Из первых уст |
3 ноября 2010 года |
Ольга Талянина: "Национальная галерея нуждается в меценатах и новых площадях"
Национальная галерея РК только в этом году предложила посетителям около 50 оригинальных выставок, на которых уже побывало более 50 тысяч человек. Прием многочисленных гостей, бурная выставочная деятельность – лишь видимая часть работы, которую проводит небольшой коллектив сотрудников этой кладовой искусства и красоты. Об этом мы и беседуем с директором Национальной галереи республики Ольгой Таляниной. – Недавно в Национальной галерее прошел первый этап крупного благотворительного проекта «Музей. Музыка. Дети». В Коми такая программа по привлечению детей из коррекционных школ-интернатов к занятиям живописью, приобщению к музыке была реализована впервые. Что удалось? – Значение этого проекта трудно переоценить. Не только для детей из специализированных учебных заведений, многие из которых впервые в жизни имели возможность окунуться в искусство. На уроках музейной педагогики, концертах симфонической музыки в Национальной галерее побывали 115 человек. Особые дети на них были не только зрителями, слушателями, но и полноправными участниками. Ведь проект подразумевал и творческие конкурсы, например, нарисовать картину, написать эссе. Многие из ребят опровергли устоявшееся мнение о том, что не способны к творчеству. А трое победителей на каникулах отправляются в Санкт-Петербург, чтобы, как мы полушутя говорим, получить «культурологический шок»: для них там будет предложена большая культурно-познавательная программа. Проект «Музей. Музыка. Дети», можно сказать, вывел на другую, более высокую орбиту и коллектив Национальной галереи. Ведь отныне нашими творческими партнерами становятся Центр музейной педагогики и детского творчества при Русском музее, Фонд Б.Н.Ельцина, Союз музеев России. Их представители не только организуют адресную помощь воспитанникам коррекционных школ в различных регионах страны, выезжают для реализации проекта на места. Неожиданными, прямо-таки оглушительными, стали подарки, которые мы получили от столичных партнеров. Это огромные коробки методических разработок и пособий, компьютерная техника… Сейчас в Национальной галерее уже почти все готово к открытию художественного учебно-образовательного центра, который должен перерасти в ресурсный центр для всей республики. Мы будем работать под эгидой Русского музея, наши специалисты пройдут там обучение. Широкими, можно сказать, безграничными, станут и культурно-образовательные проекты этого центра, нацеленные не только на детей с ограниченными возможностями. Мы планируем организовать сотрудничество со школами, с другими образовательными учреждениями. Создание такого центра – не какая-то самоцель. Художественное образование очень важно для становления личности, это фундамент всей нашей культуры. В российской действительности имеются примеры, когда в городках, где закрыли музыкальные школы, по истечении короткого промежутка времени пришлось организовать детские колонии. – Национальная галерея успешно реализует и международный проект по созданию Сада скульптуры, в котором принимают участие скульпторы не только других регионов, но и зарубежья. Планируете ли выйти за пределы сада, осваивать новые пространства? – Сад скульптуры – наша гордость. Образно говоря, это еще один музейный зал, только под открытым небом. Что касается освоения новых пространств… К примеру, очередной скульптурный симпозиум планируем провести в селе Ыб, где создается финно-угорский этнопарк. Возможно, что там в будущем тоже появится свой сад скульптур. – Подавляющее большинство произведений искусства, хранящихся в галерее, это картины. Как и где проходит их реставрация, сколько полотен еще ждут своего часа быть обновленными? – Фонды нашего музея насчитывают 9 216 произведений. Есть шедевры, требующие срочной реставрации, как, например, картина неизвестного художника «Битая дичь». Она экспонировалась только однажды, так как к нам попала уже с сильным повреждением. Часть полотен удается реставрировать на базе галереи, где работает один реставратор. К сожалению, наши возможности сильно ограничены, между тем число требующих реставрации работ ежегодно увеличивается. В 2006 году стартовала акция «Спаси свою культуру». В ее рамках мы попытались привлечь к спонсорской помощи региональную бизнес-элиту, за счет собранных средств отреставрировать несколько портретов царских особ XVIII – начала XIX века. Всего эта коллекция включает 14 портретов, попали они в Сыктывкар в 20-е годы, но в силу идеологических причин долго пребывали в запасниках. Теперь, как говорится, настал и их час предстать перед публикой. На наш призыв профинансировать их реставрацию откликнулся член наблюдательного совета группы компаний «Ренова» А.Зарубин. Перечисленные им средства позволили в художественном научно-реставрационном центре им.И.Грабаря в Москве отреставрировать портреты Екатерины I и Павла I. А вот портрета Елизаветы Петровны мы оттуда рисковали не дождаться... – Он попал в переплет при пожаре в центре Грабаря в Москве? Картина не пострадала? – Не пострадала. После пожара произведения искусства развезли по различным фондохранилищам, некоторые попали на окраины города. Наша картина, как удалось выяснить, оказалась в Третьяковской галерее. Ее реставрация уже почти завершена, осталось сделать лишь тонировку. После «возвращения» Елизаветы Петровны намереваемся показать всю коллекцию портретов царских особ, а также издать буклет. – Как пополняются коллекции галереи? Сдвинулась ли с мертвой точки проблема долгов перед наследниками художников, чьи коллекции галерея приобрела? – Задолженность перед наследниками художников, чьи картины переданы нам, еще недавно составляла фантастическую по нашим меркам сумму – около полумиллиона рублей. За последнее время этот долг уменьшился без малого на сто тысяч рублей, потихоньку галерея расплачивается за приобретенные в долг произведения искусства. Хотя по большому счету должником является не галерея, а общество, республика, государство. Между тем эти долги связывают нас по рукам и ногам. Из-за них зачастую мы не имеем возможности приобрести уникальные вещи, иконы, которые становятся достоянием не республики, а каких-то сомнительных лиц. Несмотря на сложности, фонды галереи ежегодно пополняются на сотни произведений искусства. Все это богатство нам передается безвозмездно, в дар. Чаще всего в роли дарителей выступают сами художники или их близкие. К примеру, недавно у нас прошел вернисаж памяти талантливого живописца и графика Евгения Борисевича. После чего его фонд пополнился еще на несколько сот единиц хранения. Все это в дар передала вдова художника Людмила Николаевна. За последнее время 150 своих произведений передал нам художник Вячеслав Кислов, более 50 работ – Аркадий Мошев, около 15 картин – Станислав Торлопов… Бесценным стал вклад в галерею московского коллекционера Николая Корнилова. Это вообще уникальный случай для нашей республики, когда в музей богатейшее и в художественном отношении, и в ценовом варианте собрание передал коллекционер. Из поступивших 310 работ можно построить шикарную экспозицию, создать музей в музее. Трудно с чем-нибудь сопоставить такой щедрый дар. – Между тем фонды Национальной галереи изначально были сформированы благодаря подвижнику и коллекциям, привезенным им в наш северный край. Имею в виду московского ученого Даниила Яновича, который в 20-е годы взвалил на себя миссию по приобщению жителей Зырянского края к мировому искусству… – Все, кто бывает в залах нашей галереи, подчеркивают большое число сосредоточенных здесь подлинных шедевров русских и западноевропейских мастеров. Появлением многих из них мы, конечно, обязаны Даниилу Яновичу. Ученый секретарь Элеонора Поповцева провела большую скрупулезную работу по описанию коллекций, которые легли в основу фондов галереи. Заместителю директора по науке Наталье Плаксиной удалось завязать контакты и с заокеанскими потомками Яновича. Их исследования позволили выявить немало любопытных нюансов. Например, стало известно, из какой усадьбы или национализированной квартиры попал к нам тот или иной шедевр, кому он принадлежал до революции и конфискации. Среди бывших владельцев именитые в России фамилии: Солдатенковы, Рябушинские, Бобринские, Барышниковы, Хлудовы, Боткины… Благодаря Наталье Плаксиной удалось установить, что в коллекции Яновича есть и уникальные образцы фарфора. Например, ваза Датской Королевской фабрики, попавшая в свое время в Усть-Сысольск и по сей день хранящаяся в наших фондах, – единственная во всем мире. Ее расписал ведущий живописец фабрики К.Мортенсен. Оказывается, в «закромах» Государственного музейного фонда, где были в 20-е сосредоточены произведения искусства, Янович откладывал для отправки в Усть-Сысольск и другие шедевры, не попавшие к нам. Их изъял Наркомвнешторг, чтобы продать за валюту за границу. – Поиском меценатов, наверное, и продиктована идея создания в Национальной галерее попечительского совета? Когда планируете провести организационное заседание? – Из учреждений культуры республиканского масштаба попечительский совет сейчас действует лишь в Национальной библиотеке РК. Мы надеемся привлечь в его работу государственных служащих, бизнесменов, ученых, общественников. Главная задача попечительского совета – содействие в реализации наших проектов и программ. В разработанном положении нашли место и другие направления предстоящей работы. А организационная встреча пройдет в галерее 3 декабря. – Соответствуют ли истине разговоры о недавней крупной аварии в здании галереи? – От аварий никто не застрахован, тем более если здание, в котором размещаются художественные фонды, построено 120 лет назад. За это время капитальный ремонт здесь не проводился ни разу. Наше фондохранилище размещается в подвале, на двух этажах. Так вот на нижнем, по полу, поползли трещины. Опасаясь за сохранность экспонатов, мы спешно эвакуировали их наверх, заняв один из залов. Специалисты обследовали фундамент, заявив, что большой опасности трещины не представляют, залили их бетоном. Но мы понимаем, что рано или поздно износившиеся полы и стены еще дадут о себе знать. Остро ощущаем и нехватку площадей. Не так давно мы обосновали необходимость строительства специального здания под фондохранилище площадью 800 квадратных метров. Это даст возможность расширить постоянные экспозиции, демонстрировать хранящиеся в фондах неизвестные картины профессиональных художников или, к примеру, авторов работ в стиле наивного искусства. – Ольга Леонидовна, какие выставки, встречи, сюрпризы ждут посетителей Национальной галереи в ближайшее время? – Новогодним подарком обещает стать выставка «Чудеса под микроскопом». Автор представленных на ней работ Анатолий Коненко вошел в Книгу рекордов Гиннесса своими миниатюрными творениями. Например, он проиллюстрировал самую крохотную по своим размерам книгу, а одну из миниатюрных картин создал на поверхности рисового зернышка. Продолжением международных проектов станет выставка одного из представителей талантливого рода Бенуа – Александра, живописца и графика. Этот вернисаж прибудет из Швейцарии, он включает около 200 работ художника. Продолжается наше сотрудничество и с Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого из Санкт-Петербурга. На очереди еще одна выставка. Она посвящена наследию ученого-этнографа Сергея Сергеля, который в 1906 году не только предпринял рискованное путешествие в глубь Коми края, но и долго прожил среди коми-зырян, оставив любопытные очерки и множество фотографий, а также собрал богатый этнографический материал. Часть этого наследия более ста лет спустя на время вновь возвратится на Коми землю. Беседовала Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Мы будем работать под эгидой Русского музея, наши специалисты пройдут там обучение. В нашей галерее – один реставратор. Между тем число требующих реставрации работ ежегодно увеличивается. Задолженность перед наследниками художников, чьи картины переданы нам, еще недавно составляла фантастическую по нашим меркам сумму – около полумиллиона рублей. Ваза Датской Королевской фабрики, попавшая в свое время в Усть-Сысольск и по сей день хранящаяся в наших фондах, – единственная во всем мире. На нижнем этаже по полу поползли трещины. Опасаясь за сохранность экспонатов, мы спешно эвакуировали их наверх, заняв один из залов. |