У прилавка |
18 марта 2011 года |
Аферы с офертой/ Что делать, если за товар требуют заплатить сверх суммы по ценнику?
Вы выбираете продукты в супермаркете в соответствии с ценниками по одной стоимости, а на кассе выясняется, что цена совсем другая и, как правило, выше прописанной на ценнике. «Вот незадача!» – восклицаете вы про себя, но очередь сзади дышит в затылок, давит в бок ребрами железных корзинок и вообще всячески пытается оттеснить вас от кассы. «Стоит ли трепать нервы из-за каких-то 20 рублей, потраченных сверх заявленной суммы», – успокаиваете вы сами себя и, махнув рукой, спешите домой на поздний ужин. Согласитесь, многим из нас случалось попадать в такую переделку. Однако мало кому приходит в голову, что это одна из форм циничного обмана покупателей. Как рассказала нам начальник отделения борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка Эжвинского отдела милиции № 2 Наталья Иванова, буквально на днях о подобном случае сообщила по телефону одна из жительниц района. Купила в супермаркете апельсины, судя по ценнику – по 43 рубля за килограмм. Плоды оказались на редкость сочными и сладкими, и на следующий день сыктывкарка решила купить аж ящик. Кроме апельсинов никаких других продуктов больше не покупала, а потому обратила внимание на то, что на кассе ей пробили покупку по цене 48 рублей 50 копеек за килограмм. Как так! «Ой, извините! Цена изменилась, а старые ценники не успели снять!» – оправдывался продавец. По словам Натальи Ивановой, это стандартный ответ продавцов в подобных ситуациях. Дескать, недоразумение, не более того. Но на самом деле не все объясняется только халатностью младших продавцов. О причинах такого поведения можно только догадываться, однако независимо от объяснений торговых работников покупатель вправе потребовать, чтобы выбранный им товар был отпущен по той стоимости, которая указана на ценнике. В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта. Так вот, ценник представляет собой публичную оферту (документированный договор, сделку между продавцом и покупателем), а потому магазин обязан продать товар именно по той цене, которая в этой оферте зафиксирована. Товар не может дорожать на 10-30 рублей по пути от полки до кассы, как это зачастую происходит. Но что же делать, если продавец отказался выполнить ваше требование? Как советует Наталья Иванова, первым делом попросите, чтобы к вам вышел старший продавец, администратор либо заведующий магазином. Сообщите ему о своих претензиях и потребуйте книгу жалоб и предложений, изложив в ней о случившемся. Подробно опишите, что вы покупали, когда, какая цена была указана на ценнике, какая цена в чеке. В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение. В течение 10 дней магазин должен рассмотреть жалобу и вернуть деньги – разницу между заявленной стоимостью в ценнике и той, которая обнаружилась на кассе. Если ваша претензия осталась без ответа, смело обращайтесь в отделение милиции. При этом не имеет значения, на какую сумму «ошибка» – на 30 копеек или 30 рублей. – Покупателю никакого труда не составит позвонить нам с домашнего телефона после возвращения из магазина. Для того чтобы мы провели проверку, достаточно будет звонка в дежурную часть либо непосредственно в наш отдел. Конечно, позвонивший должен будет указать свои координаты и подробно описать ситуацию. Каждое сообщение берется нами на карандаш, – заверяет Наталья Иванова. Но, как правило, если потребители сталкиваются с завышением цен на продукты, и притом на небольшие суммы, то предпочитают не ввязываться в разбирательства. А зря! Для многих магазинов подобная уловка стала уже привычной практикой. Между тем за такие нарушения, квалифицирующиеся как обман потребителей, налагаются административные штрафы на должностных лиц, которые отвечают за организацию процесса торговли товаром. С должностных лиц взыскивается штраф в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, а с юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей. Валентина КОСТИНА. Обращаться обманутым потребителям в отделение борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка Эжвинского отдела милиции № 2 можно по телефонам: 62-07-34, 63-09-33 либо по 02 в дежурную часть. Также можно оставить сообщение на сайте МВД /www.mvd.rkomi.ru/ |