Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
30 декабря 2010 года

Валяльщица из Талицы

/ Валентина Коснырева поделилась с нами секретами изготовления модной нынче обувки


Для прилузских (и не только) старушек валенки - вещь незаменимая.

Валенки нынче в фаворе.
На городских улицах в морозы в них щеголяют даже модно одетые девушки. В продаже каких только катанок сейчас не увидишь: украшенные люрексом, вышивкой, стразами… Самая народная и морозоустойчивая обувь пока остается и самой доступной по цене. Все это вместе с долгими декабрьскими морозами породило настоящий бум на валяную обувь. На Выльгортской сапоговаляльной фабрике спрос на продукцию в этом году по сравнению с предыдущим вырос аж в два раза. О чем говорить, если на наши расписные валенки поступили заказы даже из Финляндии. Не остаются без дела и мастера-валяльщики из Прилузья, которое издавна славится этим ремеслом.
В здешних селах каждый встречный может указать, где живет пимокат. А мастера с каждым поделятся секретами своего ремесла, преподадут урок по валянию обуви и предложат теплую обувь на продажу.

ЖИТЕЛЬНИЦУ прилузской  деревни Талица Валентину Николаевну Косныреву родители и Всевышний наградили красивым голосом. Ее распевы услышали как-то знатоки и ценители песенного искусства из Сыктывкара, стали наперебой приглашать в столицу республики, звали работать в филармонию. О том, что разминулась с искусством, Валентина Николаевна нисколько не жалеет. Тем более с песней дружит и по сей день, ни один концерт художественной самодеятельности без нее в Талице не проходит. Но на родине она заслужила славу не только песенницы, но и валенщицы. В Прилузье ремеслом катать валенки исстари владели мужчины. Валентина Коснырева – единственная женщина, которая не только приноровилась к тяжелой работе, но и заслужила славу отменной мастерицы.

Талица – небольшое селение на юге республики. В последние годы во многих торговых точках Коми можно увидеть продукцию, которую выпускает здесь агрохолдинг «Южное», – масло, сметану. Новый, современный маслозавод под синими черепичными крышами высится на околице деревни. А недалеко от него, почти у самой кромки дороги, стоит небольшой дом. К нему, как к маслозаводу, тоже заворачивают немало машин и пешеходов. Особенно сейчас, зимой. Здесь, как выяснилось, можно справить обувь, в которой, «кокыд узь\», то есть ноги спят, никакие морозы их не проймут. Как в домашних условиях изготовляются чудо-валенки? Этот вопрос и познакомил нас с Валентиной Николаевной Косныревой.

О катанщиках – людях, умеющих делать валенки, доводилось читать, да и видеть самих ремесленников за работой – тоже. Ремесло это, без сомнения, нужное, но трудное и очень грязное. Поэтому комнаты, в которых трудились пимокаты, мягко говоря, не блистали чистотой. Один из технологических этапов при катке валенок заключается в ошпаривании заготовок кипятком. После чего еще не принявшие формы «гулливеровских» размеров не то сапоги, не то носки требовалось тереть изо всей силы металлическим прутом. И тут же быстро окунать в кипящую воду. Такая процедура повторялась не один раз. Надо ли говорить, что при этом трудно, почти невозможно не перепачкать и себя, и все окружающее пространство.

Все три комнаты в доме Валентины Косныревой, напротив, блистали чистотой. Поэтому первое, о чем спросили, – где ее мастерская? Она ответила просто: прямо здесь, на кухне. С этими словами с кухонного стола убрала чайные приборы, сняла клеенку, принесла коробку с белой шерстью. Не прошло и пяти минут, как мастерица принялась за дело. А мы почти на пару часов стали свидетелями ее «священнодействия».

ВАЛЕНТИНА Николаевна родом из Прокопьевки. Это прилузское село славилось династиями пимокатов. Родственники мастерицы умели катать валенки. Но до поры до времени к ремеслу предков она оставалась равнодушной. Закончила сельскохозяйственный техникум, выучилась на агронома. Один за другим родились четверо детей. Муж оставил семью, поэтому ей приходилось жить натужно, много и тяжело работать. Долгое время заботы о доме и семье совмещала с работой кочегара на маслозаводе. Чтобы выучить детей в городе, потребовались «лишние» деньги. А где их взять? Тогда-то и решила обзавестись навыками, которыми в Прокопьевке владели двоюродные братья. Один из них начинающему пимокату – сестре – сделал и отдал незамысловатый инвентарь. Прежде всего вырезанные из березы колодки. Длинные – для голенищ. Короткие, в форме носка, – для стопы. «Трудное дело – начало», – коротко бросил родственник, как бы благословляя сестру.

За прошедшие почти тридцать лет Валентина Коснырева накатала несколько сотен пар валенок. Женских, мужских, детских, разных. А самую первую пару, автором которой стала, до сих пор, наверное, ни с какой другой не перепутает. Две мягонькие, белые обувки предназначались ребенку.

...Мастерица на лекалах из клеенки раскладывает пучки белой шерсти – начинает выполнять очередной заказ. Рассказывает, что научилась на глаз определять, сколько шерсти в какую часть положить. К примеру, на стопу материала уходит гораздо больше, чем на голенище. На валенки непременно нужна шерсть, выстриженная с овец в летние месяцы. Только она обладает вязкостью, нужной плотностью и даже характерным запахом. Если для пары детских валенок можно обойтись шерстью одной овцы, то на обувь для взрослых уходит до двух килограммов шерсти. Мастерице материал приносят, как правило, уже после расчесывания-теребения на специальных чесалах. Говорят, кто-то перед валянием пуки шерсти моет. Валентина Николаевна мытую шерсть не признает. Она, по ее словам, теряет способность сцепляться. А это – главное свойство материала для катанок.

Следующий этап создания валенок напоминает кулинарное действо. Тем более проделывается оно на кухонном столе. Откуда-то появляется короб с белой мукой. Сложенный на столе пласт шерсти щедро сдабривается мукой – для плотности и лучшего сцепления материала. Мастерица рассказывает, что на сапоговаляльных фабриках муку на таком производстве не переводят, пользуются кислотой. Она тоже как-то раздобыла такую кислоту, обработала ею шерсть. «Хорошо, что те валенки себе предназначались, никого не подвела, – делится Валентина Николаевна. – С виду казистая вышла пара, только холодная. Ноги не отдыхают, а леденеют. А я после этого зареклась в свои обутки кислоту добавлять».

После муки, как и полагается, появляется скалка. Только она гораздо длиннее обычного приспособления стряпух. На нее наматывается пласт, а сверху «пеленается» покрывалом. Начинается долгое раскатывание шерстяного «теста». «А сколько ждать, пока готово будет?» – проявляем нетерпеливость. «Может быть, аж до самого утра придется повозиться», – серьезно отвечает мастерица, хотя у самой в уголках глаз лукавинка затаилась. До утра катать шерстяной валик никаких сил не хватит. Но несколько часов кряду придется.

Валентина Николаевна вошла в рабочий раж и даже из-за гостей работу не оставляет. Катает и катает шерсть. До тех пор будет водить замотанной палкой по столешнице, пока она не превратится в войлок. За делом рассказывает, что здесь же, на кухне, затем окунет заготовку в кипяток, «отдубасит» изо всех сил. После чего настанет черед определиться с размером валенок. Какие палки-колодки в них воткнешь – такой величины валенки и получишь.

КАК и любой мастер, женщина умеет не только новую обувь валять, но и перекатать купленные в магазине. Для деревенских жителей это, оказывается, еще как актуально. Закинут в магазин по случаю несколько пар валенок, и все одного, как правило, очень большого размера. Как быть? Несут их мастерам. Те магазинную обувь намочат, распарят, разотрут. Специальными деревянными рогатинками «измочалят» упругие голенища. После чего не узнать валяную обувь. Обутка превращается в подобие вязаного чулка, правда, очень большого. В них, в эти безразмерные носки, и забивают колодки. После чего отправляют в жарко натопленную печь на просушку. Кстати, мастера безошибочно определяют, какого размера валенки подойдут тому или иному человеку. К примеру, если кто-то носит обувь 39 размера, то валенки ему необходимо приобрести 26-го. Золотое правило при покупке валяной обуви: при носке она садится, значит, и покупать валенки нужно с запасом.

Из всех житейских трудностей и невзгод для Валентины Николаевны самым страшным стал пожар. Огонь заполыхал ночью, из комнаты она с детьми выпрыгивала, разбив окна и выбив рамы. Сгорело все имущество, вся живность. Жизнь пришлось начинать с нуля. Больше всего, признается мастерица, жалела о сгоревших колодках для валенок. Но прокопьевские родственники в скорости снабдили новыми палками. Ремесло валенщицы и помогло выкарабкаться из беды. «Не за деньгами гоняюсь, – убеждает нас Валентина Коснырева, – а лишь приработок себе небольшой добываю. Да и ремесло уже не отпускает от себя. Думаешь, бывает, зачем столько хлопот взваливать. Только без работы-то жить, оказывается, еще труднее».

Напоследок Валентина Николаевна Коснырева выносит новые валенки на улицу. «Проветрить да снег почувствовать», – говорит она. Теплые шерстяные обутки источают уют и тепло. В таких валяных сапогах никакая зима не страшна.

Анна СИВКОВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

Прилузский район

 

 

Между прочим, катать валенки в России, в том числе в Коми крае, начали не так уж и давно – всего каких-то 200 лет назад. И почти сразу определились предпочтения, как сказали бы мы сегодня – приоритеты. Самым прочным и красивым руном считался «ни г\н» – шерсть, первый раз снятая с молодой овцы. Она, да еще белого цвета, всегда шла на детские и женские валенки. Валенки из «ни г\на» как дорогую и качественную вещь в Прилузье дарили свекровь молодке или, наоборот, во время свадьбы. По мнению старожилов, этим валеникам (в Прилузье так называют валенки) не было ни цены, ни сноса. Самыми же крепкими считаются серые валенки. А черные – универсальные, их не зазорно надевать, как говорится, и в мир и в пир.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №240 (4397) - 30 декабря 2010 года

Межнациональные отношения возьмут под особый контроль

Праздники должны пройти без происшествий

К году Кролика подготовили "Дельфина"

В Верховном суде стало просторнее

Новогодний салют запустят с берега Сысолы

Мечты сбываются / Особенно если вложить их в "письма надежды"

В ручном режиме / За первый губернаторский год Вячеслав Гайзер исколесил всю республику. Что дали эти поездки?

С тревогой и надеждой / Терпящий бедствие Ту-154 готовы были принять в Сыктывкаре, Усинске, Печоре и Ухте

В центре внимания и событий были герои наших публикаций

Зов Кайласа / На счету Вадима Филиппова четыре экспедиции в Тибет

 №239 (4396) - 29 декабря 2010 года

В январе будет теплее

Не боги горшки обжигают / Коми ремесленная палата проводит мастер-класс по народным промыслам

Владимир Жеребцов добивается точности показаний при учете электроэнергии

В Ухте долги за коммуналку достигли 400 миллионов

Учителя и школьники получат "Зеленый пакет"

Ирина Брагина вернулась в агентство по печати

Депутаты сдают дела

Фракционный отчет

Устькуломцы обзавелись ледовым катком

Темные стороны коммуналки высветили члены Общественного совета по ЖКХ

Местные жители - лучшие защитники / Особо охранять природные территории предлагают общественникам

Усинцы готовы поделиться опытом межнационального согласия

 №238 (4395) - 28 декабря 2010 года

Оправдания не приняли

Подарки для умных и спортивных / На главную елку региона собрались одаренные дети

Автопарк "скорой помощи" молодеет

Ухтинцы разнообразят досуг боулингом

Александр Ульянов получил "Золотое перо"

Народные средства на памятник народному писателю

Деды Морозы вышли на парад / Они же "зажгли" главную новогоднюю елку столицы

За шутки над Президентом команду КВН "Второе дыхание" отправят в Сочи

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 240 (4397)
30 декабря 2010 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»