Из первых уст |
9 сентября 2011 года |
Игорь Васкул: "Науки без фантазии не бывает"
Пещерные стоянки и святилища древних людей, жилища каменного века, могильники и городища средневековья – все это предмет изучения археологов. Чтобы узнать тайны минувших веков, им необходимо не только перелопатить кубометры земли, но и изучить, проанализировать находки – только тогда простые черепки или осколки камней способны рассказать много интересного. О том, что принес нашим археологам нынешний полевой сезон, мы побеседовали с заведующим отделом археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН кандидатом исторических наук Игорем Васкулом. – Игорь Орестович, подходит к концу очередной полевой сезон. Какие открытия он принес? – Все наши полевые исследования можно разделить на академические бюджетные экспедиции и работу по сохранению памятников археологического наследия. В этом полевом сезоне у нас прошло три запланированных экспедиции. И раскопки еще продолжаются. В этом году наши сотрудники провели исследования в Корткеросском, Ижемском и Усть-Цилемском районах. А хронологически исследовали период от среднего каменного века до железного века. Напомню, что в эпоху раннего каменного века – палеолита, в ледниковый период, у нас на Севере была тундра и лесотундра, и только в мезолите, после отступления ледников, климат стал похожим на современный. Тогда люди начали активно осваивать наши края. Мы изучаем, как человек адаптировался к природе в этот период. В Корткеросском районе на реке Угдым близ села Небдино нашим «неолитическим» отрядом была исследована стоянка позднего мезолита – раннего неолита, а также раскопано жилище эпохи энеолита-бронзы, изучена мастерская по тепловой обработке кремня. В Ижемском районе продолжена работа по исследованию археологического памятника Вылыс Том. Он находится у южной окраины поселка Том. Еще в 2003 году на стрелке при впадении ручья Вылыс Том в Ижму был открыт этот памятник. Минувшим летом здесь нашли фрагменты сосудов раннего железного века. А на глубине полтора метра найдены фрагменты обожженных костей и два отщепа. Это свидетельствует о том, что на этом месте люди жили в разные эпохи – от мезолита до железного века. Очень любопытные результаты принесла экспедиция в Усть-Цилемский район. Кстати, на ее проведение мы получили грант Российского гуманитарного научного фонда. – Что именно было исследовано в этом районе? – Здесь продолжена работа по исследованию уникального погребального памятника – Шиховского могильника. Он расположен в нескольких километрах от деревни Гарево на боровой террасе реки Мача, недалеко от ее впадения в Печору. В этом бору обнаружены археологические памятники самых разных эпох – от энеолита-бронзы до средневековья. Здесь найдены железные ножи, наконечник копья, костяные и бронзовые наконечники стрел, бронзовые гривны, подвески, бронзовые зеркала, фигурки из кости, бронзовые фигурки ящера и пчелы, предметы поясной гарнитуры. И что особенно уникально – на протяжении тысячи лет здесь существовало кладбище. Раскопано уже более тридцати погребений, из них три в этом году. Найдены не только предметы, но и фрагменты черепов, кости, зубы. Большинство принадлежало взрослым людям, но есть и детские. – Можно сказать о том, что это были предки коми народа? – Сложно сказать определенно, кем были эти люди. Паспортов у них не было. Но уверенно можно отметить, что они являлись предками современных финно-угорских народов, в том числе и коми. По найденным артефактам прослеживается как связь с Зауральем, так и с Волго-Камским бассейном. – Как могло существовать на протяжении целого тысячелетия на одном месте кладбище? – Шиховской могильник – это единственный на территории европейского севера России погребальный памятник, функционирующий на протяжении середины первого тысячелетия до нашей эры и до первой половины первого тысячелетия нашей эры. Возможно, что оно «действовало» с вековыми перерывами. Между двумя группами захоронений лежит как минимум пятивековой промежуток. Не исключено, что существуют и более поздние захоронения. Одно из ранних погребений, которое датируется эпохой раннего железа – V-III веками до нашей эры, напоминает по своим очертаниям лодку. В двух погребениях зафиксированы остатки лодок-долбенок. По результатам находок мы можем реконструировать древний погребальный обряд северян. – Как же он выглядел? – Большинство трупов было сожжено. Причем кремация проводилась в стороне от могил. Пока мы не нашли этого места. Удалось установить даже температуру кремации – от 200 до 600 градусов. Кости с остатками погребального костра помещали в деревянные могильные сооружения, которые закапывали в относительно неглубокие и небольшие ямы. Найденные деревянные погребальные конструкции обгорели изнутри, и в большинстве могил можно увидеть следы огня: прокаленный песок, угли, обгоревшие внутримогильные сооружения. В могилу клали украшения – предварительно сломанные бронзовые бляхи, оружие и посуду. Удивительна сохранность некоторых вещей – не истлели даже мех, следы ткани и береста. Кстати, подобный обряд сожжения мертвых на стороне был принят у предков коми вплоть до принятия христианства в четырнадцатом веке. – Как-то, отвечая на вопрос, а какие археологические памятники могли бы войти в список чудес Коми, помимо Шиховского могильника, вы назвали Адакскую пещеру на реке Усе. Чем она интересна? – В ней находилось святилище людей разных эпох. Пещера была открыта и частично исследована Вячеславом Канивцом около сорока лет назад. При раскопках пещеры исследователем было найдено порядка двух тысяч предметов из кости, кремня, глины, камня и металла. Это кремневые и костяные наконечники стрел, украшения из меди, серебра и стеклянные бусы, медные литые фигурки, две серебряные монеты – арабский дирхем и западноевропейский динарий и т.д. – Не секрет, что древнее серебро и золото привлекает «черных археологов». У нас часто встречаются следы их деятельности? – Мне доводилось видеть их работу даже в окрестностях сыктывкарского поселка Седкыркещ. В Усть-Цилемском районе «черные археологи» оставили свои следы и на Шиховском могильнике. Но их «шурфы» разрушают археологические памятники, не принося желанного «злата и серебра». К счастью, у нас в республике достаточно мало того, что интересует «черных археологов», поэтому это явление не приняло такого масштаба, как в других регионах. – В этом году на раскопках в Усть-Цилемском районе нашли небольшой фрагмент изделия, плетенного из бересты. По вашим словам, это большая редкость для памятников железного века на территории нашей республики. А как же известные новгородские берестяные грамоты, которые хорошо сохранились в земле? – Все дело в почве. Береста хорошо сохраняется в тех местах, где люди долго живут на одном месте. Так это произошло с новгородскими грамотами. А на борах, в песчаной почве, она долго не пролежит. А люди селились в основном на боровых террасах вдоль рек. У нас на Севере была своя цивилизация, но, к сожалению, от нее практически ничего не сохранилось. Конечно, это не Вавилон, не Афины и не древний Рим, но север не был безлюдным белым пятном на карте цивилизаций. Дерево, береста, кость – все это истлело. А каменных сооружений здесь не строили... На севере изделия из органических материалов сохраняются, как правило, только в вечной мерзлоте, торфяниках, а также при совместных находках с металлическими изделиями. За все годы раскопок в Усть-Цилемском районе мы смогли обнаружить только одиночные остатки плетеного берестяного изделия, фигурку человека из кости и еще несколько интересных органических артефактов. – В последнее время набирают популярность книги «новой хронологии». История буквально переписывается заново. Часть исследователей, например, доказывает, что цивилизация зародилась на севере. Что Вы думаете по этому поводу? – Науки без фантазии не бывает. Мы раскапываем артефакты, находим обломки прошлого. А потом уже пытаемся реконструировать это прошлое. И здесь без фантазии никак – черепки так и останутся черепками, а не превратятся в амфору. На территории республики не было Стоунхенджа или карельских сейдов, но если поискать, то можно найти много интересного. Так, в усть-куломском районе была найдена древняя обсерватория. В этом уверена проводившая раскопки на Вычегде археолог Лидия Ашихмина. По ее версии, план найденных ямок от истлевших бревен удивительным образом совпадает с одним из созвездий. Другой пример – в этом году вышла книга Владимира Стоколоса «Древние рисунки и письменные знаки народов севера России». В ней наш коллега на основе сохранившихся рисунков народов севера доказывает, что своим происхождением они могут быть обязаны воздействию культур Ближнего Востока. Все эти гипотезы имеют право на существование. – Игорь Орестович, с каждым годом археологов в республике становится меньше. Видимо, поэтому сокращается и число экспедиций? – Сейчас из-за сокращений штатов в российской науке мы не можем брать достаточное количество молодых специалистов. Поэтому и возраст большинства наших археологов достаточно почтенный. Например, из двенадцати сотрудников нашего отдела только трое моложе пятидесяти лет. «Омоложение» археологической науки – одна из насущных проблем. На длительности и масштабе проведения археологических работ сказывается также и сокращение финансирования экспедиций. А ведь сейчас археологическими работами в республике занимаемся только мы. Сыктывкарский университет и Национальный музей, которые в советское время также проводили раскопки, уже отошли от этих дел. Хотя необходимо отметить, что в музее имеется группа сотрудников, которые вполне могли бы проводить археологические разведки и раскопки. На сегодня в Коми насчитывается около 1300 археологических памятников, некоторые из которых требуют немедленных исследований. Тем более что именно данные археологии являются основным, а зачастую и единственным источником по реконструкции основных этапов древней и средневековой истории нашего края. Здесь мы переходим ко второму направлению полевых исследований археологов – работе по сохранению недвижимых памятников истории и культуры. В этом плане мы прежде всего сами тесным образом сотрудничаем с министерством культуры нашей республики. Проводятся исследования по мониторингу и раскопкам разрушающихся памятников археологии. Большое место отводится работам в зонах промышленного освоения территории Республики Коми. Подобные исследования призваны спасти древности Коми края от возможного разрушения в ходе прокладки трубопроводов, строительства предприятий, прокладке автомобильных и железных дорог. В целом же хочется отметить, что за более чем 150 лет археологических изысканий в республике выявлена только незначительная часть древностей земли коми. Новые исследования, вне всяких сомнений, принесут нам еще более яркие открытия. Артур АРТЕЕВ. Фото автора. Периоды в археологии Представление о трех веках – каменном, бронзовом и железном – возникло еще в античном мире. Палеолит, «древний каменный век», к нему относятся древнейшие культуры Старого Света. Начался около 2,5 млн. лет назад и завершился около 10000 лет назад. Мезолит – период между концом палеолита и началом неолита. Неолит, «новый каменный век», когда были одомашнены животные и растения и освоен оседлый образ жизни. Медный век – переходный период от каменного века к бронзовому веку. Медный век приблизительно охватывает период 4-3 тысячелетия до н. э. Бронзовый век – характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы. Железный век – эпоха в истории человечества, характеризующаяся распространением металлургии и изготовлением железных орудий. · У нас на Севере была своя цивилизация, но, к сожалению, от нее практически ничего не сохранилось. · Науки без фантазии не бывает. Мы раскапываем артефакты, находим обломки прошлого. А потом уже пытаемся реконструировать это прошлое. И здесь без фантазии никак – черепки так и останутся черепками, а не превратятся в амфору. |