Общество |
14 октября 2010 года |
Образование - это не только обучение / В обсуждении концепции нового федерального закона приняли участие парламентарии Коми
Проект нового федерального закона об образовании содержит порядка 170 статей. Другое дело, что пока это еще очень сырой документ. Уже к первому чтению в Государственной Думе в него было внесено порядка 1500 поправок. Чтобы учесть все замечания, устранить содержащиеся в проекте противоречия, думский Комитет по образованию провел вчера парламентские слушания в режиме видеотрансляции. Активное участие в обсуждении этого важнейшего документа принял и наш регион. Председатель Госсовета РК Марина Истиховская была одной из первых, кто высказал на этом заседании свои предложения. – Ознакомившись с проектом закона и пообщавшись с педагогами в школах, в среднем профессиональном звене и представителями вузов республики, нам стало понятно, чего нет в этом законе, – отметила она. – Первое, на что мы обратили внимание, – практически во всем тексте закона отсутствует правовое регулирование воспитательной функции образования. А ведь наше образование состоит из двух компонентов: обучение и воспитание. Мало человека научить, необходимо воспитать его гражданином. Патриотическое воспитание, наличие библиотек в школах, внеклассная работа и так далее – все это должно финансироваться. Если этого в законе нет, то и финансирование не будет предусматриваться общими стандартами. А это в свою очередь приведет к тому, что наш закон об образовании можно будет смело назвать лишь законом об обучении. Обратили внимание в республике и на неравный подход к вузам центральным и региональным. Проект предполагает подушевое финансирование высшей школы, причем расчет этого норматива будет идти с учетом результатов ЕГЭ студента при поступлении. Можно не сомневаться, что чем меньше будет этот результат, тем меньше финансирование, и наоборот. При этом все прекрасно понимают, что студенты с высокими баллами ЕГЭ в большинстве своем уедут учиться в центральные вузы, а региональные вузы останутся с минимальным финансированием. Между тем регионы могут готовить высококлассных специалистов, но для этого должно быть финансирование, сопоставимое с тем, какое получают центральные вузы. Еще одна позиция связана с районами Крайнего Севера. Достаточно вспомнить ситуацию, которая произошла у нас три года назад. Тогда стипендия учащимся профессиональных училищ начислялась без учета районного коэффициента. Коми парламентарии добились изменения приказа Министерства образования России. В нынешнем проекте закона прописано – «может учитываться районный коэффициент». Марина Истиховская убеждена, что подобная неопределенность формулировок недопустима. По ее мнению, слово «может» надо навсегда исключить из практики законотворцев. «Кто будет решать – может или не может? Чиновник. То есть здесь содержится коррупционный фактор», – подчеркнула спикер Госсовета. Было также высказано замечание, что в проекте не нашла отражения возможность получения профессионального образования людей с ограниченными возможностями. Хотя 43-ю статью Конституции – равность доступа к образованию всем гражданам – никто не отменял. Наконец, высказалась М.Истиховская и по поводу такой важной связки, как работодатель – учебное заведение. В советские времена существовало распределение, закрепление студентов, которые могли проходить на предприятиях практику. Сегодня этой связки нет. И если в законе не будут заложены нормы, позволяющие решать проблемы адаптации наших студентов на рынке труда, то и впредь будет актуальна проблема молодежной безработицы, когда выпускник чувствует себя выброшенным за борт жизни. «На наш взгляд, государство обязано позаботиться об адаптации студента на рынке труда. Эти нормы необходимо включить, тем более что в период кризиса регионы наработали уникальный опыт, который может быть закреплен в рамках закона», – заключила Марина Истиховская. Галина БОБРАКОВА. |