Общество |
24 февраля 2012 года |
Этот пугающий ЕГЭ / Новая форма госэкзаменов по-прежнему вызывает у старшеклассников много вопросов
Несмотря на то что школы страны уже третий год проводят ЕГЭ в штатном режиме, для многих учащихся и учителей он пока не стал привычным. Вопрос «Чем он лучше традиционного экзамена?» по-прежнему не снят с повестки дня. Это продемонстрировал и телемост в Общественной приемной Главы РК на тему «ЕГЭ – все вопросы и ответы». На вопросы выпускников школ отвечали специалисты Министерства образования РК и республиканского информационного центра оценки качества образования. В видеоконференции приняли участие школьники из Ухты, Ижемского, Корткеросского и Койгородского районов. Старшеклассников интересовали изменения в контрольно-измерительных материалах, произошедшие в текущем году, альтернативные и льготные варианты сдачи экзаменов, возможности возврата к прежней форме аттестации. Ответы специалистов на эти вопросы наверняка будут интересны многим. – Уже известны минимальные пороговые баллы по русскому языку и математике. Будут ли накануне экзаменов известны пороговые баллы по другим предметам? – Действительно, минимальный порог по обязательным для получения аттестата предметам, вынесенным на ЕГЭ, известен. По всем остальным предметам пороговый балл будет установлен только в процессе сдачи экзамена. Он зависит от качества исполнения заданий учащимися: чем лучше сдают экзамены, тем выше будет пороговый балл. – Контрольно-измерительные материалы – разные, да еще и нередко отличаются по уровню сложности. Но ведь так не должно быть? – Контрольно-измерительные материалы разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений. Они все проходят экспертизу на уровень сложности, но тем не менее при огромном количестве материалов достичь совершенной аналогичности КИМов невозможно. Иногда такие сбои бывают, но это, скорее, исключения из общего правила. – Как выпускницу гимназии иностранных языков меня волнует вопрос о сдаче ЕГЭ по английскому языку. Говорение – очень важный критерий оценки знаний иностранного языка. Но, к сожалению, экзамен ограничивается только тестированием. Можно ли ждать каких-то изменений по форме сдачи этого экзамена? – Так было не всегда. Поначалу присутствовал и такой момент, как говорение. Затем он был изъят, так как такая процедура экзамена занимала огромное количество времени, и выпускники вынуждены были находиться на пункте сдачи ЕГЭ с утра до вечера. В интересах сохранности здоровья учащихся момент говорения был убран. Сейчас разрабатываются КИМы, которые предполагают элемент говорения. Прорабатывается вариант разведения этого экзамена на две составляющие: первая часть ЕГЭ, включающая говорение, будет сдаваться в период досрочной сдачи государственной итоговой аттестации – в апреле. Вторая часть экзамена пройдет в основные сроки. Потом результаты соединят. Но это пока в проекте. – Есть ли изменения в ЕГЭ по русскому языку, математике, истории, обществознанию? – Если вас интересуют содержательные изменения, то они есть. Рассказывать, в чем именно они заключаются, очень долго. Вам лучше выйти на сайт Федерального института педагогических измерений, где опубликованы демонстрационные версии КИМов, спецификации и кодификатор работ. В разделе «Спецификация» отдельно прописан пункт «Новое в 2012 году по сравнению с 2011 годом». – Может ли учащийся девятого класса выбрать, в какой форме он будет сдавать государственную итоговую аттестацию (ГИА) – в традиционной или в форме ЕГЭ? – Буквально сегодня закончена работа над порядком проведения государственной итоговой аттестации в девятых классах. Но пока этот порядок не утвержден приказом Министерства образования РК. Обучающимся будет предоставлено право выбора формы прохождения ГИА. К этому порядку также приложат форму заявления, которое заполняется учеником на имя директора образовательного учреждения. В заявлении указываются предметы, которые ученик выбирает для сдачи ГИА, и в соответствующей графе указывается форма, в которой он желает сдавать экзамен. – Имеет ли право сдавать ЕГЭ ученик, не имеющий гражданства, а только вид на жительство? – Он имеет право сдавать ЕГЭ по месту регистрации. – Имеют ли право участвовать в ЕГЭ выпускники колледжей? – Выпускники средних специальных образовательных учреждений имеют право участвовать в сдаче ЕГЭ. Причем в порядке проведения ЕГЭ указывается, что они могут это сделать как после изучения программы общего среднего образования, так и по завершении самого образовательного учреждения. – В этом году увеличилось количество заданий в ЕГЭ по математике, а время экзамена не изменилось. Почему? – Этот вопрос немного не по адресу. Он должен быть адресован Федеральному институту педагогических измерений, который занимается разработкой КИМов. Может быть, формально количество заданий и увеличено, зато степень сложности их уменьшена. Мы можем только догадываться, почему это сделано. – Можно ли вернуться к сдаче экзаменов по предметам гуманитарного цикла в традиционной форме – ведь в форме ЕГЭ невозможно объективно выявить уровень знаний и творческий подход к теме? – Вернуться к этому можно только в том случае, если будет отменен закон об образовании, действующий на всей территории РФ. Что касается невозможности объективно выявить знания в ходе ЕГЭ, позвольте не согласиться, – ответила на этот вопрос главный специалист-эксперт сектора контроля качества образования Министерства образования РК Светлана Моисеева-Архипова. – Я учитель с 30-летним стажем, подготовивший не одного стобалльника. И с полной ответственностью заявляю, что ЕГЭ может выявить не только базовые знания, но и их надстроечную часть. Именно на это направлено задание С и отчасти задание В. Кроме того, в законе об образовании и не сказано, что ЕГЭ должен выявлять творческие способности учащегося. На это направлены предметные олимпиады, творческие конкурсы, всевозможные конференции, вступительные испытания в виде творческих конкурсов при поступлении в вуз по определенным специальностям. Если в вузе желают получить себе творческую личность, то они могут обратить внимание на портфолио абитуриента. А ЕГЭ такой задачи перед собой не ставит. – И все же: чем ЕГЭ лучше традиционного экзамена? – Я могу с полной уверенностью сказать, что с введением ЕГЭ не только у выпускников городских, но и сельских школ появилось гораздо больше возможностей поступить в престижные вузы страны – это первое, – пояснила С.Моисеева-Архипова. – К тому же ЕГЭ обеспечивает одинаковые требования ко всем, исключает субъективный подход преподавателя вуза, который неизвестно как вас оценит. Кроме того, вам не надо являться на вступительные испытания в вуз. А это – месяц проживания вдали от дома, расходы на питание и наём квартиры. Да еще и родители вас одних не отпустят, значит, придется закладывать эти затраты еще и на взрослого человека. Далеко не каждая семья имеет такие материальные возможности. Ну и потом: разве раньше абитуриент мог поступать сразу в несколько вузов и тем самым значительно увеличивать свои шансы на поступление? В ЕГЭ, конечно, еще много минусов, но это та форма, которая предоставляет абитуриенту большие возможности. – Тогда почему же престижные вузы, о которых вы говорите, проводят для своих абитуриентов дополнительные испытания? – Есть специальное постановление Правительства РФ, которым только 24 высшим учебным заведениям РФ, готовящим специалистов международного уровня, разрешается проводить дополнительные испытания. Но даже в этих вузах далеко не на все специальности нужно проходить дополнительное творческое испытание. В этом постановлении дан четкий перечень предметов, которые сдаются в форме, установленной вузом. Галина ГАЕВА. |