Из первых уст |
7 марта 2012 года |
Лариса Попова: "Коми женщина всегда имела высокий статус"
В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. С первых лет советской власти этот праздник был признан государственным. С 1965 года день становится нерабочим. Постепенно Международный женский день терял свою политическую окраску, хотя изначально его неизменно связывали с именем Клары Цеткин, выступившей в 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене. Она обратилась тогда с призывом ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Откликаясь на этот призыв, женщины многих стран добивались равных с мужчинами прав и уважительного отношения к себе. А вот коми женщины, как утверждает заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра доктор экономических наук Лариса Попова, и до возникновения советского государства имели равные с мужчинами права. – Лариса Алексеевна, возможно, в поле во время посевных работ и жатвы коми женщины и не уступали ни в чем мужчинам, но вот в сельской общине у них, наверное, все же было подчиненное положение... – Отнюдь. Коми женщины во все времена отличались высоким экономическим и социальным статусом. Это отмечено в трудах многих этнографов. Писатель Павел Засодимский, например, в 1878 году путешествовал по Зырянскому краю, входившему тогда в состав Вологодской губернии, и по собранным в этой поездке материалам написал цикл очерков «Лесное царство». Его заметки из этого цикла очень часто цитируются. По поводу коми женщин он высказывался следующим образом: «В зырянском краю положение женщины вовсе не так сильно отличается от положения мужчины, как в других местностях России. Здесь женщина только на охоту не ходит вместе с мужчиной, а со всеми прочими отраслями хозяйства управляется отлично. Справляя наравне с мужчинами всякую работу, они рано начинают чувствовать себя крепко на ногах». Этнографы вообще северных женщин выделяли, и архангельских, и вологодских, и карельских, – все они отличались более высоким социальным статусом по сравнению с женщинами центральных российских губерний, но даже и в этом ряду коми женщинам исследователи отводили особое место. Историки отмечают, например, то, что коми женщины были очень подвижны в миграционном плане. Незамужние коми девушки в поисках заработка доходили до Петербурга и Варшавы. Женщины других северных территорий не были так инициативны. Но такое поведение было характерно только для незамужних женщин. Если девушка выходила замуж, она зачастую становилась единственной хозяйкой в доме, поскольку глава семейства уходил в лес на охоту и не появлялся неделями, а если уходил зимогорить на уральские заводы, то, бывало, отсутствовал по полгода и дольше. Коми мужчины до 70% семейного дохода, как отмечают историки, добывали на отхожих промыслах, и значительная часть деревенских работ, включая огородничество, уход за скотиной, домашние хлопоты, ложилась на женские плечи. Женщине часто приходилось быть детям и за отца, и за мать. Овдовев, коми женщины, как правило, не выходили замуж второй раз. Может, и рады были бы, да вдовцы в свою очередь стремились жениться на молоденьких девушках. – Выходит, коми женщина прежде всего хозяйка и работница, а насколько она внимательна к своим детям, это уже дело второстепенной важности. – Да, коми женщины мало внимания уделяли детям, во-первых, из-за чрезмерной занятости и, во-вторых, вообще считали излишним всякое проявление чувств. Коми женщины при том, что очень любят своих детей, стараются не демонстрировать этого. Ребенок здоров, сыт, одет, обут, да и ладно. Традиционно ведь коми семьи достаточно многочисленные были. Я сама из коми села, и у моих родителей было четверо детей, но в основном в то время (в 60-х годах прошлого века) в коми семьях по 5-6 детей воспитывалось. И как мать могла уделить должное внимание каждому из шестерых? А представьте, если это семья с 9-12 детьми. Естественно, малышам не хватало ласки. Но надо сказать, что коми женщины даже опасались проявлять свое отношение к детям. Моя мама, которая обожала моего сына, последнего из всех своих внуков, однажды сказала мне: «Целуй его только, когда он спит». То есть не демонстрируй любовь. Коми женщины считали, что детей надо в строгости воспитывать, чтобы они не стали капризными и своенравными. Возможно, ничего плохого в этом нет, но лично я считаю, что это педагогически неправильно. Мне кажется, что детей нужно баловать. Из-за нехватки ласки коми дети очень стеснительные. Тяжело идут на контакт, можно сказать, даже всячески стараются избегать общения с окружающими. Поэтому в коми селах очень часто встречаются дети, которых называют «кид» (дичок). Человек, с детства не привыкший к тактильным контактам, отгораживается от коллектива. Именно отсутствие ласки, мне кажется, и порождает крайний индивидуализм, характерный практически для всех коми. Многие говорят о некой генетической склонности к суициду представителей всех финно-угорских народов. В этом, наверное, есть доля правды, и я полагаю, что истоки этого явления во многом в суровом воспитании детей. В этом плане я бы поставила коми женщинам минус. В русских семьях, смешанных семьях, во всяком случае, в кругу моих друзей и знакомых, напротив, принято как можно больше любви демонстрировать по отношению к детям и друг к другу. – Вы хотите сказать, что и коми мужчины чересчур сдержанны в проявлении чувств? – Боюсь, что да. Ведь почему в коми деревнях уже больше 40 лет устойчиво наблюдается дефицит невест? Не только из-за того, что девушки после школы уезжают учиться, а потом, став специалистами, не возвращаются в родные села, но еще и потому, что оставшихся разбирают заезжие кавалеры. Коми девушки охотно выходят замуж за представителей других национальностей. Кавказские мужчины, например, раздают комплименты направо и налево, абсолютно дежурные комплименты, но девушкам это нравится. А коми юноши, как правило, не умеют подойти к девушке, даже если испытывают к ней самые трепетные чувства. Ребенок в коми семье отцовского внимания изначально лишен, и матери уделяют ему слишком мало времени. Мальчику, чтобы стать ласковым, тоже нужна материнская ласка. Поэтому я бы призвала всех коми женщин вопреки устоявшимся представлениям как можно сильнее демонстрировать любовь к своим детям. – Вы говорили, что коми женщины во всем были на равных с мужчинами. Значит ли это, что они были самостоятельными и в выборе партнера? – Вряд ли отношения завязывались по инициативе женщин. Но для коми никогда не было особенно зазорно родить ребенка вне брака. Если в центральных губерниях это был страшный позор, добрачная половая связь старшей сестры ставила клеймо и на ее младших сестрах – их тоже никто замуж не брал, то на Севере к внебрачным детям отношение было более лояльное. Коми девушки не боялись, что их замуж не возьмут. Ну нет, так и нет. Подумаешь! И, конечно, это во многом определялось высоким экономическим и социальным статусом коми женщины. Она могла сама со всем хозяйством управиться. Мужья часто уходили в лес, на заработки, и бывало, даже не возвращались. Поэтому, от кого родила – не важно, важно, чтобы работящая была и, главное, чтобы ребенка на ноги поставила. Осуждала община за вольности только в том случае, если за дитятей догляда не было. Церковь, конечно, относилась к этому отрицательно, и дети, рожденные в таком, как сейчас говорят, гражданском браке, считались незаконнорожденными. Один любопытный эпизод в связи с этим явлением описал в своем монографическом исследовании, посвященном демографическим процессам села Чухлом Сысольского района, бывший заведующий отделом экономики Коми научного центра Семен Сажин. Священник сельского прихода, подчеркивая свое негативное отношение к незаконнорожденным детям, давал им весьма причудливые имена. В частности, некой Сосипатре Сельковой, которая и сама-то в свое время была внебрачным ребенком, а потом родила от разных отцов семерых детей. Так вот, незаконнорожденных девочек поп «награждал» такими именами, как Дросида, Голиндуха, Кикилия, Пульхерия, а мальчиков крестил Нафанаилами, Кельчиями, Дулами. А в народе к таким детям относились более чем терпимо. По свидетельствам исследователей, в 60-х годах XIX века из всех уездов Вологодской губернии самое большое число незаконнорожденных детей наблюдалось «в Устьсысольском уезде, который сплошь заселен зырянами. Так, в 1864 году там один незаконнорожденный пришелся на 17 законнорожденных (5,6%), в то время как в Вельском и Никольском уездах (за Сольвычегодском) один незаконнорожденный на 27 законных». Истоки этого содержатся, должно быть, в их древнем языческом мировосприятии. Если у коми-зырянина спрашивали, каким образом Ен (Бог) сотворил человека, то он говорил, что человек родился от соединения дерева с травой. Соединение дерева с травой по-коми «чурка пом». И именно так зыряне издавна называли незаконнорожденных. То есть «человек» и «незаконнорожденный» определяются одним словосочетанием. Выражение «чурка пом» у коми не имеет такого откровенно негативного, презрительного, ругательного оттенка, как в языках других народов: ублюдок, байстрюк, бастард. «Чурка пом» означало лишь констатацию того, что у человека нет отца. Более того, обозначало, что этот ребенок «создан Богом». Вообще надо отметить, что среди коми не сложился двойной стандарт половой морали. Это когда добрачный половой опыт мужчин приветствуется, а женщин за это сурово наказывают. Я бы даже сказала, что для коми не было высокой ценности в чистоте девушки. Например, в описаниях Мозеля быта коми-пермяков есть прямое указание на то, что девственность при вступлении в брак не ценилась. Напротив, чем больше у невесты миронов (так коми-пермяки прозвали незаконнорожденных детей), тем она и более выгодная невеста. – Мне родители рассказывали, что незамужние девушки с незаконнорожденными детьми всегда жили на окраине деревни, на выселках. – То, что их обособляли, во многом, я думаю, насаждалось православной церковью. В тех сельских приходах, где был строгий и влиятельный священник, наверное, так и поступали. Но в большинстве коми деревень отношение к православной религии всегда было философское. Принимали только то, что не противоречило их языческому мировоззрению. Коми, даже с принятием христианства, в определенной мере оставались язычниками. Венчание вокруг ракитового куста, помолвка поцелуями – это уже считалось брачным ритуалом. Беседовала Ольга САЖИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Этнографы вообще северных женщин выделяли, и архангельских, и вологодских, и карельских – все они отличались более высоким социальным статусом по сравнению с женщинами центральных российских губерний, но даже и в этом ряду коми женщинам исследователи отводили особое место. Выражение «чурка пом» у коми не имеет такого откровенно негативного, презрительного, ругательного оттенка, как в языках других народов: ублюдок, байстрюк, бастард. «Чурка пом» означало лишь констатацию того, что у человека нет отца. Более того, обозначало, что этот ребенок «создан Богом». Ребенок в коми семье отцовского внимания изначально лишен, и матери уделяют ему слишком мало времени. Мальчику, чтобы стать ласковым, тоже нужна материнская ласка. Поэтому я бы призвала всех коми женщин вопреки устоявшимся представлениям как можно сильнее демонстрировать любовь к своим детям. |