Общество |
21 января 2011 года |
Десять уникальных традиций/ Коми края будут включены в российский банк данных нематериального культурного наследия
В России началась разработка пилотного варианта электронного реестра объектов нематериального культурного наследия проживающих на ее территории народов. В число регионов, где сейчас идет составление подробных паспортов на сохранившиеся традиции, обычаи, памятники, попала и Республика Коми. Курирует этот проект в нашем регионе Министерство культуры РК. Создание в России электронного реестра объектов нематериального культурного наследия, можно сказать, продиктовано временем. В нашей стране проживает более 150 этносов, принадлежащих к различным языковым группам и религиозным конфессиям, сосредоточенных в различных регионах и имеющих самобытный жизненный уклад. Время идет неумолимо, и многие традиции и обычаи безвозвратно исчезают с уходом из жизни их носителей. Противостоять забвению народных традиций и призван проект, который в мировом масштабе курирует ЮНЕСКО. Ученые Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН и Сыктывкарского университета в реестр объектов нематериального наследия РФ предложили включить десять традиций, дошедших из старины и сохранившихся в Коми до наших дней. Большинство из них сегодня уже имеют научные паспорта с большим количеством разнообразных данных, снабженных фото, аудио и видеоматериалами. Полностью завершить эту работу планируется до 2013 года. Некоторые из этих традиций хорошо известны жителям республики. Например, Усть-цилемская горка и ижемское хороводно-игровое гулянье «Луд». Из локальных праздников в реестр включены также рождественские игрища, бытующие в прилузском селе Прокопьевка, и прославление Параскевы Пятницы в удорской деревушке Кривое. Изюминкой ежегодного празд-нества в Кривом является купание всех икон из иконостаса старинной часовни в небольшой лесной речушке. После чего в ней же купаются все участники процессии – преимущественно женщины. В реестре паспортизированы также промысловые традиции коми: изготовление и применение охотничьего инвентаря, свод знаний о природе, этически правовые нормы в среде охотников, обрядовая практика, различные жанры фольклора... Подробно проанализирована традиция, сохранившаяся в прилузском селе Черныш. Ни одно торжество здесь не проходило без самодельных музыкальных инструментов – многоствольных флейт-чипсанов. Чернышские чипсанистки со своим ансамблем когда-то объехали многие регионы страны. Теперь самобытная традиция на грани исчезновения. Прервалась в нашем крае и эпическая традиция, когда от отца сыну передавалось умение петь старины – сказания и песни, дошедшие из глубины веков. К счастью, эти памятники остались зафиксированными учеными-фольклористами. В российский реестр включен записанный ими ижмо-колвинский эпос. А вот сбор и систематизация родовых коми знаков – пасов – полностью заслуга краеведов. Лишь краевед из Корткероса Людмила Королева собрала более тысячи изображений пасов, которые считались безвозвратно утерянными. Еще один энтузиаст Надежда Багаева из Удоры свое собрание родовых знаков в ближайшее время планирует издать. Усть-Куломский район в реестре представлен самобытной духовно-песенной традицией. Она возникла в XIX веке на Верхней Вычегде, в районе села Мыелдино, где часть жителей влилась в течение «Бурсьылысьяс» – «певцов добра». Своеобразные гимны Творцу эти люди исполняли исключительно на коми языке. Их песнопения значительно пополнили коми фольклор. Но дальнейшее развитие традиции пресекла советская власть. Многие «певцы добра» из Мыелдино и окружающих его деревень в 30-е годы ХХ столетия были репрессированы. Тем не менее своеобразная певческая религиозная традиция верхневычегодских коми дошла до наших дней. По словам старшего научного сотрудника ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Ирины Ильиной, десятью памятниками традиционная народная культура нашего края не ограничивается. Поэтому есть смысл на основе создания российского реестра разработать республиканскую программу по систематизации уникальных традиций и обычаев, сосредоточив их в специальном электронном банке данных. Инициатором такого проекта могли бы стать два финно-угорских центра, действующих в Сыктывкаре, – федеральный и республиканский. Опыт в этом интересном и скрупулезном деле накоплен в Эстонии. Там еще в 60-70-е годы ХХ века были собраны локальные традиции и обычаи, бытующие не только в каждом районе, но и в каждом населенном пункте. Это стало возможным благодаря корреспондентам – конкретным жителям из каждого места. Все данные, собранные от них, были затем изучены и обобщены учеными. Банк данных, наподобие созданного в Эстонии, необходим и нашей республике. Анна НИКОЛАЕВА. Фото из архива «Республики». В реестре паспортизированы Усть-цилемская горка и промысловые традиции коми: изготовление и применение охотничьего инвентаря, свод знаний о природе, этически правовые нормы в среде охотников. |