Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
15 октября 2010 года

Каждый вызов как боевой

/ Взрывотехникам Сыктывкарского ОМОНа "мирное время" выпадает редко

Говорят, что сапер ошибается один раз. Только вот саперы рискуют на войне, а взрывотехники делают это в мирное время, которое, правда, совсем уж мирным назвать сложно. Взрывные устройства всевозможных систем, в том числе и кустарного производства, сегодня чуть ли не обязательны в арсенале террористов и преступников всех мастей. А потому работы взрывотехникам хватает.

Подальше от любопытных глаз

Инженерно-техническая группа в Сыктывкарском ОМОНе была создана в 1993 году. Основными задачами этого подразделения стало обнаружение и нейтрализация штатных и самодельных взрывных устройств и взрывоопасных предметов на территории республики. Дело нелегкое, связанное с повседневным риском для жизни. Казалось бы, Коми – не Северный Кавказ, где чуть ли не каждый день грохочут взрывы. Но не все так тихо, как кажется, и у нас.

Совсем недавно, 30 сентября, взрывотехников Сыктывкарского ОМОНа подняли по тревоге: в подъезде жилого дома в селе Зеленец Сыктывдинского района была обнаружена граната.

Взрывотехники определили, что находка напоминает гранату Ф-1, правда, она была без запала. Вместе с взрывотехниками на вызов всегда выезжает кинолог со специально обученной собакой. Сегодня в Сыктывкаре пять четвероногих саперов.

– Хотя запала у гранаты не было, собака показала, что в ней есть взрывчатое вещество, – рассказал инженер-сапер инженерно-технической группы Сергей Рочев. – Поэтому гранату мы изъяли и отправили на экспертизу, которая проводится, как правило, около шести месяцев. После этого гранату нам вернут, чтобы мы ее уничтожили.

Уничтожение взрывных устройств и взрывчатых веществ проводится в республике два раза в год. Специального полигона для этого нет. Как правило, «большой взрыв» устраивается в лесу подальше от любопытных глаз. Все происходит под присмотром специальной комиссии.

Самая крупная партия взрывоопасных устройств, по словам С.Рочева, была уничтожена в ноябре 2008 года. Тогда в Княжпогостском районе у бывшего гражданского взрывника был изъят внушительный арсенал взрывчатых веществ, используемых в геологоразведке.

– Чего там только не было. Были даже небольшие стеклянные колбочки, предназначенные для пробивания шурфов. Шурф – это небольшое отверстие в породе, – пояснил Сергей. – Откуда у него все это и зачем он хранил такой опасный арсенал, не знаю.

Раритетный боеприпас

Взрывотехники каждый выезд воспринимают как реальный, боевой. Ведь неизвестно, что находится в сумке, найденной кондуктором под сиденьем автобуса, что спрятано в пакете, забытом на многолюдной остановке или на железнодорожном вокзале. В любом случае специалисты инженерно-технической группы проводят комплексное обследование «объекта».

Несколько лет назад в Сыктывкаре произошел такой случай. На железнодорожном вокзале была найдена противотанковая мина. Она лежала прямо на путях. До приезда взрывотехников сотрудники транспортной милиции накрыли находку специальным контейнером. Для безопасности.

– Чтобы выяснить, что это за мина, я сначала поговорил с сотрудником, который как раз накрывал мину контейнером. Расспросил, как она выглядит, какие на ней есть отметки, надписи и так далее. На заводских изделиях всегда имеется различная маркировка. Если такой маркировки нет, то визуально отличить учебную мину от настоящей практически невозможно, – говорит С.Рочев. – Но есть косвенные признаки, по которым специалист все же может это сделать. Самое сложное – это определить, является ли «объект» каким-либо взрывным устройством, заводским или самодельным. Нас в этом деле выручают собаки. Именно они показывают, содержит ли обследуемый нами предмет взрывчатое вещество или нет.

Нередко в руки взрывотехников попадают и настоящие взрывные устройства. Например, совсем недавно на чердаке одного из домов в Сыктывкаре была обнаружена граната. Наткнулся на нее сантехник. Когда он проверял чердак, то обратил внимание на целлофановый пакет, в котором был газетный сверток. Открыв его, коммунальщик ужаснулся: в бумагу был завернут предмет, похожий на ручную гранату. Запал находился рядом.

– Выезжая на этот вызов, мы волновались, ведь в последнее время в жилых многоквартирных домах все чаще обнаруживаются взрывные устройства. Так как эта граната, как показала экспертиза, была боевой, то сработай она, человеческих жертв было бы не избежать, – рассказал С.Рочев. – Но все обошлось, граната была обезврежена и отправлена на экспертизу.

Однажды в одном из сыктывкарских деревянных домов, который неоднократно горел, житель нашел гранату с вкрученным запалом времен аж Гражданской войны.

– Это была граната «Мильса». Лично я видел в нашем учебном центре только макет такой гранаты, – рассказывает С.Рочев. – Было удивительно. Мы стали узнавать, откуда в столице республики могла оказаться такая граната. Выяснили, что один из предков жильца дома прошел Гражданскую войну. Видимо, возвращаясь в родные края, прихватил гранату с собой. В деревянном доме она пролежала не один десяток лет. Это настоящий раритет. Но нам пришлось ее уничтожить.

Самодельный арсенал

«Самоделы» могут быть самые разные. Их маскировка зависит от фантазии умельца. Это может быть коробка конфет, книга, порт-сигар. Расчет на людское любопытство. Открыл, скажем, коробку с конфетами, цепь взрывного устройства замкнулась. Взрыв!

В Сыктывкаре, например, был случай, когда от взрыва самодельного взрывного устройства пострадал сам его изготовитель. Идея смастерить самодельное взрывное устройство 59-летнему сыктывкарцу пришла после просмотра фильма «Глухарь», где один из персонажей демонстрирует изготовление самодельной бомбы из нескольких химических веществ.

Пенсионер смекнул, что все необходимые «ингредиенты» у него есть: когда-то он работал в газовой отрасли, на заводе. Решил проверить, получится ли у него бомба. В небольшой чашке смешал эти вещества, а когда стал перемешивать их ложкой, произошел взрыв. В результате пенсионеру-экспериментатору оторвало два пальца. Кроме того, он получил ожог глаз, лица и груди. Вдобавок ко всему за такую «шалость» пенсионер был приговорен к одному году лишения свободы условно.

В сентябре этого года сотрудники республиканского МВД задержали безработного жителя Сыктывдинского района, в сыктывкарской квартире которого был изъят предмет в виде шариковой ручки с веществом белого цвета. Экспертиза установила, что этот канцелярский прибор не что иное, как самодельное взрывное устройство. Оказалось, что умелец ранее привлекался к уголовной ответственности за незаконное изготовление оружия.

Частенько приходилось выезжать взрывотехникам и на ложные вызовы о якобы заложенных взрывных устройствах. Еще несколько лет назад так хулиганили школьники. По словам Сергея Рочева, только благодаря профилактической работе с подростками вал таких сообщений удалось снизить.

Зачистка в Грозном

За плечами многих бойцов инженерно-технической группы Сыктывкарского ОМОНа – опыт командировок в Чечню. Где-где, а уж там такое понятие, как «ложный вызов», было, скорее, исключением, чем нормой. Боевики действовали цинично. Ошибаться было нельзя.

Сергей Рочев вспоминает, как участвовал в зачистке бомбоубежища, находившегося под заводом «Красный молот» в Грозном, от боевиков. Сейчас этого завода уже нет.

Бандиты знали, что их ищут, что за ними буквально идут по пятам федеральные войска. Поэтому они всюду устанавливали так называемые растяжки, закладывали взрывные устройства.

– Мы шли колонной. Саперы – впереди. Нам надо было быть максимально бдительными, чтобы не наткнуться на растяжку, – вспоминает С.Рочев. – Ребята, которые шли за нами, прикрывали нас. Ведь из-за любого угла мог появиться боевик и открыть огонь. Мы, кстати, тоже шли с автоматами, смотрели не только под ноги, но и по сторонам – искали боевиков. Там, в бомбоубежище, нами была обнаружена необычная растяжка. Она была сделана не из лески, а из синтетической нитки. Из-за того, что нить была черного цвета, да еще и матовая, ее даже при свете фонарика практически не было видно. Но чаще всего мы пользовались прутком. Боевики устанавливали растяжки, например, на уровне голени или даже груди. Поэтому мы брали пруток и водили им перед собой вверх-вниз, как рыболовы.

Снимать растяжку тоже дело весьма опасное. По словам С.Рочева, для этого взрывотехники пользовались специальными «кошками», большими крючками на длинной веревке: «Аккуратно цепляешь «кошку» за растяжку и, отходя, начинаешь разматывать веревку. Надо уйти как можно дальше от растяжки, ведь там может быть ловушка. На безопасном расстоянии дергаешь веревку и… ждешь. От взрыва по всему бомбоубежищу разносится оглушительный гул. Осколки рикошетят от стены в стену. Несколько минут нельзя двигаться с места. Как только все утихало, мы продолжали движение. Несколько метров шли уверенно, поскольку взрывом сносило все на расстоянии пяти-шести метров. Тогда в бомбоубежище под заводом «Красный молот» боевиков найти не удалось, они успели уйти. С нашей стороны потерь тоже не было».

Но, увы, в целом боевые действия по ликвидации бандформирований на территории Северо-Кавказского региона проходили не без потерь. В 2000 году, возвращаясь с зачистки, наш отряд попал в засаду. Автоколонна была обстреляна боевиками, в результате погиб милиционер-водитель моторизованного взвода ОМОН МВД по РК Андрей Ложкин. Осколком самодельного радиоуправляемого взрывного устройства был смертельно ранен боец оперативного взвода ОМОН МВД по РК Виктор Изъюров. Посмертно они были награждены орденом Мужества.

Денис БЕЛОВ.

Фото предоставлено
ОМОН МВД по РК.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №191 (4348) - 15 октября 2010 года

Портфель, синий шарф и бумага персикового цвета / В республике приступили к всеобщей переписи населения

России важен каждый из вас

Бюджетникам разъяснят нюансы повышения зарплаты

В Москве обсудили евростандарты обучения

Памятный знак жертвам репрессий

Фонтан в виде шишки установили вчера в Сосногорске

Напоследок поспорили / Первый созыв Общественной палаты Коми подвел итог четырехлетней деятельности

В поисках справедливости / От имени сыктывкарских дачников подан первый иск в Европейский суд по правам человека

Без права на выбор остались 15 ветеранов Северной железной дороги, согласившись вселиться в общежитие

На ферме адвоката Акопяна плодятся кролики-акселераты и овцы романовской породы

 №190 (4347) - 14 октября 2010 года

Цены на авиабилеты приравняют к железнодорожным

Прямая линия

Образование - это не только обучение / В обсуждении концепции нового федерального закона приняли участие парламентарии Коми

На шестизначную нумерацию

Благоустройство по новым правилам

Труженице тыла построили новый дом

На месте пожара в Подъельске начали возводить часовню

Солдатом быть - не картошку чистить / Что ожидает новобранцев во время нынешней призывной кампании?

Односторонняя помощь или равноправное партнерство? / Вокруг законопроекта о поддержке некоммерческих организаций возникла дискуссия

 №189 (4346) - 13 октября 2010 года

Завтра начинается Всероссийская перепись населения

Малый бизнес получит кредиты и гарантии

Единороссы подарили еще два компьютерных класса

Поляки Ухты объединились в автономию

Авиасообщение с Севером будет открыто

Предприятие для инвалидов

Занятия идут своим чередом

ВИЧ не прощает беспечности / Медики отмечают крайнюю несознательность населения в профилактике инфекционных заболеваний

Естественный отбор / Кандидатов в региональный управленческий резерв осталось более двухсот

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 191 (4348)
15 октября 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»