Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
22 августа 2012 года

Николай Паюсов: "У республики есть все возможности для самореализации участников рынка труда"

С 2013 года в республике начнет действовать государственная программа «Содействие занятости населения в Республике Коми». Проект программы прошел общественные слушания, в которых приняли участие как рядовые граждане, так и представители ведомств, работодатели и научные работники. Что нового появилось в программе, мы попросили рассказать заместителя руководителя Управления РК по занятости населения Николая Паюсова.

– Республика Коми строит свою социальную политику на основе общей концепции развития Российской Федерации, но с учетом характерных для нашего региона факторов. В связи с принятием Стратегии социального и экономического развития РФ на период до 2020 года сегодня назрела необходимость корректировки целей и задач республики в сфере занятости. Главная идея стратегии такова: богатейшие ресурсы Республики Коми должны служить росту благосостояния жителей, экономика должна быть социально ориентированной и способствовать повышению качества жизни населения.

– Но в чем все же принципиальная новизна документа? Разве прежние программы ориентировались не на то же самое?

– Речь идет о коренных переменах в организации государственно-правового управления и переходе к новой программно-целевой структуре бюджета. Это позволит увязать деятельность каждого органа исполнительной власти с приоритетами, отраженными в программных документах. Главное, пожалуй, то, что каждый бюджетный рубль должен быть нацелен на конечный результат. С формированием госпрограммы увеличится доля расходов республиканского бюджета, которые отныне имеют четкие цели, измеримые результаты и индикаторы достижений.

– Как это будет выглядеть на деле и что означают эти самые индикаторы?

– В качестве основных целевых показателей программы используется уровень регистрируемой безработицы и уровень занятости населения, исчисленный по методологии Международной организации труда (МОТ). Это и есть индикаторы, характеризующие общий уровень экономического развития региона. Результатом программы должно стать сохранение стабильной и управляемой ситуации на рынке труда, повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов, смягчение территориальной и профессиональной диспропорций в структуре занятости населения, то есть показатели занятости сельского и городского населения должны если не сравняться, то по крайней мере разрыв между ними должен сократиться.

– За счет чего может повыситься занятость сельского населения?

– Сегодняшняя ситуация на селе такова, что только за счет работающих и открывающихся сельхозпредприятий и предприятий лесной отрасли решить проблему сельской безработицы невозможно. В рамках новой стратегии республика будет всячески содействовать развитию предпринимательства на селе в сферах, связанных с туризмом, со сферой услуг, переработкой даров леса, производством различных предметов быта, мебели, транспортными перевозками и т.д. Специально для сельских жителей министерствами экономического развития и сельского хозяйства республики разработаны программы поддержки предпринимательства. Сельский житель, изъявивший желание заняться предпринимательством, сможет претендовать на получение грантов. В свою очередь со стороны службы занятости будут выделяться субсидии сельским безработным, желающим заняться предпринимательской деятельностью. В планах реализации программы – достичь к 2020 году снижения уровня общей безработицы до 3,4 процента от численности экономически активного населения по методологии МОТ. В настоящее время этот показатель по республике составляет около 7%. (В 2010 году – 11%.)

– Но ведь периодически публикуемые в прессе показатели безработицы на самом деле меньше.

– Официально публикуются показатели уровня зарегистрированной безработицы. Действительно, согласно этим показателям на данный момент уровень безработицы в целом по республике составляет 1,5%. Из них по городам этот показатель равен 0,8% и за счет сельского населения – 3,7%. Самая высокая безработица на данный момент в Троицко-Печорском районе (6,2%), самая низкая – в Ухте (0,3%). Сельская безработица заметно выше городской.

Есть еще такой показатель, как коэффициент напряженности, который отражает соотношение количества вакансий к числу безработных. Его мы тоже надеемся к 2020 году снизить до 0,8%. В настоящее время количество безработных по республике составляет 8 тысяч человек, а вакансий – более 15 тысяч. То есть на одного безработного – две вакансии. Но это в среднем. А если брать по районам, то на селе количество безработных в три раза превышает количество вакансий. По-этому одним из основных направлений деятельности службы занятости в рамках новой стратегии будет улучшение ситуации на селе.

– Каковы механизмы решения других поставленных задач?

– Если говорить о текущем состоянии сферы занятости в республике, то можно отметить как сильные, так и слабые ее стороны. К сильным сторонам можно отнести наличие в республике реальных возможностей для профессиональной самореализации всех участников рынка труда, наличие мотивации у населения, возрастающий интерес работодателей к сотрудничеству с центрами занятости, многообразие инструментов государственного регулирования рынка труда, наличие государственной программы в области содействия занятости, наличие высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере занятости. Слабые стороны – это недостаточный уровень квалификации рабочей силы и низкая заработная плата, предлагаемая многими работодателями.

В рамках планируемых мероприятий разработаны способы разрешения названных проблем. Задачей номер один является содействие формированию прогнозированного и управляемого регионального рынка труда. На практике это будет выглядеть так: центры занятости будут направлять безработных на обучение специальностям, которые востребованы на рынке труда. Но при этом работодатель берет обязательства, что после обучения он их возьмет на работу.

– Но кто может заставить работодателя это сделать?

– Конечно, заставить никто не может. Но функции наших центров занятости в том и состоят, что они постоянно находятся в контакте с работодателями, могут прогнозировать, какие специальности будут востребованы, и совместно решать вопросы подготовки нужных специалистов. Есть также программа стажировки выпускников средних профессиональных учебных заведений, которые проходят через службу занятости. В течение срока стажировки работодатель присматривается к специалистам и выбирает для себя тех, кто соответствует его требованиям. Конечно, работодатель имеет право выбирать наиболее хорошо подготовленных специалистов. Но тем не менее программа стажировки дает каждому возможность найти работу.

 В программе также реализуется задача предупреждения роста безработицы незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей. Им всегда намного сложнее найти работу, чем остальным людям. Для них очень важно иметь государственную поддержку при трудоустройстве. Программой предусмотрено трудоустройство не менее 700 человек в год из этой категории. Работодателям возмещаются затраты на оснащение рабочих мест для инвалидов за счет средств бюджета.

Конечно, существуют внешние факторы и риски, которые могут оказать влияние на ход реализации госпрограммы. Это в первую очередь риск возникновения кризисных ситуаций в экономике страны и региона, угроза снижения мотивации занятости граждан, неспособности обеспечения населения рабочими местами. Для того чтобы постоянно быть в курсе происходящего на рынке труда, в числе программных задач предусмотрены регулярные мониторинги деятельности предприятий и рынка труда. Те предприятия, на которых идет высвобождение рабочих или планируется перевод на сокращенный рабочий день, обязаны по закону уведомлять службу занятости об этом. В целом госпрограмма разработана в духе времени, с учетом реальных условий, и хочется верить, что разработанные мероприятия дадут зримые результаты.

Беседовала
Галина ГАЕВА.

 

Задачей номер один является содействие формированию прогнозированного и управляемого регионального рынка труда. На практике это будет выглядеть так: центры занятости будут направлять безработных на обучение специальностям, которые востребованы на рынке труда. Но при этом работодатель берет обязательства, что после обучения он их возьмет на работу.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №152 (4789) - 17 августа 2012 года

Саид Джораев: "В Ухте у нас есть все, чтобы покорять мир"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 155 (4792)
22 августа 2012 года
среда

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»