Общество |
9 сентября 2011 года |
Погибли на взлете/ В удорском селе Пысса сегодня откроют мемориал жертвам авиакатастрофы
Нынешней осенью исполняется 15 лет со дня трагедии в удорском небе, унесшей жизни 14 человек. Земляки погибших в авиакатастрофе удорчан не забыли их, помнят и чтут. Сегодня на окраине села Большая Пысса, на месте трагедии, пройдет торжественная церемония открытия мемориала жертвам катастрофы. Трагедия разыгралась 14 ноября 1996 года. На улице стояла промозглая, слякотная погода, какая обычно предваряет приход зимы. Единственным транспортным средством для жителей удорских сел все послевоенные годы оставались тихоходные «аннушки». Безо всякого комфорта, испытывая болтанку в полете, удорчане из окраинных населенных пунктов десятилетиями были вынуждены на самолетах Ан-2 совершать поездки в райцентр, выезжать за пределы района. Вот и на этот раз у многих под занавес осени возникла необходимость съездить по делам в Кослан. Рейс борта № 40309 получился сборным: пассажиров забирали из четырех сел – Пыссы, Важгорта, Пучкомы и Чупрово. Сначала самолет облетел села, расположенные по реке Вашке. Затем приземлился в Пыссе, стоящей на Мезени. Здесь тоже были желающие вылететь в райцентр. В салоне людей набралось, что называется, под завязку. Шел мокрый снег. Свинцовая тяжесть неба будто придавила и землю. Хотя было всего 13 часов пополудни, казалось, что уже надвинулись сумерки. Несмотря на непогоду, командир «аннушки» Сергей Лукошников принял решение поднять машину в воздух. В воздухе она продержалась всего несколько минут. По рассказам очевидцев, только-только взмыв в небо, самолет тут же стал резко снижаться. Затрещали деревья на кромке летного поля. После удара о землю биплан перевернулся и загорелся. За считанные минуты Ан-2 с пассажирами на борту превратился в груду обугленного, искореженного металла. Из 14 пассажиров и двух членов экипажа спастись удалось лишь второму пилоту Юрию Маслову, которого взрывной волной выбросило из пилотской кабины. Прибежавшие к месту взрыва местные жители и прибывшие на место трагедии некоторое время спустя пожарные испытали настоящий шок. Случившимся была потрясена вся Удора. У всех на борту потерпевшего крушение самолета были близкие, друзья и знакомые. В обгоревшем салоне находились две беременные женщины, двое детей. Одну из беременных в райцентр сопровождала главный врач Важгортской участковой больницы Надежда Палева. Этот рейс оказался последним и для главного бухгалтера Важгортского сельсовета Риммы Созоновой, спешившей за зарплатой для работников бюджетных организаций. Алексей Яковлевич Калинин в годы Великой Отечественной войны с боями дошел до Берлина. Он единственный из четверых братьев вернулся после Победы домой. Но злая воля отняла жизнь фронтовика в родном районе... Сразу после случившегося была создана правительственная комиссия, которую возглавил генеральный директор государственного авиационного предприятия «Комиавиа» Олег Чернов. Выводы комиссии, обнародованные несколько месяцев спустя после авиакатастрофы, подтверждали очевидные факты: вылет самолета при столь неблагоприятной для полетов погоде, можно сказать, был обречен. Рейс в аэропорту Пыссы должен был задержаться, из аэропорта в Кослане должны были поступить на сей счет четкие указания. Но руководители полетов свои прямые обязанности проигнорировали, самолет поднялся в небо вопреки нелетной погоде. Понес ли кто-то за это наказание, сказать трудно. После трагедии и страну, и республику стали сотрясать нешуточные социально-экономические катаклизмы. Уже вскоре после случившегося прекратили существование многие аэропорты в районах Коми, в том числе и в Кослане. Внутрирайонные авиационные перевозки были полностью свернуты. Авиарейс Кослан – Важгорт – Пучкома – Пысса – Кослан, выполнявшийся 14 ноября 1996 года, стал в истории Удоры последним. По указу тогдашнего Главы Коми Юрия Спиридонова семьям погибших в авиакатастрофе удорчан было выделено по два миллиона рублей. Столько же перечислило им ГУП «Комиавиа». Останки погибших обрели вечный приют в разных селах района. Общественность Удоры все эти годы выступала за то, чтобы увековечить память жертв катастрофы. Уже вскоре после трагедии на ее месте установили скромный деревянный памятный знак. Но лишь в преддверии 15-летия со времени горестного события был объявлен сбор средств на установку мемориальной плиты, достойной памяти погибших. Инициатором этой акции стала глава сельского поселения Большая Пысса Милада Букина. Большую помощь ей оказал земляк, депутат совета района, известный в республике общественник Альберт Логинов. Идея установки памятника нашла поддержку во всех селах Удоры. В каждом на видном месте были помещены объявления о сборе средств, указаны координаты лиц, которым можно передать деньги. В некоторых населенных пунктах деньги собирали в магазинах, так как именно там сейчас, за отсутствием других учреждений, бывает больше всего людей. На благое дело жертвовали кто сколько мог – от десяти рублей до нескольких сотен. В эту поистине народную акцию внесли лепту и сотрудники районной администрации во главе с ее руководителем Василием Федоровым. В ходе акции было собрано 50 тысяч рублей. Гранитный монумент и ограду заказали в Сыктывкаре. Хозгруппа, работающая при администрации Большой Пыссы, установила памятный знак у края бывшего летного поля, обустроила прилегающую площадку. Именно там сегодня будет многолюдно. На церемонию открытия памятника съехались родные и друзья жертв авиакатастрофы, пришли жители Пыссы. Разделить боль утраты и почтить память погибших 15 лет назад удорчан сюда в этот день приехали и депутаты райсовета. Анна СИВКОВА. Фото с сайта www.panoramio.com. |