Общество |
1 октября 2010 года |
На ослабленном поводке/ Что выиграли учебные заведения профобразования от перехода на "автономку"?
Принятый три года назад федеральный закон об автономных учреждениях породил массу дискуссий среди руководителей учреждений профобразования. Многие от нововведения ничего хорошего не ожидали и считали, что в нынешних рыночных условиях учебным заведениям самостоятельно не выжить. В начале 2010 года шесть учебных заведений начального и среднего профессионального образования республики были переведены в статус автономных учреждений. Мы встретились с директорами двух из них – Сыктывкарского индустриального колледжа и Сыктывкарского торгово-технологического техникума, чтобы поговорить о плюсах и минусах самостоятельности, которую им дала «автономка». Дополнительный доход Сыктывкарский индустриальный колледж больше известен сыктывкарцам как старейшее профессиональное учебное заведение города – ПТУ №8. Хотя в результате реформ последних лет учебное заведение побывало уже в статусе профессионального лицея, а два года назад стало колледжем. Не изменилась в колледже только профессиональная направленность: здесь готовят специалистов для строительной отрасли. Как рассказал нам директор колледжа Николай Коркин, здесь, как и прежде, можно получить рабочие профессии на базе начального профессионального образования. И, кроме того, желающие могут продолжить учебу, получить среднее специальное профобразование и диплом колледжа. Это значительно расширяет возможности профессиональной самореализации выпускников, которые могут закончить колледж с двумя дипломами – начального и среднего профобразования. Причем после получения начального профобразования они овладевают не одной, а несколькими рабочими профессиями. Зарабатывать внебюджетные деньги здесь научились давно. В учебно-производственных мастерских ребята по индивидуальным заказам делают оконные и дверные блоки. Безусловно, качество уступает рыночному, поскольку работу выполняют ученики, но зато и стоимость значительно меньше. И потому заказы есть. Недавно в колледже освоили производство тротуарной брусчатки. Новшество апробировали на собственной территории: своей брусчаткой выложили двор колледжа и автостоянку. Доходы также приносят своя столовая, небольшая гостиница при общежитии. Самый большой доход дает центр дополнительного образования, где проходят переобучение и повышение квалификации безработные из центра занятости. По словам Николая Коркина, преподаватели и мастера в колледже зарабатывают хорошо, уходить никто не хочет. В торгово-технологическом техникуме к «автономке» тоже были готовы и морально, и экономически. В Сыктывкаре уже на протяжении не одного года несколько столовых и кафе обслуживаются студентами этого техникума. Кроме того, по предварительным заказам учащиеся организуют питание на крупных деловых выставочных и корпоративных мероприятиях, предлагают услуги выездного ресторана на дому, готовят на заказ торты, полуфабрикаты, готовые блюда в банкетном исполнении. Услуги студентов техникума стоят на порядок дешевле, а качество не уступает профессиональному. Поэтому услуги молодых поваров, кондитеров, пекарей очень востребованы. Зарабатывают здесь и арендой помещений, и оказанием дополнительных образовательных услуг. По словам директора торгово-технологического техникума Надежды Дорофеевой, «до конца года еще далеко, а техникум уже заработал за прошедшие месяцы 16 миллионов рублей». Подушевое финансирование Безусловно, времени с момента перехода в статус АУ прошло еще не так много, и давать какие-то категоричные оценки – преждевременно. Но и за это недолгое время руководители учебных заведений успели ощутить преимущества работы в новом режиме. «Почему директора училищ сопротивлялись и не хотели переходить в АУ? – рассуждает Николай Коркин. – Да в силу привычки. Стереотипы вообще трудно ломать». Самым большим плюсом директор индустриального колледжа считает расширение рамок финансовой самостоятельности. Если раньше учредитель обязан был финансировать учреждение по смете, то с этого года учредитель в лице Министерства образования формирует госзадание на оказание услуг и строго под это госзадание выделяет субсидии. Смета расходов полученных средств утверждается руководством учебного заведения. То есть сейчас руководство имеет право расходовать средства субсидии по своему усмотрению и так, как считает более рациональным. Есть, правда, в новых финансовых отношениях с учредителем особенность, которая заставляет руководство учебных заведений мобилизовать силы на сохранение контингента учащихся. Финансирование – подушевое. Если учащихся становится меньше, то это влечет за собой уменьшение финансирования в следующем же квартале. В общем, как признались мне оба директора, «удерживать контингент теперь приходится любой ценой». В то же время Николай Коркин считает, что форма распределения субсидий не совсем продумана. «Учебные заведения обучают разным специальностям, и стоимость подготовки каждого специалиста разная, – поясняет он свою позицию. – Одна профессия более затратна, другая – менее, а сумму дают усредненную на каждого. Все-таки нужно просчитать стоимость подготовки каждого специалиста и субсидировать с учетом этой стоимости. Пока календарный год не закончился, сказать ничего не могу, но вполне может оказаться, что до конца года мне денег не хватит». Директор торгово-технологического техникума к этой проблеме относится с большим оптимизмом. Конечно, теперь приходится ежемесячно «подбивать бабки» и при необходимости включать режим жесткой экономии, рассуждает она, но подобная самостоятельность учит считать деньги. Не худший вариант Еще один существенный плюс автономии, отмеченный директорами, – возможность находить подрядчиков для проведения различных ремонтных и строительных работ без предварительной конкурсной процедуры. Эту свободу выбора руководители вышеназванных учебных заведений уже успели оценить. «Мы же раньше ежегодный ремонт выполняли в авральном режиме, начинали в июле и к сентябрю еле успевали, – рассказала Надежда Дорофеева. – А в этом году у нас уже к июлю все ремонтные работы были завершены. Кроме того, в течение учебного года мы сделали капитальный ремонт спортзала, и к 9 мая уже перерезали ленточку. И главное – мы имеем возможность работать с уже проверенными подрядчиками, которые зарекомендовали себя ранее. Это очень выгодно, ведь сотрудничество основано на доверии, если потребуется, они могут выполнить нам работы в долг». Довольны директора и тем, что автономные учреждения в отличие от бюджетных не обязаны осуществлять финансовые операции через лицевые счета в казначействе. Это значительно повысило мобильность финансовых потоков, что позволяет оперативно решать многие вопросы. А раньше деньги проходили целую цепочку ведомств и шли три-четыре дня. Руководители АУ получили право открывать лицевые счета в любом банке и брать кредиты. Правда, директору индустриального колледжа хотелось бы еще больше самостоятельности. По его мнению, «автономка» просто заметно ослабила поводок, но полной свободы все же не дала. «Вот, казалось бы, руководители получили право самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от оказания платных услуг и сдачи в аренду закрепленного имущества. Но, поскольку здания и имущество учебного заведения находятся в оперативном управлении, эти вопросы все равно приходится согласовывать с Минимуществом. Это лишняя бюрократическая волокита, и меня лично это бьет по рукам. Да и количество отчетных бумаг нисколько не уменьшилось», – говорит он. Не по душе директору индустриального колледжа и то, что размер его зарплаты находится в компетенции учредителя: «Даже если я хорошо организовал внебюджетную деятельность и учреждение зарабатывает неплохо, в министерстве еще подумают, поднимать мне зарплату или нет». Николай Коркин уверен, что «автономка» – это только промежуточный этап на пути к более совершенным формам управления, хотя и не худший. По сути АУ пока является некой модернизированной версией бюджетного учреждения. У руководителя появилось, конечно, больше свободы в принятии управленческих решений, но функции контроля вплоть до принятия решений о замене руководителя все же остаются за учредителем. Надежда Дорофеева о работе в новом статусе говорит с оптимизмом. «Не верьте тем, кто говорит, что «автономка» – это плохо!» – заключила она. Как бы там ни было, а процесс запущен, и к концу текущего года в статус автономных прейдут еще 11 учреждений профессионального образования. Как сообщили нам в Министерстве образования, при переводе в АУ обязательно учитываются экономические возможности учебного заведения. Поэтому сельские профучилища пока останутся в прежнем статусе. В разряде бюджетных останется и Воркутинское педучилище, поскольку Воркута относится к разряду моногородов. Автономными станут в первую очередь те, кто уже научился зарабатывать, а главное – имеет возможности для этого. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. На фото: В Сыктывкарском индустриальном колледже освоили производство брусчатки. Правда, пока ее используют для благоустройства территории колледжа. Мастер ПО Роза Лобанова знакомит учащихся с технологией изготовления брусчатки. |