Из первых уст |
29 апреля 2011 года |
Александр Лучшев: «Первые итоги проверок складываются в неутешительную картину»
Получить достоверную информацию о ситуации с предъявленными счетами и корректировками удается немногим, так как управляющие компании толкуют цифры в свою пользу, а расшифровать чиновничий язык под силу не каждому. Профильное республиканское ведомство – Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК ведет выборочные проверки управляющих компаний, которые являются главными «подозреваемыми» в астрономических корректировках. В поисках ответов на вопросы, откуда берутся такие суммы корректировок и стоит ли ждать изменения ситуации, наш корреспондент обратилась к заместителю министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК Александру Лучшеву. – Александр Вячеславович, как специалист объясните людям как можно проще, откуда появляется пресловутая корректировка? – Скажу сразу, чиновник отвечает казенным языком со ссылкой на законы и нормативные акты не по своей прихоти. Дело в том, что каждое вольно сформулированное предложение может быть вырвано из контекста, перефразировано и послужить основанием для составления жалобы, искового заявления в суд или трансляции искаженной информации в СМИ. Самое первое, что хочу сказать, – это то, что корректировка размера платы за коммунальные услуги – вполне законное понятие, предусмотренное законодательством. Большинство жителей полагает, что, установив индивидуальный прибор учета в квартире, они должны оплачивать только тот объем ресурса, который зафиксировал этот прибор, а жители, оплачивающие по нормативу, – только по нормативу. Однако существует еще общедомовой прибор учета коммунальных ресурсов, который фиксирует потребление коммунальных ресурсов в целом по дому. И вот здесь жители каждого конкретного дома должны четко понимать, что оплатить они должны весь объем ресурса, который «зашел» в дом и зафиксирован общедомовым прибором учета. Вот здесь и рождается так называемая «корректировка», которая представляет собой распределение между гражданами объемов коммунальных ресурсов, которые остались неоплаченными жителями. Причем это распределение должно осуществляться не хаотично, как вздумается управляющей организации или ТСЖ, а в соответствии с действующим законодательством. В этой связи в целях защиты прав потребителей коммунальных ресурсов утверждено постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, в котором прописано, как именно, по каким формулам, в какие сроки и за какие периоды должны производиться корректировки в каждом конкретном случае. – Хорошо, что собой представляет корректировка, мы разобрались. Не понятно теперь, почему суммы этих корректировок такие астрономические? – Вот это уже другой вопрос. В идеале корректировка не должна быть большой (максимум до 5-10 процентов). Если в доме во всех квартирах установлены индивидуальные приборы учета, корректировка будет минимальной или ее не будет вовсе. Или если в квартирах, где не установлены индивидуальные приборы учета, все проживающие зарегистрированы. В этом случае корректировка тоже должна быть небольшой. А вот если выходит ситуация, при которой корректировка размера платы превышает фактически потребленный гражданами объем ресурса в разы, это повод для серьезных размышлений как для управляющей организации, так и для жителей. И в этом случае нужно искать причину такого огромного расхода коммунальных ресурсов, который остался неоплаченным жителями. Причины могут быть самыми разными. Это могут быть и неверно переданные показания индивидуальных приборов учета в случае их занижения, и перерасход воды жителями, не установившими приборы учета. Огромный перерасход коммунального ресурса получается в случаях, когда в квартирах, не оборудованных индивидуальными приборами учета, проживает большее количество людей, чем зарегистрировано. – Многие говорят о необходимости установки приборов учета коммунальных ресурсов. Но получается, что их установка в сегодняшних условиях не дает возможности экономить? – Нужно понимать, что сама по себе установка приборов учета – еще не есть экономия. Счетчик позволяет определить, сколько ресурсов потреблено, и как следствие стимулирует жителей к анализу причин большого потребления коммунальных ресурсов и их экономии. Пока что на государственном уровне не выработана правовая база стимулирования тех же управляющих компаний принимать меры по снижению потерь. Сегодня собственникам нужно выстраивать отношения с управляющими компаниями. Безразличное отношение жильцов дает почву для «самодеятельности» управляющих компаний. Пока одни равнодушны к управлению своими домами, а другие пользуются этим равнодушием в своих интересах, ожидать улучшения ситуации невозможно. Необходимы перемены в сознании собственников. – Но все же большая часть населения республики пришла к выводу о необходимости экономии, установив счетчики и пытаясь бережно тратить тепло, воду, свет. Однако люди продолжают страдать от произвола со стороны управляющих компаний, так как их работу проблематично проконтролировать… – По закону управляющие компании должны вывешивать информацию о своей деятельности в сети интернет или СМИ. Но пока это требование исполняется со скрипом. Отсюда и отсутствие прозрачности деятельности управляющих организаций. Кроме того, разработаны стандарты раскрытия информации, но нет перечня тех данных, которые должны обнародоваться. Сегодня в муниципалитетах инициировано проведение масштабных проверок работы управляющих компаний, ТСЖ, организаций коммунального комплекса с подключением силовых структур на предмет использования средств, полученных либо из бюджета, либо от населения. В Воркуте и Печоре выборочные проверки завершены. Сегодня в поле внимания Сыктывкар, на очереди Инта, Ухта. Проверяющие считают и сопоставляют с данными отчетности компаний, сколько имеется в наличии разводок, труб, кабелей, вентилей, запорной арматуры и где реально произведен ремонт и замена коммуникаций. Уже по первым итогам могу сказать, что картина складывается неутешительная. Есть серьезные нарушения. К примеру, выявляется 30-50 процентов приписок по управляющим компаниям Воркуты, еще больший процент – по Печоре. Данные проверок направляются в правоохранительные органы, которые будут решать, есть ли состав преступления, и выносить соответствующие решения. Со своей стороны Госжилинспекция, Роспотребнадзор по РК также принимают административные меры к нарушителям. К сожалению, сейчас даже на законных основаниях проверить работу управляющих организаций сложно. Они затягивают предоставление документов проверяющим, обосновывая это тем, что являются частными компаниями, их по договору нанял собственник жилья, который и имеет полное право спрашивать за проделанную работу. – Насколько я знаю, Мин-архстрой РК подготовил конкретные предложения по усовершенствованию постановления Правительства РФ № 307. Расскажите об этом поподробнее. – Действительно, в настоящее время в очередной раз пересматривается проект постановления, последняя редакция которого вывешена на сайте Минрегиона РФ от 24 ноября прошлого года. Новые правила должны принять 1 июля этого года. В последнем варианте предлагается производить начисление ресурсов по индивидуальным приборам учета, а на общедомовые нужды будет установлен норматив потребления коммунальной услуги, который будет плюсоваться к плате по квартирным счетчикам и выводиться отдельной строкой в квитанции. Этот механизм по идее разработчиков должен подтолкнуть управляющие компании к экономии ресурсов, чтобы вписаться в этот норматив – своеобразный «потолок», выше которого плата браться не может. Каким будет этот норматив – пока неизвестно… Могу сказать только, что по этому году рост тарифов для организаций коммунального комплекса ограничен планкой в 15 процентов. Республика Коми со своей стороны неоднократно обращалась в Правительство РФ о необходимости ускорить принятие новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Минархстрой рекомендует По мнению специалистов Минархстроя РК, жильцам надо обратить внимание на следующие моменты, связанные с корректировками платы за водоснабжение. Ситуация 1. Если есть общедомовой прибор учета. Жителям, имеющим индивидуальные счетчики, начисление платы за горячую, холодную воду и водоотведение должно производиться ежемесячно по формуле № 9 постановления № 307. Остальным жильцам, у которых нет индивидуальных счетчиков, каждый месяц выставляется плата по нормативам и раз в квартал предъявляется корректировка по формуле № 4 того же постановления № 307. Ситуация 2. Если нет общедомового прибора учета. Собственники, чьи квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, платят по показаниям своих счетчиков, и раз в квартал им делается корректировка по формуле № 4. А тем, кто не имеет счетчиков, так называемым нормативщикам, никаких корректировок не производится. Ситуация 3. Собственник жилья считает, что ему неправильно сделана корректировка. В таких случаях необходимо, во-первых, обратиться в управляющую организацию за разъяснениями начисления указанных сумм, а затем, в случае разногласий, можно подать заявление в прокуратуру или суд. |