Общество |
3 декабря 2010 года |
Прерванный взлет/ Какие права вы имеете при "рядовых" задержках авиарейсов?
Утром 29 ноября пассажиры, следовавшие из Сыктывкара в Москву рейсом № 502 авиакомпании «Нордавиа», вернулись в зал ожидания аэропорта. Самолет Boeing 737-500 в положенное время, в 07.50, не взлетел. Как рассказали пассажиры этого борта, когда самолет разогнался на взлет и уже должен был оторваться от земли, последовал резкий толчок вперед. Пассажиры ударились о передние кресла. Вышедший в салон командир корабля извинился перед пассажирами и объявил, что самолет не взлетел из-за технических неполадок. Никакой паники не было, пассажиры спокойно вышли из самолета и вернулись в аэропорт. О том, что вылет откладывается до вечера, а именно до 19.40, им объявили спустя почти три часа. В 12.00 и 18.00 всем желающим было предоставлено горячее питание. На борту утреннего рейса было 64 пассажира. Всем желавшим вернули багаж, предоставили номера в гостинице аэропорта. Однако этим правом воспользовались только два пассажира. 10 из них билеты сдали. Остальные 54 пассажира злополучного рейса переоформили билеты и вылетели в Москву в 19.40 рейсом № 506, благополучно приземлившимся в Шереметьево. Пассажиры этого рейса отреагировали на ситуацию по-разному. Болгарский бизнесмен Христо Янушев в 20.00 того же дня должен был вылететь из Москвы уже в Софию. Ему пообещали, что представитель «Нордавиа» в Шереметьево обязательно отправит его на родину другим рейсом без дополнительных затрат. Болгарину предлагали воспользоваться номером в гостинице, но он предпочел переждать у своего хорошего знакомого в Сыктывкаре. В аэропорт вернулся лишь вечером. Томительное ожидание не испортило ему настроения. «Хорошо, что это произошло в начале полета, а не в середине пути. Бог есть!» – оптимистично заключил гражданин Болгарии. Еще одна пассажирка несостоявшегося рейса, пожелавшая остаться неизвестной, летела в Москву транзитом по турпутевке. Она не полетела предложенным авиакомпанией рейсом в 19.40 и сдала билет. Вылетела в 18.50 другим рейсом на самолете компании «ЮТэйр», чтобы выгадать время. «Не хочу вспоминать о том, что произошло утром. Честно говоря, мы даже испугаться не успели. Осознали случившееся только потом. Мы полдня просидели в аэропорту в надежде вылететь другим рейсом пораньше. Теперь я думаю только о том, чтобы не опоздать на следующий рейс. Никаких претензий предъявлять авиакомпании я не буду. Неприятных переживаний и так более чем достаточно». Как прокомментировал ситуацию директор сыктывкарского представительства «Нордавиа» Владимир Александров, утром 29 ноября ничего экстренного не произошло. Как только самолет пошел на взлет, загорелась красная лампочка, сработал датчик замка основной входной двери самолета. Экипаж самолета решил не рисковать и остановился. Для расследования была создана комиссия – приехали специалисты из Москвы и провели тестирование технического узла. По предварительным данным, особых изменений специалисты не выявили. Вечером того же дня самолет техническим рейсом без пассажиров на борту вылетел в Архангельск. Окончательные выводы о причине технической неисправности комиссия вынесет через 10 дней. Этот случай можно назвать рядовым, но именно это и привлекло наше внимание. Похоже, для «Нордавиа» подобные инциденты, связанные с отложенными по техническим причинам рейсами, и впрямь становятся рядовыми. Вот лишь два примера. 7 июля 2010 года в сочинском аэропорту почти сутки прождали своего рейса 50 сыктывкарцев. По техническим причинам авиарейс компании «Нордавиа» Сочи – Сыктывкар был задержан на 20 часов. Сначала задержку объявили на 1 час, потом продлили до 4 часов, информация о вылете постоянно изменялась. По словам пассажиров отложенного рейса, представители авиакомпании должных извинений не принесли. Тем не менее для людей было организовано горячее питание и проживание в гостинице. В Сыктывкар самолет вылетел 8 июля в 21.02. 11 апреля этого года опять же по техническим причинам сорвался утренний рейс «Нордавиа» Сыктывкар – Москва. Группа сыктывкарских школьников, которая должна была следовать в Германию через Москву, в итоге была вынуждена добираться до места назначения через Санкт-Петербург, в чем, правда, им посодействовала сама компания «Нордавиа». Потерпели убытки и потеряли время другие транзитные пассажиры. Зачастую пассажиры отложенных рейсов при подобных инцидентах терпеливо сносят бытовые неудобства, воспринимая это как должное и неизбежное обстоятельство. Между тем, как явствует из письма управления Роспотребнадзора, предоставленного в распоряжение редакции, согласно требованиям пункта 99 Федеральных авиационных правил («Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»), утвержденных приказом Минтранса РФ 28 июня 2007 г. № 82, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и промежуточных пунктах следующие услуги: – предоставить комнаты матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет; – два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании рейса более двух часов; – обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; – обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов (в дневное время) и каждые восемь часов (в ночное время); – разместить в гостинице при ожидании рейса более восьми часов (в дневное время) и более шести часов (в ночное время); – доставить транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; – организовать хранение багажа. Причем все эти услуги должны предоставляться пассажирам без взимания дополнительной платы. Если перечисленные услуги не предоставляются, то пассажиры могут предъявить перевозчику требования о компенсации морального вреда ввиду причинения им соответствующих физических и нравственных страданий. Претензии к перевозчику на внутренних воздушных перевозках пассажир вправе предъявить в течение 6 месяцев (статья 126 Воздушного кодекса РФ) в аэропорту пункта назначения или в аэропорту пункта отправления (по своему усмотрению). Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу об исключительной подсудности, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданско-процессуального кодекса РФ, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. Ольга АЛЕКСАНДРОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |