Общество |
1 марта 2013 года |
Не лает, не кусает и денежку собирает/ На каком основании мы платим за обслуживание кодовых замков и домофонов?
Жильцы первого подъезда дома № 50 по улице Димитрова в Сыктывкаре недоумевают, какой компании теперь им платить за ремонт и обслуживание домофона. За четыре года адресат платежа менялся четыре раза, то есть ремонтировать домофон брались четыре разные компании. Каждая из них, закрепив обязательства договором, регулярно собирала с квартиросъемщиков плату за ремонт и обслуживание, но когда что-то ломалось, являться на вызов не спешила. ДОМОФОН в конце 2009 года на двери подъезда в доме № 50 устанавливала компания ООО «Визит-Коми», а деньги за обслуживание по абонентским квитанциям почему-то переводились на счет ООО «Визит-Сервис». Не все жильцы обратили на это внимание. Спохватились, когда оборудование вышло из строя. На звонки по указанным на абонентских книжках телефонам не отвечали, и офиса фирмы по обозначенному адресу квартиросъемщики тоже не нашли. Оказалось, что компания «Визит-Коми» – фантом. Головной офис компании «Визит-Сервис» обнаружился в Архангельске, ни дозвониться, ни выехать куда, понятное дело, у сыктывкарцев не было никаких возможностей. После того как на эту фирму пожаловались жильцы и других близлежащих домов, управляющая компания дома №50 – «ЖУК» – заключила от имени жильцов договор на обслуживание домофонов с другой компанией – ООО «Дом Сервис Плюс». С того времени плата за обслуживание и ремонт домофона выводилась отдельной строкой в квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг. Поначалу представители «Дом Сервис Плюс» оперативно реагировали на жалобы жильцов, сразу устраняли неполадки, но потихоньку все обслуживание сошло на нет, и доверить заботу о домофоне собственники помещений решили ООО «Центр Домофон», заключив с ним договор на техническое обслуживание. Ежемесячно с каждой квартиры теперь взимается абонентская плата в размере 25 рублей. В год это составляет 300 рублей. В подъезде 15 квартир, значит, за год с одного подъезда выходит 4 тысячи 500 рублей. А не многовато ли, учитывая, что при установке домофона стоимость оборудования жильцы уже оплатили. С каждой квартиры тогда взимали по 1900 рублей, и в сумме это составляло 28 тысяч 500 рублей. Соглашение жильцы 50-го дома заключили на год, но подумывают, а может, отказаться от абонентской формы оплаты и рассчитываться с обслуживающей фирмой за текущий ремонт по фактическим расходам? И вообще, насколько законно взимание абонентской платы за исправную работу технического оборудования? Ведь не платят же компании, скажем, устанавливающие окна, за то, чтобы створки окон легко закрывались и так же легко открывались? Всем известно, что поломки и неисправности оконные компании устраняют в рамках установленного в договоре гарантийного срока обслуживания. ВОПРОСОМ оплаты сервисного обслуживания домофонов задавались, оказывается, и в Усинске. Причем не только жильцы. Недавно на своем официальном сайте Прокуратура РК опубликовала информацию о том, что по обращениям жителей дома № 3 по ул.Возейской в Усинске городская прокуратура проверила, законно ли взимает управляющая компания ООО «Модуль» плату за обслуживание кодовых замков на дверях подъездов многоквартирных домов. Ежемесячно за «обслуживание кодового замка» собственники жилых помещений платили 15 рублей по квитанциям за ЖКУ. Платеж за этот вид услуг был выведен отдельной строкой. Между тем собственники жилых помещений такого решения не принимали. Поэтому, как считает усинская прокуратура, плата за обслуживание и ремонт кодовых замков и домофонов взималась незаконно. Эта услуга входит в плату за содержание и ремонт общедомового имущества. Надзорное ведомство ссылается на ст. 154, ст. 158 Жилищного кодекса РФ и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. В соответствии с п. 7 правил, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе из автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома. Из всего этого по выводам прокуратуры следует, что жильцы оплачивали одну и ту же услугу дважды. После проверки прокуратура Усинска обратилась в суд с тем, чтобы горожанам вернули сумму переплаты. Усинский городской суд удовлетворил требования прокурора и в свою очередь тоже признал незаконность действий управляющих компаний по начислению и взиманию платы за обслуживание кодовых замков на дверях подъездов домов. Двойная оплата в нарушение требований закона взималась управляющими компаниями с 2010 года и по настоящее время. За этот период граждане переплатили свыше 1,4 млн. рублей. ТАРИФЫ в домофонных компаниях колеблются от 15 до 30 рублей в месяц. Деньги не такие уж большие, поэтому никто из квартиросъемщиков особо не интересуется, какую сумму фирма собирает ежемесячно, скажем, с подъезда и сколько тратит на ремонт. Зачастую люди даже не знают, заключен ли договор с компанией, на счет которой перечисляется абонентская плата. Так, большинство жильцов первого подъезда дома № 50 не знает, заключен ли договор с ООО «Центр Домофон», на чьем балансе числится оборудование, установленное в подъезде, и что именно отремонтировала эта компания. Некоторые жильцы до сих пор платят «Визит-Коми», поскольку ушлые представители этой странной фирмы, невзирая ни на что, распространяют через почтовые ящики свои абонентские книжки. Подавляющая масса рассуждает примерно так: «Ну переплатили 300 рублей за год, а чтобы вернуть их, понадобится не один год разбирательств, а то и более». Однако опыт Усинска показывает, что незаконные «копеечные» поборы в конечном итоге складываются для обслуживающих фирм в миллионные доходы. В прокуратуру Сыктывкара с просьбами разобраться в законности начисления абонентской платы за сервисное обслуживание домофонов не обращался ни один человек. Однако в надзорном ведомстве нас заверили, что если у кого-то из горожан возникнут сомнения на сей счет, то готовы разбираться в подобных вопросах. Дескать, пусть только напишут заявления. По словам специалистов, в каждом случае необходимо разбираться отдельно. – Такая услуга, как сервисное обслуживание домофона, в Жилищном кодексе РФ не упоминается. Решения об установке и обслуживании домофонов должны принимать собственники помещений многоквартирного дома на общих собраниях. В том случае, если собрания не было и никаких решений собственники по поводу этих расходов не принимали, а оборудование не состоит на балансе ТСЖ, то взимание платы незаконно. В Коми имеется положительная судебная практика по искам граждан о перерасчете платы за обслуживание и ремонт домофонов, – поясняет член Коми республиканской общественной организации «Потребительский надзор» адвокат Роман Койдан. Словом, платить или не платить – на этот вопрос однозначно может ответить только суд. Оборудование автоматически запирающихся устройств, то бишь кодовых замков, нельзя сравнивать с теми аппаратами, которые бесплатно ремонтируются в рамках гарантийного срока. В иных подъездах, если все жильцы – это аккуратные и рачительные люди, домофоны исправно работают без всякого ремонта в течение нескольких лет. В других – тот же доводчик выходит из строя по вине самих жильцов чуть ли не по десять раз в месяц. Свою лепту вносят и вандалы, которые то и дело ломают кодовые замки, вырывая их с корнем. Тут ни одна компания не согласится на установку замков с последующим бесплатным гарантийным обслуживанием. Что выгоднее жильцам – платить ежемесячно фиксированную сумму, но незначительную, или по фактическим расходам, но разом и ощутимую, тоже так сразу и не скажешь. Переплачивают квартиросъемщики за эту услугу или нет, можно вычислить лишь в том случае, если кто-то из самих жильцов (когда в доме нет ТСЖ) будет контролировать расходование перечисляемых средств. Ольга САЖИНА. |