Культура |
24 августа 2012 года |
Очарованные Онежьем/ Художники пленэра "Клюква" предъявили творческий урожай
Во вторник в Центре культурных инициатив «Юг?р» открыли выставку «Клюква». Выставка – итог экспериментального международного пленэра визуальных искусств, который прошел на реке Вымь в невероятно красивом месте – селе Онежье Княжпогостского района с 9 по 19 августа. Участники пленэра – художники, по большей части преподаватели СГУ, на открытии выставки своей радости не скрывали: эксперимент не просто удался, его результат превзошел все мыслимые и немыслимые ожидания. Напомним, здесь в Онежье, в деревне Козловка, вот уже многие годы практически все летнее время обитает замечательное семейство Алексеевых. И Дмитрий, и Ирина не нуждаются в особых представлениях. Дмитрий – журналист, человек, ведущий активную миссионерскую и просветительскую деятельность. Сегодня, например, он не только помогает восстанавливать Онежский храм, но и участвует в проведении богослужений. Ирина – художник, специалист по технике сухого валяния. Идея собирать в Онежье людей творческих, близких им по духу, вызревала давно. А окончательно все сложилось, когда Алексеевым довелось познакомиться с художником, преподавателем СГУ Анжелой Размановой и автором оригинальных проектов, сотрудником Национальной галереи РК Ольгой Орловой. Анжела, как мы уже писали, выступила куратором пленэра, Ольга – экспертом. Сразу же по приезде в Онежье художники были очарованы здешними местами, чему способствовала сама природа. Ослепительное солнце сменилось дождем, после на небе засияли сразу две радуги. А к вечеру на реке, заполнив все ложбинки между кустистыми деревьями, осел совершенно «норштейновский» туман, и на небе зажглись звезды. Природа, будто поддразнивая художников, явила им удивительные пейзажи этих мест. Творческий десант состоял из пятнадцати человек. Краткими же набегами здесь успели побывать многие известные личности. В их числе архитектор Леонид Федосов, специалист по иконе Наталья Плаксина, поэт Надежда Мирошниченко, уроженец этих мест писатель Григорий Спичак и др. Художников успели навестить ректор СГУ Василий Задорожный, заместитель министра культуры РК Алексей Просужих, директор Центра творческих инициатив Анастасия Прокудина. В тот день в Козловке развернулся настоящий вернисаж, где деревенские избы заменили стены галереи. Застать художников в обычный творческий день в одном месте было невозможно: каждый, облюбовав заветный уголок, уходил в свое «плавание». Уже на четвертый день в «мужской» избе, где наряду со своими коллегами обитал керамист Владимир Дурнев, появилось несколько совершенно архаичных с виду предметов, изготовленных из «живой» глины: кувшин, жернова, короба. Глину, насыщенную травинками, жучками, ракушками, Владимир нашел практически сразу по приезде. Возможно, признается, он и не стал бы заводиться с керамикой, тем более что и условий для обжига как таковых не было. Но его приворожили так называемые кольца времени бревен избы, которой уже давно минуло сто лет. Эти кольца и были отпечатаны на предметах, составивших небольшую концептуальную коллекцию «Календарь времени»: сосуде, коробах, жерновах. Сырая глина прикладывалась к срезам бревен, кольца впечатывались в податливый материал. Просто и гениально. Кстати, через несколько дней после того, как Владимир нашел на берегу Выми материал для работы, в Онежье засвистели глиняные свистульки, изготовленные руками мастера для местной детворы. Так и осталось загадкой, понадобился ли Валерии Осташовой микроскоп, который она накануне пленэра пообещала журналистам взять с собой для работы. Но однозначно, что ей пригодились куда более брутальные инструменты: болгарка, долото, топор, гвозди. Результат – оригинальный пейзаж на куске кровельного железа: вздыбленное ночными облаками небо, абрис изб, крохотное светящееся окно, за которым, должно быть, пьют чай или укладывают спать ребенка. Совершенно удивительное зрелище – подрагивающие на ветру стеклянные «полотна», растянутые на вертикально установленных жердях. Это инсталляция Анжелы Размановой. На этих «полотнах» бегут чьи-то скоротечные мысли, стекла отражают небо. Тонкий мир, в котором каждый увидит свое. Возможно, это сны Алисы в Стране чудес. Полное ощущение ирреальности. В самом начале пленэра художники навестили соседнюю деревеньку – Среднюю Отлу, где стоит часовня «Возведение Пресвятой Богородицы во храм». В деревеньке доживают свой век несколько полуразвалившихся изб, одна из них особо запала в сердца художников. Здесь они наткнулись на ворох старых фотографий, полуистлевших газет. На столе в рамке фото, видимо, последнего хозяина дома. Эти фотографии впоследствии станут частью ассамбляжа Аси Масловой – ухтинской художницы. А из железа, найденного в брошенных домах, – засовов, багров, скоб, крючков, подков, цепей – родилось удивительное панно «Птица Вымь». Его автор – сыктывкарец Андрей Аксеновский, актер театра «Фантастическая реальность», на пленэре больше выполнял функции оператора. Фрагменты «железной» птицы он сложил уже дома. Этот старый дом, как ни странно, так или иначе прозвучал в работах нескольких художников. Совершенно по-особенному – в этюдах Светланы Бутаковой, у которой ощущается свое, очень глубинное отношение вот к таким доживающим век домам-старикам. Фотохудожник Игорь Попов по-своему решил преобразовать пространство старого дома, внеся в него солнечные полоски желтого скотча. Причем не в фотошопе, как могло показаться, а буквально обклеив им все внутреннее пространство дома. В неожиданном качестве предстал ухтинский фотохудожник Олег Сизоненко. Он взял в руки кисти и краски, набивает руку на натюрмортах. Пленэр для него – возможность поучиться школе пейзажа. Благо есть у кого – так или иначе к пейзажу обращались Анжела Разманова, ижевский художник Виталий Окунь, Светлана Бутакова, Ася Маслова, Максим Умпелев, Максим Витязев, Людмила Юшина. Замечательный триптих оставил Владимир Дурнев. И все же итогом пленэра для Олега стал совершенно «голландский» натюрморт со старинной утварью. А вот польскую художницу Камилу Куик, как призналась она сама, к творческому выдоху больше всего побуждают человеческие глаза. Камила – мастер портрета, на пленэре она писала лица своих сотоварищей. О работах Сергея Разманова тоже можно говорить бесконечно. Это человек, в руках которого обычный мусор превращается в произведение искусства, его инсталляциям нет цены. Но то, что он привез на пленэр, стало объектом не только для художественных фотографий и полотен художников. Прогулки по Выми на легкой, изящной лодочке-каноэ, которую он смастерил по случаю пленэра, как нельзя лучше вписались в атмосферу Онежья, ставшего на несколько дней тихой творческой пристанью для художников. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия Напалкова и участников пленэра «Клюква». |