Общество |
25 февраля 2011 года |
Почтовый роман Татьяна Лебедева создала в родной Печоре удивительный музей старейшей в России отрасли
История почтовой службы в России насчитывает более трех столетий. За такой солидный период вездесущая и востребованная служба знавала взлеты, переживала и довольно тяжелые времена. Немало проблем у почты и сегодня, когда ее, «старушку», все сильнее теснят современные средства коммуникации. Но, по признанию начальника Печорского почтамта, филиала ФГУП «Почта России» Татьяны Лебедевой, почтовая связь еще долго будет служить людям, а ее прошлое вызывает в обществе все более возрастающий интерес. Из уст Татьяны Ильиничны такой вывод звучит более чем убедительно. Именно она в городе Печоре создала музей почты, снискавший славу одного из лучших и в своей отрасли, и в России. Познакомиться с экспонатами этого уникального музея уже приезжают любознательные туристы из многих уголков страны. Будучи в Печоре, почтовые раритеты посмотрели и наши корреспонденты. От Воркуты до Нагано Музей почты в Печоре располагается в двух помещениях здания городского почтамта. Здесь, в самом центре города, десятки лет трудится и организатор этого необычного музея. Татьяна Лебедева уже 16 лет возглавляет печорский главпочтамт. Она и дала кров своему детищу – музею, в котором сосредоточено более десяти тысяч почтовых экспонатов. Наша встреча с Татьяной Ильиничной, энтузиастом и начальником в одном лице, затянулась до позднего вечера. Как всякий увлеченный человек, Татьяна Лебедева сразу же, между делом, поделилась захватившей ее идеей. «Обратили внимание на форму нашего почтового здания? – спрашивает она. И сама же отвечает: – Если приглядеться, оно напоминает букву «г». Казалось бы, что же тут особенного? Лишь то, что этот пустяк натолкнул на интересные открытия». И погрузила в увлекательное путешествие во времени и в пространстве. Начало поиску, рассказывает собеседница, положил конверт, полученный из города Обнинска. Почтовые миниатюры – марки, карточки, художественные конверты – к этому времени в многочисленных коллекциях, собранных Татьяной Лебедевой, насчитывали уже много тысяч экземпляров. Но до получения письма из Обнинска и в голову не приходило сличать изображения главпочтамтов в разных городах. А тут взгляд упал на обнинский конверт, и... тамошняя почта была точь-в-точь такая же, как и печорская. Только на один этаж выше. После этого «пустячка» печорский почтовик, как говорится, потеряла покой и сон. Сегодня коллекция с изображениями почтовых домов, собранная Лебедевой на конвертах и карточках, насчитывает 400 зданий в разных точках мира. О каждом из них она может рассказывать бесконечно. Лишь архитектурных стилей, в которых почтамты созданы, несколько десятков: от шедевров классицизма и модерна до образцов бесформенных строений без намека на архитектурные излишества. На каждое здание собрано довольно внушительное досье, откуда можно почерпнуть немало любопытных сведений. Например, узнать, что один из красивейших почтамтов бывшего СССР, находящийся в Одессе, в годы Великой Отечественной войны был полностью разрушен. На его восстановление ушло 22 года. В России имелись почтамты, больше похожие на православные храмы, чем на государственные учреждения. На некоторых дореволюционных почтовых карточках название города отсутствовало, и Татьяне Лебедевой пришлось изрядно поломать голову, прежде чем выяснить, где же запечатленная и растиражированная почта находилась. Одну из таких «безымянных» карточек Татьяна Ильинична расшифровала: оказалось, что она донесла облик почтового дома, стоящего в Челнах Бережных (так раньше назывался город Набережные Челны). Кроме многочисленных «двойников» родного печорского почтамта, Татьяна Лебедева обнаружила таковые и у Воркутинского узла связи. «Двойники» заполярного почтамта до сих пор высятся на центральных улицах якутского Мирного, эстонского Пярну, казахстанского Кустаная... А вот домик, идентичный деревянному почтовому отделению из Троицко-Печорска, судя по почтовым миниатюрам, находится только... в японском городе Нагано. Если появление как две капли похожих почтамтов в бывшем СССР отчасти объяснимо плановой экономикой, то «близнецы-братья» из Республики Коми и Страны восходящего солнца пока представляют тайну. – Продолжаю поиск, – резюмировала свой рассказ Татьяна Лебедева. – Одновременно готовлю материал для иллюстрированной энциклопедии почтамтов России и зарубежья, ищу спонсоров для издания этой книги. Отдельные главы уже начала помещать на своей страничке в интернете. Много отзывов. Если и вам случайно попадется какая-нибудь информация по этой теме – поделитесь. На конверте и в жизни В обоих залах почтового музея на стендах и витринах тесно от экспонатов. Но это лишь «вершина айсберга». Большая часть экспонатов почтового музея хранится у Татьяны Ильиничны дома. Ведь музей частный, подавляющее число раритетов принадлежат самой Лебедевой, а некоторые владельцы предоставили с последующим возвратом. С чего началось увлечение? Чтобы ответить, Татьяна Ильинична подводит к уголку с художественными конвертами. Все они посвящены Печоре. Рассказывает, что родилась и выросла в Печоре. Прошла путь, типичный для почтового служащего: закончила техникум электросвязи в Архангельске, затем знаменитый питерский институт связи им.Бонч-Бруевича. Вернулась в Печору, стала работать инженером многоканальной электросвязи. Увлечение, как часто происходит, захватило исподволь. Заинтересовалась конвертом, на котором была изображена одна из печорских достопримечательностей. Вскоре перед ней лежали уже все конверты, выпущенные в разные годы в Москве и посвященные Печоре. Удалось отыскать даже тот, на котором остался жить старый печорский железнодорожный вокзал – гордость горожан. Строители, возводившие его не в самые радостные годы, вложили в него всю душу: соблюли все архитектурные пропорции, украсили изысканной лепниной. Шли годы, одна из балок в здании вокзала накренилась. Поправить бы ее... Но вместо этого вокзал стали ломать. Его курочили, долбили, а он все не хотел разрушаться. В конце концов все-таки снесли. Поиск конвертов с изображениями Печоры окрылил. Оказалось, что именно Печора чаще других городов Коми попадала на конверты. А одно из последних конвертных изображений инициировала сама Татьяна Лебедева. Нетрудно догадаться, что на нем запечатлен печорский главпочтамт. Хозяйка музея может поведать немало любопытного и о создании конвертов с изображением разных уголков Коми. К примеру, о конверте с семью идолами на плато Маньпупунер, который недавно поступил в продажу в почтовые отделения республики. Многие художники и фотографы, чьи сюжеты помещены на почтовых знаках, не указывают свое авторство, не берут и гонораров. Для большинства неизвестен и автор снимка, сфотографировавший с птичьего полета плато с одним из семи чудес России. А снимок этот сделал, оказывается, сотрудник Печорского авиапредприятия Иван Белянин. В коллекции Татьяны Лебедевой много почтовых открыток с видами городов и районов Коми. Между прочим, несколько почтовых открыток с сюжетами из Зырянского края было издано в России еще до революции. Самую же необычную коллекцию она приобрела не так давно в Усинске. (К слову, Лебедева еще и начальник главпочтамта в этом северном городе.) Усинский фотограф Александр Нащекин уже более десятка лет запечатлевает на фотокамеру... северное сияние. Теперь кроме фотографий красота освещающих небо сполохов запечатлена и на почтовых открытках. Тысячи приветов и поцелуев Еще один импульс к коллекционированию дала туристическая поездка в Финляндию. В Хельсинки, в музее почты, Татьяна Лебедева увидела первую почтовую карточку, выпущенную в Российской империи в 1872 году. Настоящий раритет: ведь ее тираж составлял всего десять(!) экземпляров. Прошло несколько лет, и точно такая же, внешне совсем простая, но на самом деле уникальная карточка появилась и в ее коллекции. Теперь она представлена и в печорском музее почты. Татьяна Ильинична успела познакомиться и подружиться со многими известными в нашей стране филокартистами и филателистами. Бывая часто в командировках в Москве и Питере, всегда оставляла время, чтобы посетить традиционные встречи коллекционеров. С заинтересованной собеседницей «мэтры» делились секретами, а также редкими экземплярами из личных собраний. Особенно дорожит Лебедева дружбой с москвичом Владимиром Пантюхиным, который собрал все почтовые карточки времен Великой Отечественной войны и выпустил подробный каталог, рассказывающий о каждой почтовой миниатюре. Филокартическая коллекция Т.Лебедевой включает сейчас огромное количество уникальных открыток и карточек. Большинство из них имеют отношение к почте. Почтовые сюжеты – с изображениями почтальонов, почтовых ящиков, читающих послания женщин – были до революции очень популярны и в России, и во всем мире. Издавались целые серии трогательных почтовых карточек – «Тысячи приветов», «Тысячи поцелуев» с изображениями видов разных городов. Чрезвычайно ценными среди коллекционеров считаются открытки с фигуркой почтальона с большой сумкой на боку. «Фишка» этих открыток заключается в том, что в сумке каждого открыточного почтальона спрятана спрессованная в «гармошку» фотолетопись одного из российских городов. У Татьяны Лебедевой можно познакомиться с десятками таких открыток, чрезвычайно редких на антикварном рынке. Золотая марка Параллельно с собиранием открыток и конвертов пополнялось и филателистическое собрание. В музейных витринах представлена лишь маленькая толика коллекции, большая часть разложена по кляссерам и хранится дома. Один из стендов в музее содержит дюжину марок с изображениями седовласого господина. Это Роуленд Хилл, сельский учитель из Англии, которому мир обязан почтовой маркой. Татьяна Лебедева рассказывает трогательную историю, как сэр Хилл в сельской корчме стал свидетелем потрясшей его сцены. Письмоносец занес сюда письмо, адресованное прислуживающей посетителям ирландке. Но у девушки не было денег, чтобы заплатить за него и узнать содержание послания. По тогдашним правилам за доставку корреспонденции расплачивался адресат. Сельский учитель глубоко задумался над существующим положением дел. Итогом его раздумий стала почтовая марка, впервые выпущенная в 1840 году. А в 1857 году увидела свет первая российская марка с изображением герба нашего государства. В филателистической коллекции акцент тоже сделан на историю Коми края и Севера в целом. Хозяйка музея не без гордости сообщает, что первое изображение почтальона на российской марке «родом» с нашего севера: в 1894 году такая марка появилась в Грязовецком уезде Вологодской области. Коллекция марок, теперь тоже раритетных, издавалась под эгидой Усть-Сысольского земства. Любопытна история почтовых знаков, выпущенных в 1913 году к 300-летию дома Романовых. На марках было решено запечатлеть всех царствовавших в России особ, причем все знаки были разного достоинства. Решение, какого родича на какой марке увековечить, принимал самолично Николай II. Под изображение своей царственной особы он определил десятикопеечные и семикопеечные марки. Думаете почему? Потому, что именно они имели самое широкое распространение: рассылались на почтовых отправлених и по всей России, и за рубеж. Другие же знаки с изображениями бывших государей имели куда более ограниченное хождение. Что тут сказать? Своя рука – владыка... В печорском музее можно воочию увидеть первую революционную марку Страны Советов и марки в пользу голодающих Поволжья. Русские почтовые знаки в годы Гражданской войны выпускали белогвардейцы. Было время, когда марки имели хождение наряду с серебряными монетами. Специальные коллекционные марки есть на шелку, других тканях, бархатной бумаге, с голограммой и даже с золотым напылением. Последняя была выпущена не так давно, к 300-летию Санкт-Петербурга. Юным экскурсантам печорского музея Татьяна Лебедева дает потрогать фруктовые марки: стоит потереть на крохотном экспонате изображение дыни, как запахнет дыней, а потрогаешь киви – заморским духом повеет. Чудеса, да и только. Из Глуши и со свалки «Меня интересует абсолютно все, связанное с историей почтовой службы», – говорит Татьяна Лебедева. Увлекательных историй о раритетах, обнаруженных на свалках, чердаках, вырванных из тлена и забвения, она может рассказать множество. Большая коллекция портретов печорских ветеранов связи перекочевала в музей из... контейнера для мусора. Электросвязь и почта в нашей стране долгие годы функционировали в одной связке. Разделение одной отрасли на две отдельные привело к различным издержкам. Возле печорского главпочтамта с 1994 года появилось и два мусорных контейнера: один для отходов производства почтовиков, другой – связистов. Однажды, проходя мимо них, Татьяна Лебедева увидела, что из мусорки бывших коллег-связистов выглядывает мешок с какими-то архивами. Вытянула, разглядела, притащила в музей. Теперь снимки ветеранов связи занимают почетное место на витрине. Из чердачной пыли извлечены патефон и пластинка с знаменитым некогда романсом «Когда я на почте служил ямщиком». Из разных подсобок и закутков попали в экспозицию почтовые ящики: желтый, красный, синий. Самые первые ящики для отправляемой корреспонденции были зелеными. Но самыми популярными стали синие. Между прочим, почтовый ящик с откидывающимся дном для выемки писем – русское изобретение. Это ноу-хау внедрено более ста лет назад. «А этот экспонат сохранился в Глуши», – Татьяна Ильинична подводит к большому кожаному баулу со связкой цифр. Объясняет, что Глушь – хоть и захолустье, но в данном случае имя собственное: так раньше назывался печорский поселок Зеленоборск. Такие кожаные мешки у почтовиков из употребления нынче вышли, хотя раньше считались незаменимыми. По-своему их воспел А.П.Чехов в очерках о Сахалине. Писатель по острову часто передвигался в почтовых экипажах. Перебираясь через реки, экипажи часто проваливались, люди спасались вплавь. А почтовые баулы всплывали, их содержимое надежно защищала прочная кожаная оболочка. Создание музея в Печоре совпало с открытием в России еще двух десятков корпоративных почтовых музеев. Наконец-то после 36(!) лет ремонта распахнул двери и центральный музей связи в Санкт-Петербурге, в котором Татьяна Лебедева стала частным гостем. Поэтому и ценность кожаного почтового баула, чудом сохранившегося в Глуши, оценила моментально. А когда его доставили в Печору, вооружившись перчатками, тряпками, мыльным раствором, несколько часов кряду отмывала раритет от «грязи веков». По всей форме Любопытна история и каждого из костюмов в весьма внушительной коллекции почтовой одежды. Преобладающий цвет экипировки – синий. Хотя было время, когда служащие этого ведомства одевались в серые кители с форменными пуговицами. Прекрасно скроенный и отлично сохранившийся темно-синий костюм с телеграфными стрелами на «петличках» – подарок бывшего начальника Сыктывкарского почтамта, начальника Управления федеральной почтовой связи по Республике Коми Гарри Эдуардовича Шика. А скромное синее платье с форменными пуговицами – дар пожилой женщины, бывшего начальника почты из Печорского района. Татьяне Лебедевой пришлось долго уговаривать ее, чтобы редкий образец одежды почтового работника она передала в музей, отказавшись от мысли предстать в нем перед Всевышним. В конце концов женщина согласилась расстаться с почтовым платьем. Есть в этой коллекции и форменная одежда современных почтовых служащих, выполненная в сине-желтых тонах. Ее выбрали на специальном конкурсе среди образцов, представленных многими модельерами. Вот только почтовики со всей страны встретили новый «прикид» в штыки. На юге, говорят, в синтетике жарко. А на севере в ней холодно. Такому костюму и впрямь место разве что в музее. А вот что никогда не потеряет актуальности на наших скользких дорогах – так это противоскользящее устройство. Простейшая система из железки с острыми зубьями и резинки – панацея для почтальонов, в любую погоду разносящих почту. Они все снабжаются такой подстраховкой. Жаль, что ничего подобного до сих пор не предусмотрено для остальных граждан, тоже немало страдающих от гололедицы и нередко калечащих себя. Ямщицкая льгота Оставляя «без внимания» еще десятки любопытнейших экспонатов, останавливаемся возле витрины с... алкогольной продукцией. Татьяна Лебедева улыбается: уж эти-то экспонаты никто, даже самый большой трезвенник, в музее не минует. Бутылки с водкой «Ямская» и «Почтовая» среди почтовых экспонатов смотрятся гармонично. Хозяйка музея возле них рассказывает полушутливую и поучительную историю, откуда ямщики, а теперь и некоторые горе-водители заимели вредную привычку принять перед поездкой «на грудь». Почтовая гоньба тяжелым бременем ложилась на жителей многих российских слобод. Особенно трудно приходилось почтарям, разъезжавшим по бескрайним Вологодской и Архангельской губерниям. Не раз слобожане и крестьяне били челом царю, прося для себя льгот и послаблений. В 1738 году просьбы были услышаны, вологодским и архангельским ямщикам предоставили льготу: им разрешилось торговать вином на всех остановках, причем цена крепких напитков, продаваемых ими, была в два раза выше государственной. Также была определена дополнительная плата с проезжего и за повозку, и за подмазку колес у брички. Высочайший рескрипт завершался указанием, что сверх этого возчикам и ямщикам их пассажиры должны были обязательно давать по шесть копеек... на водку. Гнездо для ласточек и сов Экскурсия по музейным залам завершается у большого макета почтового двора. Такие дворы раньше имели семь российских городов. Позже на смену им пришли почтовые конторы и станции. Макет давнего прообраза нынешних почтамтов Татьяна Лебедева оживила деталями, тесно связанными с почтовой службой. Здесь совсем не случайно притаилась сова: в некоторых странах она считается символом почты. Берестяной рожок долгое время извещал о прибытии почты. Очень далеким предшественником этой службы были ласточки. Бытовало даже выражение – «ласточкина почта». В отличие от голубей эта птичка гораздо меньше, поэтому даже записочку к ее лапкам прикреплять трудно. Новости, переданные ласточкиной почтой, требовалось расшифровать. Ведь отправлявший известие окрашивал птичьи перышки в предварительно обговоренные цвета. Эти и другие рассказы экскурсовода возле почтового двора с особым упоением слушают приходящие сюда дети. А взрослым интересно все. В чем убедились и мы, познакомившись с удивительным музеем и ее хозяйкой. Стоит лишь добавить, что высокую оценку музею почты в Печоре и его организатору Татьяне Ильиничне Лебедевой уже не раз давали и многочисленные коллеги, и высокое жюри всероссийских конкурсов, в которых она неизменно побеждала. Но почивать на лаврах – не в характере этой увлеченной женщины. Можно не сомневаться, что ее почтовый роман пополнится новыми главками-историями. Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. г.Печора |