Культура |
23 августа 2012 года |
Паша Микушев: "Чем больше лет, тем ближе к детству"/ "Классику коми этнофутуризма" скоро исполнится 50
В Национальном музее РК открылась выставка известного в республике и за ее пределами художника-этнофутуриста Павла Микушева. Выставка «В небе, на земле, под водой» приурочена к 20-летию творчества и грядущему 50-летию художника. В экспозиции представлено 27 работ. Порядка десяти уже не принадлежат автору, это собственность частной коллекции. Двенадцать работ художник написал за этот год. Почему, собственно, этнофутуризм и как Паша Микушев (именно так художник обозначен в афишах) выбрал это направление, он рассказал нам накануне открытия выставки. Павел окончил художественное отделение республиканского училища искусств (ныне – колледж). Как говорит сам, по зову души он не написал ни одной реалистической картины, ни одного пейзажа. Только – в процессе учебы. В поисках своей ниши опробовал и кубизм, и модерн, с большим интересом обращался к творчеству Василия Кандинского – апологета русского абстракционизма. Все это со временем найдет отражение и в работах Павла Микушева. В пору творческого поиска Павел вернулся к тому, что зацепило во время подготовки диплома, тема которого была посвящена азбуке Стефана Пермского. В процессе работы над дипломом в каких-то старых изданиях (компьютерная эра еще не наступила) он ознакомился с материалами, связанными с мифологией. Особый интерес вызвал изданный еще в 1980-е годы шикарный альбом с иллюстрациями пермского звериного стиля коллекции Пермского музея. Художественное чутье подсказало: это и есть его тема. Именно тогда, кстати, постепенно вставало на ноги финно-угорское движение. Его и товарища по творчеству, также хорошо сегодня известного художника-этнофутуриста Юрия Лисовского, пригласили на одну из первых молодежных ассоциаций финно-угорских народов (МАФУН) в Эстонии, в рамках которой много говорили и об этнофутуризме: проникновению прошлого через современное видение. В этом же направлении активно работали художники из Удмуртии. В течение нескольких лет Микушева и Лисовского приглашали на тамошние этнические фестивали, наподобие пермского «Камwа». Cо временем в работах Павла Микушева наметился и свой художественный почерк, так называемая точечная графика. По его словам, идею он подхватил с бисерной вышивки, графически «перенеся» и вписав ее в фигурку животного. Дальше – больше, особый почерк начал плотно приживаться в работах, поначалу – фрагментами, затем появились целые полотна, написанные исключительно таким образом. Однажды художник с большим удивлением узнал, что именно таким «точечным» манером рисовали австралийские аборигены. Вообще декоративность работ художника – это стилизация народных орнаментов: узорного вязания, родовых пасов, наскальных петроглифов. Всем этим с особым изыском он и «начиняет» свои полотна. Что же касается тематики работ, то в этом Павел пока остается преданным выбранному однажды. Это финно-угорский миф и фольклор, пермский стиль, привлекающий его богатой образностью, космологичностью и архетипичностью. Герои его произведений – лосеголовые шаманы, персонажи дуалистического космогонического мифа о сотворении мира Ен и Ом?ль, водная птица, рассекающая звездное небо. Одна из работ, входящих в экспозицию выставки, так и называется – «Путь водной птицы». На открытии выставки в минувшую пятницу художника поздравили первый вице-спикер Госсовета РК Валерий Марков, заместитель министра культуры РК Марина Андреева, художественный руководитель Национального музыкально-драматического театра Светлана Горчакова. Все отмечали талант и особое видение мира художника. Кто-то из поздравителей спросил, почему все-таки на афишах выставки Павел обозначен как Паша. В ответ художник скромно признался: «Чем больше лет, тем ближе к детству». Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |