Личное Дело |
17 августа 2012 года |
Тайна Великопожинской иконы/ Московский исследователь считает, что в Усть-Цилемском крае были свои иконописцы
До недавнего времени считалось, что иконописи в старинном селе Усть-Цильма и других селах района не было, иконы приходили сюда из Выголексинского общежительства (Выговской поморской пустыни) – крупнейшего центра старообрядцев-беспоповцев на берегу Онежского озера. Однако последние данные позволяют предположить, что и в Усть-Цилемском районе на реке Пижме были свои иконописцы. С подачи московского коллекционера-реставратора, исследователя иконописи Юрия Афанасьева, при поддержке известного усть-цилемского мецената, генерального директора ЗАО ТК «Пижма» Вальтера Фота в Москве, в институте природного и культурного наследия им. Д.С.Лихачева, была проведена экспертиза пигмента из грунта возле деревни Скитской на реке Пижме – места, где находился Великопожинский скит. Местечко в верховьях Пижмы, откуда был взят грунт, сегодня так и называют – «Краски», благодаря многочисленным слоям разноцветной глины. В процессе экспертизы был проведен сравнительный анализ с пигментами выгорецкой иконописи. При исследовании были использованы методы электронной микроскопии и спектрометрии, обеспечивающие высокую точность и достоверность результатов. В итоге было выявлено, что пигменты великопожинских икон имеют характерные следы пород Тимано-Печорского кряжа и совпадают с особенностями взятых образцов. Как показали результаты – и там, и там присутствует никель, который не обнаружен в пигментах Выгодской иконы. А схожесть в стиле написания, по мнению Юрия Афанасьева, может объясняться тем, что пижемские иконописцы обучались именно у выгодских мастеров. Тем не менее не все специалисты склонны соглашаться с такой версией. Смущали, например, породы дерева, на которых расписывались иконы, те же дуб и липа, которые не растут в низовьях Печоры. Однако, по мнению историка-этнографа, исследователя Усть-Цильмы Татьяны Дроновой, пижемцы были отнюдь не домоседами и могли привозить дерево из отдаленных мест. К тому же нельзя забывать и о торговых связях старинного села. Так или иначе, по мнению специалиста по иконе, заместителя директора по науке Национальной галереи РК Натальи Плаксиной, несмотря на всю привлекательность, гипотеза требует более тщательного исследования и осмысления, работы с архивными документами. Остается надеяться, что свет на существование Великопожинской иконы будет пролит в ближайшем будущем. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото автора. |