Из первых уст |
24 августа 2012 года |
Виталий Лифляндский: "С помощью 3D мы сохраним в республике киносеть"
Республиканское учреждение «Комикиновидеопрокат» разработало проект развития сельской киносети. Чтобы люди в глубинке вновь потянулись в кино, необходимо, по мысли прокатчиков, в райцентрах республики создать сеть 3D-кинозалов. О сути этой концепции мы расспросили одного из ее инициаторов, директора республиканского «Комикиновидеопроката» Виталия Лифляндского. – Виталий Геннадьевич, ваш проект – ноу-хау или откуда-то позаимствован? – Мы обнаружили эту информацию в интернете. Заинтересовавшись 3D-показом и зная, что сегодня это наиболее коммерчески успешная форма кинопоказа, стали искать и наткнулись на одну компанию, которая сотрудничает со всеми крупнейшими дистрибьюторами. Она оборудовала по России уже более сотни таких залов. Чем хорошо такое оборудование? Во-первых, оно не очень дорогое, во-вторых, позволяет давать видеопродукт в современном изображении. Ведь сегодняшнему зрителю, особенно молодому, очень важен эффект присутствия, когда он не просто смотрит на экран, а находится в центре происходящих событий. Один из самых важных аспектов проекта в том, что это очень быстро окупаемый бизнес. Но при условии, что будет создана сеть. Копия фильма стоит приличных денег, и если крутить ее в отдельно взятом кинозале, в лучшем случае можно отбить эти деньги. Но это когда есть большое количество зрителей и большой интерес к картине. А если будет сеть, то одной копией, проработав неделю в одном районе, неделю в другом, неделю в третьем, мы не только возвращаем затраты, но и получаем прибыль, которую можно вкладывать в приобретение копий новых фильмов, а также и в создание своего продукта, например, кинолетописи республики, или направить средства на развитие этого зала, его расширение. Мы подготовили письмо в Министерство культуры с обоснованием необходимости и прежде всего социальной значимости проекта, который позволит нам сохранить сельскую киносеть. Мы должны учитывать современные условия. Можно, конечно, каждому уткнуться в экранчики своих компьютеров. Но кино на мониторе и кино на большом экране – две большие разницы. И потом люди, особенно на селе, еще не настолько поражены болезнью автономности, от которой страдают горожане. Сельчане любят общаться. Тем более молодежь, которой не просто интересно что-то там посмотреть, а посмотреть всем вместе, поделиться, потусоваться, обсудить все это. – И во сколько же обойдется реализация задуманного? – Оборудование для 20-местного зала стоит 300 тысяч рублей. Оборудовать зал на 60 мест стоит около 700 тысяч рублей. А вот зал в 150 мест стоит уже 150 тысяч долларов, или около 5 миллионов рублей. Согласитесь, разница во вложениях впечатляющая. – Кинозал за 300 тысяч выглядит подозрительно дешево. – Это потому, что здесь нет капитальных вложений – только в саму установку. Это сервер, DVD-плеер и видеопроектор, который выводит картинку на экран. Все это стоит недорого. Самое дорогое здесь – очки, 120 долларов каждые. То есть в зале на 20 мест придется потратить 2400 долларов только на очки. Разумеется, речь идет о том, что уже имеется готовый зал. – И где же его найти, если подходящие помещения проданы или находятся в аренде? – Нам нужны залы от 20 до 60 мест. Такие помещения всегда найдутся в сельских очагах культуры. И здесь многое зависит от позиции местной власти. Недавно на коллегии Министерства культуры я подошел к одной даме, руководителю отдела культуры, – не буду называть район, погрязший в алкоголизме и пьянстве. И сказал: «Хочу посмотреть в глаза человеку, руководителю культуры района». Она ответила почти что с вызовом: «Да, мы все кино закрыли! А людям это не нужно. Кто захочет пойти в старое здание с провалившимися полами, обшарпанными стенами и поломанными креслами?» Мне кажется, что это называется профнепригодность. Почему же вы ничего не сделали для обустройства этого очага культуры?! Зачем тогда нужны такие сотрудники, если они считают, что учреждения культуры в их районе не нужны? А что нужно? Ларек с пивом и водкой? Для чего существует районный отдел культуры? Чтобы проводить один праздник в году? Я к чему об этом рассказал. В районах такие кинозалы не будут обузой. Просто надо работать, а это дело вообще-то хлопотное. Жизнь вообще штука хлопотная. И если ты хлопотать не будешь – у тебя ничего и не будет. Под лежачий камень вода не течет. Надо работать! – Так-то оно так, но муниципалы могут сослаться на отсутствие средств. – При условии софинансирования с республиканским бюджетом, а может быть даже и с федеральным, сумма получается вполне подъемная. Ведь чтобы во всех районных центрах оборудовать такие залы, требуется всего около 10 миллионов рублей. Что такое 10 миллионов рублей для республики? Это что, неподъемный груз? В свое время, видимо исходя из подобной логики, была закрыта «Кинолетопись республики», стоившая 1,5 миллиона рублей в год. Но, знаете, на одного чиновника затрат больше, чем на всю кинолетопись. – Раз уж Вы упомянули о кинолетописи, хочу спросить, как складывалась Ваша судьба, после того как прекратилось финансирование летописи? – Кинолетопись закрыли в 2004 году. Но комикинокомпания «Парма ель», учредителем и генеральным директором которой я являлся, продолжала снимать летопись нашей республики собственными силами и средствами, которые мы зарабатывали, снимая фильмы по заказам. Но, к сожалению, даже продав квартиру, машину, гараж и участок земли, я протянул всего до 2010 года. – Что стало со снятым материалом? – Материалы в негативе хранятся у меня дома. Их необходимо отпечатать, смонтировать, произвести перезапись – свести вместе звук и изображение, чтобы они обрели форму либо фильмов, либо киноальманахов, киножурналов, перевести на цифровой носитель. Съемок достаточно много – с 2004 года, когда было официально закрыто государственное учреждение – редакция киножурнала «Парма ель» (открытое, между прочим, еще указом Главы РК Юрием Спиридоновым в 1996 году, который очень хорошо понимал необходимость создания «летописи в зримых образах»). Снято тысячи метров пленки. Со временем все отснятое приобретает все большую и большую ценность. На пленке, например, запечатлены митинги наших стариков-пенсионеров, протестовавших против монетизации льгот, открытие Финно-угорского центра и многое другое. Каждый год мы снимали 9 мая в День Победы. И по этим съемкам можно увидеть, как редеет колонна ветеранов. – Тележурналисты к вам не обращаются с просьбой предоставить им ваши архивы? – Конечно, обращаются, и мы готовы со всеми сотрудничать. Например, недавно мы обсуждали условия продолжения программы «Старая кинолента» на телеканале «Юрган». Но дело в том, что в 2000-е годы производилась варварская пересъемка киножурналов и документальных кинофильмов в кинопрокате с экрана. Это настолько технически безграмотно и откровенно плохо, что, став директором кинопроката, я категорически запретил такую съемку. И вот когда мы обсуждали с руководством и творческой группой телеканала восстановление программы «Старая кинолента», то единственное условие, которое я поставил, – перевод с кино на видео современными технологическими методами. Это значит, мы берем эту кинопленку, везем в Петербург или Москву и прогоняем через специальную аппаратуру, получая практически без потерь качественные изображение и звук. – Вы уже почти два года возглавляете «Киновидеопрокат». На Ваш взгляд, насколько он отвечает требованиям сегодняшнего времени? – В октябре нашему предприятию исполняется 75 лет. Что такое «Киновидеопрокат» сегодня? Прежде всего это фильмохранилище с более чем 8 тысячами наименований – то, что было приобретено за 75 лет. Но если оставить только фильмохранилище и закрыть непосредственно кинопрокат, в тот же день умрет вся районная сельская киносеть, а это более 70 кино- и видеоустановок. Ведь мы работаем практически со всеми районами республики, за исключением Усть-Куломского и Вуктыла. Да, доставка копии фильма – это непросто, но если бы хотели, то доставка – не проблема. Мы же посылаем в Объячево, даже на Удору, – поездом ли, автобусом ли, таксисты иногда привозят. За доставку копии платим от 50 до 200 рублей. В Усть-Куломе ссылаются на то, что невыгодно содержать кинозал, киноаппаратуру. Но почему Объячево выживает, Жешарт выживает, а Усть-Кулом нет? В Емве в этом году отремонтировали кинозал, а затем и полностью Дом культуры. Молодцы, они заботятся о том, чтобы люди к ним приходили, чтобы имели возможность ознакомиться с современным киноискусством. – А какие фильмы вы имеете возможность закупать? – Все то, что идет в больших городах на больших экранах, что идет в том же «Рублике» в Сыктывкаре. Пусть и «вторым экраном», но эти фильмы можно посмотреть и на селе. Конечно, не в 3D-формате, у нас нет пока таких кинозалов. – А если будет 3D? – А вот если будет 3D, тогда мы сможем показать большинство фильмов в этом формате. Допустим, «Титаник» можно посмотреть как в обычном формате, так и в новом. Также и многие другие картины, которые будут пользоваться особым успехом, переведут в 3D. Но нам-то важно не только, что этот проект, как я уже сказал, коммерчески выгодный. Важно, что он социально значимый. Надо работать с молодежью. Если привезти хороший, интересный для молодежи фильм, а перед этим показать 5-10-минутный киножурнал, то зрители увидят, задумаются и правильно усвоят эту информацию. Нам надо спасать молодежь и надо ее воспитывать. Мы же этого не делаем, а потом удивляемся, почему пятеро мерзавцев забили насмерть студента-сверстника битой и пошли дальше пить пиво. Это мы виноваты: мы им недодали, прежде всего родители, школа и опять же культура. Ведь, посмотрев хороший фильм, человек не пойдет кого-то избивать. – И все же вернемся к экономической стороне дела. Кино в старом формате дешевле, и цены на него доступнее. А в 3D будут наверняка дороже. По карману ли такое кино сельским жителям? – Мы сделали свой предварительный подсчет и поняли: дорогих билетов не будет. Согласитесь, 60-80 рублей – все-таки не слишком высокая цена даже для сельской местности. И подобный положительный опыт в республике уже имеется. В одном из районов молодые ребята – успешные бизнесмены сами нашли зал, оборудовали его в 3D. При цене 100 рублей даже с одним залом они умудряются не быть в проигрыше. – Крутить 3D-кино будут те же специалисты, что и сейчас? – Мы готовы найти способ научить работе с 3D-оборудованием. Та компания, с которой будем заключать договор, проводит и обучение тех, кто будет обслуживать такие залы. – Есть районы, где уже готовы к такому сотрудничеству? – Передав письмо руководству Удорского района, я через несколько дней получил по телефону ответ, что район заинтересован и ищет возможности – помещение и финансы. То есть наше предложение здесь было воспринято с интересом. – Ну а какова позиция минкультуры? – Понимание важности проекта в Министерстве культуры есть. Но есть определенные рамки, в которых оно работает. И если на будущий год в программе «Культура» средств на эти цели не предусмотрено, министерству не так просто их добиться, почти невозможно. На днях у меня состоялся разговор с заместителем министра, и он заверил, что все в наших руках: в следующем году, конечно, проблематично, но в 2014-м – почему нет? Можно как-то перераспределить выделенные средства. Вообще, главное, что в данном случае нужно, это политическая воля. Мне кажется, в правительстве есть люди, совершенно адекватные, которые думают не только о сегодняшнем латании каких-то дыр и отчетах наверх, а о будущем. Может быть, конечно, я идеалист, но хочется думать, что нам удастся достучаться и убедить власть в перспективности этого проекта. Беседовала Галина БОБРАКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Мы должны учитывать современные условия. Можно, конечно, каждому уткнуться в экранчики своих компьютеров. Но кино на мониторе и кино на большом экране – две большие разницы. И потом люди, особенно на селе, еще не настолько поражены болезнью автономности, от которой страдают горожане. Сельчане любят общаться. Тем более молодежь, которой не просто интересно что-то там посмотреть, а посмотреть всем вместе, поделиться, потусоваться, обсудить все это. |