Из первых уст |
14 сентября 2012 года |
Леонид Федосов: "Красивые города можно создавать и сейчас"
Согласитесь, что, попадая даже в самый богатый город, нашпигованный небоскребами, в какой-то момент мы невольно ищем отдушину: небольшой сквер, фонтан, скамейку. То, что собственно и создает уют, ощущение камерности. Одним словом, то, без чего город перестает быть местом обитания людей, превращаясь в хаотично организованное, холодное, бездушное пространство из стекла, железа и бетона. Какими должны быть наши города? Кто определяет стратегию развития города, что делает его комфортным и есть ли для этого потенциал? Обо всем этом наш разговор с председателем Союза архитекторов республики, профессором кафедры дизайна Сыктывкарского госуниверситета Леонидом Федосовым. – Леонид Сергеевич, Вам нравится, как выглядит столица республики? – По-прежнему остаюсь поклонником «старого» города, поэтому мне нравится часть улицы Бабушкина, театр драмы, улица Советская, часть Орджоникидзе. Нравится Театральная площадь, или, как ее сегодня называют – площадь трех фонтанов, перед театром оперы и балета. Несомненно, в лучшую сторону преобразилась улица Свободы, особенно та часть, что ведет к реке, это почти отдельный микрорайон, там хорошо подобрана цветовая гамма домов: коричневый, белый, желтый кирпич, интересное остекление. Весьма неплохие объекты есть и в Эжве. Конечно, сегодня застройка города интереснее, разнообразнее, качественнее, чем в былые времена. Удручает другое: помимо коммерческого жилья или офисно-торговых зданий почти ничего не строится, все охвачено духом торгашества. У многих, увы, сегодня именно такое отношение к городу, да и к жизни вообще. Каждый, кто вносит свою лепту в застройку города, решает свою частную задачу. Но даже при существующем положении дел можно создавать красивые города, просто об этом надо думать, а не рассматривать очередную постройку как сумму пожеланий инвестора, заказчика и т.п. Надо думать о городе, о том, как будет выглядеть то или иное здание в общем ансамбле, как оно впишется в город, в котором мы живем и в котором его жителям должно быть комфортно. – Да, но раньше по любому поводу, так или иначе связанному с застройкой Сыктывкара, с почина главного архитектора собирался градостроительный совет, на котором обсуждались застройка микрорайонов, проекты зданий. – Градостроительный совет был распущен предыдущим мэром. Сегодня этого звена нет... – Не оттого ли возникают такие нелепости, как, например, попытка узаконить строительство в центре города очередного офисно-торгового центра? Речь идет о недавних общественных слушаниях по поводу строительства офисного здания в районе пересечения улицы Коммунистической и Октябрьского проспекта. – К счастью, мэрия отменила решение, слишком уж в этой ситуации все было шито белыми нитками. Общественные слушания, которые во многих случаях проводятся весьма формально, – это очень сложная система, которую надо отлаживать, что практически невозможно сделать в нашем обществе. Мы априори считаем многих чиновников своими врагами, но вот посмотрите, что в этой истории получилось на деле. Пришло несколько десятков обычных людей, не имеющих вообще никакого отношения ко двору, о котором идет речь, и проголосовали «за». Кто они, эти молодые люди? Непонятно. В результате баланс 75 против десяти. Причем именно эти десять и живут в этом дворе. Считаю, что это в корне неправильно, когда люди, абсолютно не причастные к спорному дому или ко двору, решают их судьбу. Не знаю, кто должен отвечать за такие сложные ситуации, возможно, некая некоммерческая структура, но так, как это происходит сегодня, быть не должно. – А как должно? – В той же Финляндии, например, все проектирование ведется на конкурсной основе. Это правильно, когда на любой объект существует хотя бы три варианта решения. Там конкурс, соревнование профессионалов, а это преграда для «карманных» проектов. И потенциальное здание там рассматривается сразу в интерьере города: парка, сквера, одним словом, окружающей его среды. – Во времена оные количество любых построек определялось определенными нормами проектирования, будь то аптеки, парикмахерские или бани. За последнее десятилетие в Сыктывкаре появилось огромное количество торговых центров. Как вы думаете, существует ли потребность в таком количестве супермаркетов? – Не знаю, кто и что в скором времени там будет покупать. Безусловно, такое количество – это ошибка. С точки зрения иногородних инвесторов понятно, они вкладывают деньги, чтобы их окупить. Но зачем это городу? Конечно, никакой системы расчетов потребительской потребности при строительстве подобных объектов нет. Просто очень многие крупные бизнесмены желают построить свой торговый центр в удобных для них жилых районах. Поверьте, это не просто грустно, это плохо, когда бизнесмены, чиновники, в том числе и во властных структурах, не хотят понимать или принимать роли архитектуры и строительства даже в своей среде. Почему они не думают о городе, по которому невозможно пройти после дождя? Вот возле центрального универмага, напротив Сыктывкарского университета – вечные лужи, которые невозможно обойти, тем более детям и старикам. Неужели не хватает административной воли раз и навсегда решить этот уже набивший оскомину вопрос? Я уже не говорю о дорогах, которые, честно говоря, будь моя воля, я заставил бы строить и расширять банкиров, под любую справку выдающих автокредиты. Это же нелепица – такое количество машин на улице, где когда-то ездили всего два автобуса. Причем многие поездки объясняются не функциональными потребностями, а простым желанием покрасоваться. Куда ехать в Сыктывкаре на «Лексусе», когда в городе всего две магистрали способны пропустить современный поток автомобилей – это Коммунистическая и Октябрьский? А запущенные дворы и ямы по полметра? Причина одна – слабая, а может, и вообще никакой стратегии по благоустройству и градостроительству в целом. Да, есть генеральный план, и слава богу, но это слишком большой план. А поэтапное, поступательное благо-устройство дворов, улиц, парков – земли, одним словом, ничего этого нет. Кто сегодня решает вопросы дизайна города, его среды? А ведь это огромный пласт городской культуры! В лучшем случае этим занимается горзеленхоз. А так – какой-нибудь случайный дядя решает, в какой цвет ему покрасить урну или скамейку, где поставить ограду, а где посадить дерево. – Вы как-то сказали, что город лучше всего знают таксист и архитектор. Оба постоянно держат его в голове. Таксист – как географический объект, архитектор – как объект своего труда. Наверное, это не слишком завидная участь – переживать за какие-то архитектурные нелепицы, которые, может, и видны только вам? – Это нормально. В республике есть все, чтобы перейти на другой уровень осознания, куда двигаться дальше в вопросах архитектуры и градостроительства. И ругать, наверное, никого не стоит, не стоит плакаться, а просто нужно каждый день потихоньку двигаться в одном правильно выбранном направлении. Есть такой хороший пример – московская Остоженка. Преподаватели архитектурного института с участием студентов-архитекторов разработали концепцию этого известного места. Студентам предложили разные участки улиц: придумывайте, предлагайте свои условия. Их поддержали городские власти. Постепенно было создано архитектурное бюро «Остоженка», которое проектирует в этом районе уже несколько лет отличные архитектурные объекты. В итоге появилось свое лицо у бывшей неприглядной ветхой застройки. Так было когда-то и в республике, когда молодые архитекторы делали проекты в районных центрах. Были заказы на проектирование пусть небольших объектов, и хотя их было немного, но строились архитектурно осмысленные здания. – Мы уже не раз поднимали тему невостребованности выпускников факультета искусств. Молодые дизайнеры могли бы внести огромную лепту в облик города, в котором, по крайней мере, учились. – Безусловно. Тем более что уже с младших курсов они учатся работать на реальном городском материале. Все наши дипломы – региональные, они посвящены нашей республике. Все студенты регионально ориентированы – на 100 процентов. И поверьте, в нашем небольшом студенческом сообществе мыслей о республике, о ее архитектурном развитии ничуть не меньше, чем в любом архитектурном управлении. Понятно, что эти мысли с разным уровнем проработки, но что их много – это факт. – На что же нацелена работа дизайнеров-средовиков? – На исправление ошибок нашего города, если хотите. И не потому, что архитекторы и строители плохие, а потому, что они не доходят до этих, с их точки зрения, мелочей. До дизайна тех же зеленых насаждений, благоустройства малых форм. Наши пятикурсники, дипломники и выпускники готовы работать с любым муниципалитетом. В этом году мы делаем несколько дипломных работ по заказу главного архитектора Сыктывкара Александра Заборского. Речь идет о проектировании системы скверов на определенных участках Сыктывкара. В следующем году будем работать над проектами площадок для транспорта: парковок, многоэтажных гаражей. Вообще молодые дизайнеры постепенно могли бы приблизиться к реальным запросам города, провести, образно говоря, поисково-пионерную работу, найти места, которые можно было бы изменить, благоустроить, сделать их привлекательными, оригинальными, гармонично вписывающимися в рельеф конкретной местности. Глава администрации Сыктывкара мог бы все это оценить по представленной ему визуальной версии. Еще раз повторю, что мы готовы к сотрудничеству с любым муниципалитетом. Интересную идею, кстати, мы получили на вручении дипломов выставки-смотра лучших архитектурных объектов «Зодчество года» от главы администрации Корткеросского района Василия Гончаренко. Он предложил поработать над проектированием сельской среды. – Казалось бы, профессия дизайнера – одна из самых престижных и уж тем более самых оплачиваемых в мире. Тем не менее в республике как-то не ощущается спрос на молодых, талантливых, креативных… – К сожалению, это так. За исключением разве что архитектурной мастерской «Модулор», плотно работающей со студентами и выпускниками-дизайнерами. Спасибо ее руководителю – Олегу Кукушкину, который, кстати, неизменно бывает на наших защитах. А вот представители мэрии, увы, интереса к готовым дипломным проектам так и не проявляют. Кстати, по поводу престижа профессии. Приведу пример. В небольшом архангельском городе Котласе, вернее, на отрезке от станций Котлас-узел и Котлас-Южный стоит заброшенный элеватор. Очень известный и востребованный амери-кано-норвежский дизайнер Скотт Тоэ предложил администрации Котласа проект – скрыть от глаз это сооружение. И придумал силуэт города из плотных бумажных щитов, с окошечками-лампами. И, насколько мне известно, норвежское правительство со своей стороны готово включиться в проект. Затем, чтобы поддержать своего дизайнера. Смотрите, своего дизайнера, даже за рубежом! А у нас – хотя бы в своей республике поддерживали своих… Кстати, Скотт Тоэ посетил нашу выставку курсовых и дипломных работ и по достоинству оценил курсовую работу студентки Ирины Гусевой. Это был проект экологического центра, сооруженного на месте заброшенной шахты. Он так и сказал: «Смелая девушка!» – Все ли Ваши подопечные способны творчески мыслить? Можно ли вообще научить креативности? – А что такое творчество? Это перебор вариантов. Если человек может придумать что-то одно и на этом его мозги «кончились», это не творчество. Умение втягивать себя в процесс, где из одного варианта рождаются десятки, где человека захлестывает вдохновение, и включается все: интуиция, сердце, голова – это творчество. Очень многое дает конкуренция: подстегивает и не дает расслабиться дух соперничества. – На закрытии пленэра «Клюква» в Центре культурных инициатив «Югор» Вы рассказали о любопытной идее со сложным составным названием «Нордурбология». Можно об этом подробнее? – Нордурбология – это мой неологизм, который буквально расшифровывается как «теория строительства северных городов». Во время пленэра «Клюква» я в течение непродолжительного времени ознакомился с этим удивительным местом – селом Онежье, деревней Козловка, с замечательными хозяевами, принимавшими художников. Это семья Алексеевых, у которых мы жили. И я понял, что нашел место для осуществления любопытной идеи – вывезти студентов на несколько дней в зимние просторы, с тем чтобы попробовать построить нечто: городок, объекты, дома. Творить можно из чего угодно – бумаги, снега, льда. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Остаюсь поклонником «старого» города, поэтому мне нравится часть улицы Бабушкина, театр драмы, улица Советская, часть Орджоникидзе. Возле центрального универмага, напротив Сыктывкарского университета – вечные лужи, которые невозможно обойти, тем более детям и старикам. Неужели не хватает административной воли раз и навсегда решить этот уже набивший оскомину вопрос? Кто сегодня решает вопросы дизайна города, его среды? А ведь это огромный пласт городской культуры! |