного месторождения. На месте этого дома теперь руины. Зато могила Попова на кладбище ухожена стараниями его родных и близких. Следующим пунктом пешеходного маршрута по берегам Усы стала деревня Ошвор. Небольшой населенный пункт, возникший в начале ХХ века, в годы Гражданской войны стал местом самой кровавой трагедии на территории Коми края. Жестокая стычка между белыми и красными в одночасье унесла жизни около 70 человек. Большинство из убитых так и остались неопознанными. В 1977 году на железнодорожной станции Ошвор был поставлен обелиск в память трагических событий. По колеям, оставленным вездеходами, отправились дальше – на станцию Пышшор. Всю дорогу группу сопровождали развалины строений исчезнувших поселений. Были трудности с устройством биваков из-за сильно заболоченной местности. Проблематично было доставать и дрова: кругом простирались лишь низко стелющиеся кустарники. На четвертый день похода достигли точки, которую и стремились посетить. Разбили привал возле ручья Пернашор, одноименного с железнодорожной станцией, теперь закрытой. И сразу же принялись изучать окружающую местность. Через небольшую речку Пернашор теперь перекинут капитальный бетонный мост, по которому проходят поезда на Воркуту. А недалеко от нового моста можно рассмотреть развалины старого моста – деревянного. Один из руководителей экспедиции, председатель воркутинского «Мемориала» А.А.Калмыков привлек внимание ребят к рельсам, оставшимся тут от старого, первоначально построенного железнодорожного полотна. Судя по штампам и иностранным надписям на них, они были английского или американского производства. На бетонных «быках» старого моста ребята нашли и автографы его строителей. На следующее утро предстояло изучить место, где находился лагерный Сангородок. По сведениям историков, на его территории располагалось внушительное кладбище. Экспедиция намеревалась хотя бы приблизительно очертить его параметры. Но определить размеры лагерного погоста оказалось невозможно. Прежде всего из-за вымахавшей выше человеческого роста травы. В густых зарослях ребятам не удалось обнаружить ни одного памятника, креста, хоть какого-то обозначения могил. Впрочем, и предыдущие экспедиции по местам бывших лагерей завершались безрезультатно: большинство «зековских» кладбищ уже исчезли с лица земли. ПОИСК лаготделения вывел к железной дороге. Отсюда попытались определить, где же находился «въезд» в Сангородок. От насыпи вела одна-единственная тропинка, по которой и двинулись вперед. Тропка завела в густые заросли. Казалось, что эти места никто никогда не обживал. Однако тропинка вывела к цели. Лагпункт, куда поступали обессиленные и больные строители Северо-Печорской дороги, находился когда-то именно в этом месте, сейчас сильно заросшем, а кое-где и труднопроходимом. Спустя несколько минут ребята держали в руках первые артефакты – формы для выпечки хлеба. По всей видимости, здесь находилась лагерная пекарня. С этого места, разбившись на группы, стали скрупулезно обследовать окружающую местность по квадратам. Сангородок был крупным лаготделением. Подтверждение этому – множество разрушенных печей, отапливающих когда-то бараки. В самом центре лагеря отыскалась и большая железная печь с котлом. Нашли и другие котлы, а также большие армейские термосы для переноса пищи, многочисленные орудия труда, остатки механических агрегатов… Кое-где валялись столбы с колючей проволокой. Всю территорию лагеря изрезали пожарные канавки. Но самое поразительное открытие было впереди. НЕОЖИДАННО у дороги, которая вела к лагерному погосту, заметили остатки какого-то цементного изваяния. Оказалось – разрушенная временем скульптура. Видимо, когда-то эту дорогу венчала аллея из настоящих скульптур. Статуи выделялись солидными размерами. Время не пощадило их, многие практически неузнаваемы. Но даже в таком состоянии они произвели неизгладимое впечатление. Самой крупной скульптурой на аллее была, судя по всему, уже давно упавшая с постамента двухметровая фигура полярного летчика. Привычное место давно покинул и бюст какого-то генерала то ли Отечественной войны 1812 года, то ли другой эпохи. Распознать точно было сложно: эполет, крест на шее... Ребята окрестили артефакт «Кутузов». А героя еще одного бюста, изображающего человека с бородой, назвали «Циолковский». Лишь могучие торсы остались от возвышавшихся здесь же атлетов. Еще одна скульптура изображала оленя. Лучше других работ сохранились вазоны в начале аллеи и в разных ее точках. Когда очистили от наросшего мха и лесного сора один из постаментов, под ним обнаружилась выложенная из кирпича мозаика. Сейчас трудно сказать, какую площадь занимал сад скульптур в Сангородке. Как и то, сколько всего на его территории было статуй, изготовленных из цемента, гипса, других подручных материалов. К сожалению, никто пока не смог подсказать и имя человека (скорее всего, скульптора), который в этом глухом, гиблом месте, находясь между жизнью и смертью, создал островок лагерного искусства. В ПОСЛЕДУЮЩИЕ три дня ждали другие открытия. Побывали на территории еще одного крупного лагерного ОЛПа, увидели остатки узкоколейки, проложенной когда-то к берегу Усы. Там же предстал огромный карьер, откуда песок и гравий доставляли на отсыпку железнодорожной насыпи. Конечным пунктом маршрута стала станция Сивая Маска, откуда на поезде Москва – Воркута члены экспедиции добрались домой. Прошедший поход по замыслу его организаторов должен был стать для них завершающим по обследованию лаготделений от Хановея до Сивой Маски, входивших в состав Воркутинского района и созданных в период строительства Северо-Печорской железной дороги. Однако поразительные находки в Сангородке изменили планы. На следующий год Центр развития туризма, который возглавляет И.Витман, вновь планирует организовать туда экспедицию. «Всю лагерную территорию мы планируем обследовать более тщательно, буквально метр за метром, – говорит Ирина Владимировна. – Мы уверены, что нас там ждут и другие открытия». Что же касается обнаруженных скульптур, то перевезти их куда-то невозможно: в дороге они окончательно рассыплются. Ребята решили в предстоящий экспедиционный сезон хорошенько расчистить остатки изваяний, а в последующем водить сюда туристов. По итогам прошлогоднего похода уже разработан мемориальный маршрут, который будет включен в общую концепцию развития туризма в Воркуте. Публикацию подготовила Анна СИВКОВА. Снимки предоставлены Ириной ВИТМАН. |