Общество |
7 марта 2012 года |
Министр предложил сдавать ЕГЭ досрочно/ Что думают по этому поводу наши эксперты?
Школьный ЕГЭ по некоторым предметам можно было бы сдавать непосредственно по окончании курса – такую мысль высказал министр образования РФ Андрей Фурсенко на коллегии Минобрнауки РФ, где подвел итоги своей восьмилетней деятельности на посту министра. Предложение Андрея Фурсенко, которое, кстати, он высказал уже не в первый раз и которое было поддержано членом Общественной палаты, директором московского центра образования «Царицыно», народным учителем России Ефимом Рачевским, почему-то именно сейчас вызвало большой резонанс в обществе. Судя по высказываниям на интернет-форумах, сторонников идеи оказалось совсем немного. Большая же часть обвиняет министра в стремлении «превратить Россию в общество недоумков» и даже требует его отставки. Напомним: сегодня обязательными экзаменами для получения аттестата зрелости являются русский язык и математика. Существует также категория «предметов по выбору». Это так называемые профильные дисциплины, которые могут потребоваться абитуриенту при поступлении в вуз. Предлагая сдавать предмет сразу после окончания курса, министр хотел тем самым разгрузить одиннадцатиклассников. К примеру, русский язык сдавать по окончании основного курса в девятом классе, а географию – в десятом. Мы решили выслушать мнение экспертов по этому поводу. Главный специалист-эксперт отдела оценки качества образования Министерства образования РК, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем Светлана Моисеева-Архипова считает предложение А.Фурсенко «безответственным». – Мне стыдно за нашего министра, – заявила она. – Я возмущена не только как учитель с большим стажем работы, но и как государственный служащий. Ведь по действующему учебному базисному плану курс русского языка завершается в 11 классе. Мы что же, два года выкинем, не будем контролировать? Зачем тогда государство устанавливает федеральный государственный стандарт? Часть С в контрольно-измерительных материалах полностью предполагает компетенции лингвистического характера, которые относятся к стандарту третьей ступени образования (10-11 классы) – умение выстраивать текст, подбирать аргументы, видеть позицию автора. Вот географию пусть сдают раньше, она заканчивается в 10 классе. Хотя и здесь зависит от того, как в учебном плане распределены часы географии. По закону об образовании образовательные программы формирует само учреждение. Выделяется общее количество часов на третью ступень образования, но не регламентируется, в каком именно классе изучать географию. Кто-то может поставить эти часы и в 11 классе. Так что единства в этом может и не быть. Директор Сторожевской средней школы народный учитель РФ Ангелина Захаренко считает, что не нужно мудрствовать лукаво и что-то там разгружать, нужно просто вернуться к традиционной форме сдачи экзаменов по всем предметам. – Пусть ЕГЭ сдают только те, кому это нужно для поступления в вуз, а остальные пусть сдают в традиционной форме, – говорит Ангелина Михайловна. – Это будет справедливо, так считают все наши родители и ученики. Бывают также ситуации, когда старшеклассник вынужден уйти в армию, не успев получить аттестат, а спустя год ему нужно сдавать ЕГЭ, когда он уже половину забыл. Пусть бы сдавал экзамен в традиционной форме. Учитель физики Сыктывкарского технологического лицея, финалист конкурса «Учитель года-2008», обладатель «Малого хрустального пеликана» Сергей Алешин не так категоричен: – Почему бы и нет? Я думаю, что нужно также одиннадцатиклассникам предоставить возможность во втором полугодии больше заниматься теми предметами, которые они выбрали для сдачи ЕГЭ. Правда, для этого основные программы придется подкорректировать, чтобы они заканчивались, например, в январе. Конечно, тут может возникнуть проблема: чем в это время будут заниматься те, кто сдает только основные предметы? Но это все можно продумать. Директор сыктывкарской Русской гимназии, учитель русского языка и литературы Людмила Сидорова в свою очередь считает заявление министра разумным: – Это действительно разгрузка для старшеклассников, потому что курс географии в 10 классе заканчивается, и сдать ЕГЭ по горячим следам было бы вполне целесообразно, – уверена она. – Правда, если ребенок выбирает географию для поступления в вуз, то за год он многое может забыть, придется наверстывать. Не вижу препятствий и для сдачи ЕГЭ по русскому языку после девятого класса. У нас ведь основной курс русского языка заканчивается в 9 классе, а в старших классах – это уже своеобразная специализация, углубление полученных ранее знаний. Уверена, что ученики 9 класса вполне справились бы с творческой частью С в КИМах. А вообще думаю, что ученики должны иметь выбор формы сдачи экзамена. Галина ГАЕВА. |