Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
21 января 2011 года

Последний углежог

/ Как развивать дальше выгодный для лесной республики бизнес?

Пакеты с древесным углем и даже готовые сухие березовые поленья при желании можно без труда купить перед выездом
на пикник. Спецы по части приготовления шашлыков знают,
что лучше всего для растопки мангалов и барбекюшниц подходит древесный уголь. В России и мире существует целая индустрия углежжения. Но знатоки утверждают, что самым «долгоиграющим», с высоким КПД является уголь из северной древесины, гораздо более плотной по структуре. Несмотря
на это явное конкурентное преимущество, в нашей республике углежогов почти не осталось. Единственное действующее предприятие принадлежит Владимиру Васеву, индивидуальному предпринимателю из поселка Подзь Койгородского района.

Дело выгорело

Углежоги и кузнецы издревле считались одними из самых уважаемых людей. Ведь благодаря их стараниям поддерживалось хозяйство, работали кузницы, содержался в порядке гужевой транспорт.

До XX века угли делали для нужд кузниц, причем без всяких печей. Затем с развитием металлургии появились углевыжигательные заводы на Урале и в центре России, в том числе самые крупные у известного промышленника Демидова.

В советские времена угольные производства строили в лесных регионах. Но с приходом рыночной экономики они перестали быть рентабельными, металлургические заводы перешли на другие виды топлива.

Через серьезные перипетии пришлось пройти и подзинским углежогам. По республике к началу 90-х годов осталось пять углевыжигательных участков: помимо Койгородского – в Ухтинском, Усть-Куломском, Сосногорском районах. Эти предприятия перешли в частные руки.

– Ухтинский предприниматель Николай Тарабукин в 1991 году взялся сохранить участок в Подзи, – рассказывает Владимир Васев. – В то время я остался без работы. До этого долгое время трудился в Палаузском леспромхозе. Тарабукин пригласил меня мастером к углежогам. За эти годы пришлось пережить смены собственников и остановки предприятия. Попадались и честные, как Николай Тарабукин, который оставил бизнес из-за недобросовестных партнеров. Приходили и непорядочные предприниматели, любящие чужими руками жар загребать. Они набирали в долг сырье, забирали прибыль и исчезали, оставив после себя долги. Приходилось разруливать ситуацию с задолженностью, стеречь имущество, чтобы не растащили. И в 2003 году, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель, решил выйти в свободное плавание.

Где дым, там и копоть

В связи с популярностью в последние годы досуга на свежем воздухе с шашлыками древесный уголь стал востребован снова. Хотя поначалу торговля не выражала особого желания пачкаться в прямом смысле этого слова, реализуя непривычный продукт. Сегодня на рынке пакетированного угля царит жесткая конкуренция. Отечественных торговцев не пугают траты на доставку, хотя она порой составляет треть от цены продукции. Финны берут древесный уголь охотно, но хорошую цену не предлагают. С ними выгодно выстраивать бизнес-отношения приграничным регионам, к примеру, предприятиям Архангельской области и Карелии.

По словам В.Васева, основным потребителем угля из Коми является Москва. Покупают это топливо и в родном районе, а также в Сыктывкаре, Усинске, Ухте по цене 15 рублей за килограмм в летний период и по 13 рублей – в зимний.

– Углежогов Коми поджимают соседи-поставщики угля из Костромской, Кировской, Вологодской областей, – размышляет Владимир Иванович. – Но наша козырная карта – качество, долгая горимость и высокая теплоотдача северного уголька. Поэтому вынашиваем планы по увеличению мощностей до 1600 тонн в год с установкой пяти новых печей мощностью 320 тонн. В прошлом году произвели около 400 тонн продукции силами 12 человек.

У Васева уже имеется бизнес-план под реконструкцию предприятия и создание углевыжигательного мини-завода с высокой производительностью, оснащенного экономичными, эффективными печами.

– Новые печи будут отвечать современным требованиям экологической безопасности, хотя и сегодня мы не нарушаем допустимые показатели по выбросам в рамках санитарно-защитных зон, – пояснил предприниматель из Подзи. – Кроме того, для обслуживания новых печей отечественного производства с вертикальной ретортой не требуется кран-погрузчик. Это также экономия затрат. Стоимость таких печей невысока по сравнению с другими аналогами – 220 тысяч рублей, что позволит снизить объем расходов на реализацию инвестпроекта с шести до четырех с половиной миллионов и занять до 45 работников на производстве. Плюс нарастить мощности имеющейся пилорамы, что позволит привлечь дополнительно шесть работников. В конечном итоге увеличение производства и продаж высококачественного древесного сырья позволит выйти на рентабельный уровень, поднять людям зарплату, за которую согласятся работать хорошие специалисты. Пока же толковые, дисциплинированные ребята из числа местного населения предпочитают работать в лесу вахтовым методом, в сложных условиях и, что удивительно, за те же деньги, что мы платим сегодня углежогам.

Кстати, процесс производства угля – дело не простое. Важно не прозевать момент, когда уголь дошел до готовности. Процесс сжигания древесины без доступа кислорода и влаги (пиролиз) длится более двух суток. Температура внутри печи-«бочки» доходит до 570Со. Герметичность достигается за счет заглушек. Все возможные места проникновения кислорода дополнительно закрываются песком. В случае нарушения технологии получается пережог или недожог. В общем, некачественный уголь. Готовый продукт ссыпается в поддоны, охлаждается и фасуется в специальные мешки.

Мини-завод в проекте

В декабре прошлого года на предприятии побывал Глава РК Вячеслав Гайзер, который пообещал господдержку в реализации проекта создания мини-завода по линии Минэкономразвития РК в виде субсидий. Пока рассматриваются возможности предоставления помощи, местные власти выделили участок земли под будущий мини-завод.

Нерешенной остается только проблема обеспечения березовой древесиной. Дело в том, что для лесозаготовителей-частников федеральным законодательством был ограничен доступ в лес. Обеспечить регулярные поставки лиственной древесины могли бы структуры ОАО «Монди СЛПК», работающие на территории района. Но комбинат не заинтересован в такого рода бизнес-партнерстве, так как лиственная древесина является для лесоперерабатывающего предприятия стратегически важным сырьем.

– Власти республики обещали помочь в урегулировании вопросов поставки древесины с «Монди», – заметил В.Васев. – Решить проблему с сырьем можно и по-другому. Достаточно взять в аренду лесной участок и начать собственными силами заготавливать лес. В этом случае хвойный пиловочник вполне реально реализовывать по рыночным ценам, а из «листвы», перезрелой древесины жечь уголь. Причем уже разработаны мобильные печи, которые двигаются вслед за лесозаготовителями по делянкам, перерабатывая отходы. Это эффективный вариант, так как вывозить готовый уголь из леса проще, чем древесину. Но пока такой проект нам не по силам опять же из-за нехватки подготовленных кадров и дефицита оборотных средств.

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

 

В 1997 году Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академией было разработано новое решение по пиролизу древесины, при котором жидкие и газообразные продукты термораспада поступают в специальную топку, где сжигаются без вреда для окружающей среды. Существует и целая линейка предложений по углевыжигательным печам с разной производительностью и для разного сырья, даже... листьев сахарного тростника.

 

В России появились компании по производству угольных брикетов. Этот продукт получают путем измельчения древесного угля, добавления в массу связующего вещества, например крахмала, и прессования. Такой брикет горит в 3-4 раза дольше, чем обычный уголь, но стоит дороже. Да и пресс-оборудование – удовольствие не из дешевых. Кроме того, некоторые углежоги занимаются поставками сырья для фармакологии. Это продукция с более высокой добавленной стоимостью. Но выйти на такой уровень производства можно только при условии инвестирования в покупку недешевого специального оборудования.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №7 (4404) - 21 января 2011 года

Причины гибели солдата пока не установлены

Призван по ошибке?

Следственный комитет реорганизован

Специальный конкурс для учителей

В Воркуте почтили память погибших шахтеров

На Мезени хотят восстановить поголовье рыбы

"Скорые" с подогревом

Мини-зоопарк из снега

Порожний рейс / Почему в Сыктывкаре автобусы для инвалидов ходят пустыми?

Вопрос - ответ

Ижемские чудеса доверили выбирать школьникам

Десять уникальных традиций / Коми края будут включены в российский банк данных нематериального культурного наследия

 №6 (4403) - 20 января 2011 года

Отчет Главы смотрите в режиме онлайн

Верующие - налево, моржи - направо / Праздник Крещения становится всенародным днем закалки

Министр и домохозяйка за одной партой / Такое можно увидеть только на курсах коми языка

Сотрудники "Финлескома" не должны пополнить ряды безработных

Общественность оценит работу глав муниципалитетов

Альтернативную службу выбирают единицы / В минувшем году республика отправила в армию 4900 призывников

Медали новорожденным вручают в Воркуте

Государственные услуги в электронном виде

Первые победители школьных олимпиад

"Порядочному человеку в Сосногорске есть куда пойти" / Председатель Госсовета Коми Марина Истиховская познакомилась с социальными объектами муниципалитета

Страховые выплаты увеличены

Закон о доплатах шахтерам-ветеранам вступил в силу

 №5 (4402) - 19 января 2011 года

Грудное молоко - залог здоровья / В столице республики поощрили лучших мам

Наказы от правозащитников уже переданы новому руководителю МВД

Академия психологии для старшеклассников

Врачебно-партийная диагностика

Ученые КНЦ составили уникальную карту

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 7 (4404)
21 января 2011 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»