Общество |
11 ноября 2011 года |
"Двойку" не утаишь/ В школах республики идет эксперимент по введению электронных дневников
В 2011 году 15 общеобразовательных учреждений республики вступили в эксперимент по введению электронных дневников. Часть школ успела апробировать новшество уже в минувшем учебном году. О том, какие изменения внес электронный дневник в жизнь учителей, учеников и их родителей, мы решили узнать в школе № 30 Эжвинского района Сыктывкара, где инновацию начали внедрять в числе первых. ВООБЩЕ-ТО первопроходцами по части использования электронных дневников стали московские школы. Там эта практика используется уже в течение ряда лет и дает заметные результаты. Как известно, обычный бумажный дневник – не самый надежный способ передачи информации от учителя родителям. Чего греха таить: редкий ученик за все время учебы в школе избежал соблазна каким-нибудь образом скрыть от родителей занесенные в дневник оценки или приглашения классного руководителя на личную беседу. В нужный момент дневник «теряется» в зависимости от того, кто его требует – учитель или родители. Электронный дневник был придуман как средство против таких соблазнов и для повышения родительского контроля. В 30-й школе электронные дневники введены в четырех классах. Как рассказал нам заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям Дмитрий Шашев, подключение к этой сервисной услуге – дело добровольное. Со школьного сайта сообщения родителям могут посылаться как электронной почтой на персональный компьютер, так и в виде sms-сообщения на мобильный телефон. Предварительно со всеми родителями была проведена встреча с оператором сайта, который подробно рассказал им об удобствах нового дневника. После недолгого обдумывания часть родителей согласилась на эксперимент, и в прошлом учебном году электронные дневники были введены в двух классах. В текущем году подключились еще два класса. С введением инновации работы у Дмитрия Шашева прибавилось: теперь он отвечает еще и за ежедневную отправку электронных писем родителям. В sms-сообщениях содержатся информация о расписании уроков на следующий день, полученные учеником в течение дня оценки, замечания учителей, домашние задания по каждому предмету, объявления о родительском собрании, внеурочных мероприятиях и т.д. В течение учебного дня все эти сведения заносятся учителями в специальные листы-«бегунки», которые вкладываются в классный журнал. На основании этих «бегунков» и составляются тексты sms. В первые два месяца услуга оказывается бесплатно, в дальнейшем она оплачивается из расчета 11 рублей в день. В среднем в месяц получается 260 рублей. Школе это обходится бесплатно. Услуга вводится по заявлению родителей, при этом всегда остается возможность отказаться от нее. На основании родительских заявлений составляются договоры с владельцем сайта. ЭЛЕКТРОННЫЙ дневник пришелся по душе не только родителям, но и педагогам. Как рассказала нам классный руководитель 9«з» класса Надежда Трофимова, узнав о возможности подключения к новой услуге, в начале этого учебного года родители ее подопечных обратились с просьбой, чтобы и в их классе ввели электронные дневники. «Это очень удобно, – говорит Надежда Валерьевна. – Теперь мне не нужно ежевечерне обзванивать родителей, чтобы пожаловаться на то, что ребенок прогулял урок или пришел неподготовленным. Вся информация о посещаемости и все замечания учителей ежедневно поступают им на телефон. И теперь если они считают нужным, то сами звонят мне. И успеваемость, и посещаемость уроков в классе заметно повысились». Классный руководитель 8«з» Галина Арпа уверена, что за электронным дневником – будущее. К примеру, все знают, что у каждого учителя-предметника есть свой личный журнал «должников», куда выставляются «двойки» за невыученный урок. Ученики об этой «двойке» знают, но, надеясь на милость учителя, иногда тянут со сдачей долга до конца четверти. В результате окончание четверти для некоторых учителей превращается в сущее наказание: «двоечники» атакуют просьбами о пересдаче. С помощью электронного дневника эту проблему тоже удалось решить. Теперь о том, что ребенок не выучил теорему или стихотворение, родители узнают сразу, усаживают чадо за учебник, и условно выставленная «двойка» не успевает перекочевать в классный журнал. КОНЕЧНО, ни одно новшество не оценивается всеми одинаково положительно. Однако, по словам учителей, скептические высказывания о нововведении обычно звучат от родителей, которые обыкновенным-то дневником и родительскими собраниями интересуются нечасто. В целом же родители благодарят руководство школы за такое внедрение. Ведь теперь они всегда могут проконтролировать своего ребенка, вовремя уладить назревающий конфликт своего чада с учителем. Правда, самих учеников эта инновация несколько расслабляет. Ведь электронный дневник пока всего лишь эксперимент, и обычные дневники никто не отменял. Но многие в надежде на то, что на телефон родителей придет «напоминалка», перестают записывать домашние задания в дневник. Ну и, конечно, не всех учеников устраивает новая форма общения учителей с родителями. Правда, если даже у кого-то из таких недовольных возникнет желание разрушить налаженную систему, повредить сайту школьные хакеры не смогут, утверждает Дмитрий Шашев, потому что пароль и логин для входа на сайт знает только он. По мнению директора школы Татьяны Русановой, общение с родителями посредством интернет-сообщений – это веление времени. Вообще, возможности интернета все шире используются в работе школ. Полугодовые и годовые отчеты о работе, например, теперь отправляются в управление образования по электронной почте. А на прошедшей недавно школьной конференции с родителями обсуждался вопрос установки в школе турникетов, которые позволят не только отслеживать, кто проходит в здание школы, но и контролировать местонахождение ребенка. Проходить через турникет школьник сможет при помощи специальной пластиковой карточки. Ввел карточку при входе – на телефон родителю приходит сообщение о том, что ребенок пришел в школу. Точно так же родитель узнает, когда ребенок покинул школу. «Для окончательного решения вопроса нужно только все согласовать с Госпожнадзором, чтобы турникет не мешал свободному выходу детей из здания в случае пожара. Эта практика введена уже во многих российских школах. Пусть не в этом году, но через год-два все равно все школы к этому придут», – считает Татьяна Русанова. Конечно, все эти нововведения требуют не только программного обеспечения, но и специального контроля. Поэтому в школах вводятся ставки заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям. Пока электронные дневники в Коми создаются по инициативе самих образовательных учреждений с согласия родителей учащихся. Но в скором будущем планируется создать централизованную общероссийскую сеть электронных журналов и дневников. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |