Общество |
24 сентября 2010 года |
Сначала собирались садиться у речки / Экипаж Ту-154 рассказал о подробностях исторической посадки
Корреспондентам еженедельника «Собеседник» удалось взять интервью у членов экипажа Ту-154, совершившего историческую посадку в Ижме 7 сентября этого года. Журналисты беседуют с командиром экипажа Евгением Новоселовым, вторым пилотом Андреем Ламановым и штурманом Сергеем Талалаевым (на фото слева направо). Нелепая случайность – И все-таки что случилось с самолетом? Андрей Ламанов (А.Л.): – Да мы сами не знаем. Ответить на этот вопрос сможет только комиссия, которая сейчас занимается расследованием ЧП – изучает показания приборов, параметры, цифры. Проверяет в том числе и наши действия. Но я одно скажу: когда вылетали, самолет был исправен. – Но это все же старенькая российская «тушка»? Евгений Новоселов (Е.Н.): – С чего вы взяли, что старенькая? Самолеты летают по 30-40 лет, а нашему всего-то было 18. Если переводить на человеческий возраст, то это будет зрелость, но никак не дряхлая старость. А.Л.: – Вот-вот. Я уже предчувствую, что теперь все разговоры будут идти об ущербности нашего отечественного авиапрома. Но я за свои годы успел посидеть не только за штурвалом «Туполева». И скажу так: Ту-154 – самолет все-таки хороший и надежный. А это ЧП, которое произошло с нами, нелепая случайность. – Кстати, накануне вашего прилета во Внуково попытались на тренажере смоделировать вашу ситуацию. Ничего не вышло! А.Л.: – Ничего удивительного в этом нет. На тренажере вообще смоделировать «визуальный полет» очень и очень трудно, а точнее сказать – невозможно. Ламанов ранее был командиром экипажа, хотя в этом рейсе исполнял обязанности второго пилота. Вот и сейчас во время беседы он выглядит лидером и держится намного увереннее Новоселова, который на пару лет его младше и имеет меньший налет часов – 8 тысяч против 10,5. – Одна газета со ссылкой на экспертов написала, что электрооборудование могло выйти из строя в результате «неоптимальных действий» экипажа. – Что значит «неоптимальных»? (В один голос с обидой.) – …Вроде бы когда возникла экстремальная ситуация, каждый из пилотов решил спасать самолет сам, возник конфликт между опытом и молодостью. Сергей Талалаев (С.Т.): – Да это полный бред! Покажите нам этого эксперта! Мы что, совсем дураки? Действия в экстренных случаях отрабатываются постоянно. И каждый из нас в тот момент выполнял свои обязанности. Евгений осуществлял общее руководство, Андрей управлял самолетом. Дважды проверяли на алкоголь – А крен при посадке определяли по стаканчику с водой? А.Л.: – Что вы, все журналисты, прицепились к этому стаканчику?! Нет, конечно. Пластмассовый стаканчик с водой был нужен, только когда пробивали облачность. Его принес бортинженер, чтобы было удобно определять линию авиагоризонта. Причем это дедовский способ такой. Уровень воды в стакане – горизонт. И в какую сторону вода наклоняется, в ту сторону и крен. Ровно – значит и самолет летит ровно. Но нам этот стаканчик почти и не понадобился. Мы секунд за пятнадцать облачность пробили и сразу же стали искать место для посадки! – А кто высмотрел аэродром? С.Т.: – Смотрели все. Вначале увидели дорогу. Потом возле нее речку. И сразу же по направлению к ней направили самолет, рассчитывая там найти возможное место для посадки. – А на картах оно есть или у вас не было карт? С.Т.: – Карты у нас были. Но мы не знали своего местоположения. Так что мы вначале привязались к реке и возле нее нашли ровное место. И вот когда Андрей стал выполнять заход справа, чтобы зайти на эту площадку, я увидел этот аэродром. Говорю ребятам: «Вон аэродром!» Но какая у него длина, как он назывался, откуда появился, мы не знали. Мы сделали три захода, осмотрели его и стали садиться. – Кстати, когда сели, не пожалели, что в том стаканчике, который бортинженер принес, была вода, а не водка? – (Пауза, а затем дружный смех.) Хороший вопрос! Да, в тот момент в общем-то сто грамм не помешали бы... А если серьезно, то – не положено. И надо сказать, что нас в первую очередь на алкоголь проверять стали. Раз анализ взяли, а потом зачем-то еще повторно прогнали. Благословение патриарха сказалось – Сейчас идут разговоры, что если бы вы убрали шасси, то вообще бы не выкатились за взлетную полосу. Е.Н.: – Шасси убираются, если возникает угроза лобового удара. А так зачем бы мы их убирали? Чтобы возникла угроза пожара? Да и скорость при выкатывании за полосу уже была небольшая, около 100 километров в час. Но если бы у нас работали закрылки, мы заходили бы на посадку со скоростью 270 километров в час и при касании у нас было 255, а не более 350, то мы бы вообще не выкатились. – Вы так говорите, будто бы были готовы к этой ситуации. А.Л.: – Сказать, что мы на 100 процентов были готовы именно к такой ситуации, я бы не рискнул. Но мы же все-таки не с улицы пришли. Вот все говорят: герои-летчики посадили самолет. У меня возникает вопрос: а кто должен был сажать самолет? Пассажиры? Так что мы сделали все, что могли. И каждый человек на своем месте должен выполнять свои функции. – А что пассажиры? А.Л.: – Паники никакой не было. Пассажиры молодцы. Но северяне – они вообще люди дисциплинированные, спокойные. Посадка довольно мягко прошла. – Вы считаете, что вам помог только ваш опыт или в чем-то и повезло? Е.Н.: – Элемент везения был. Повезло, что облачность была не такая плотная и что аэродром попался, да и елки были нетолстые… Когда мы въехали в ельник и самолет стал срубать деревья, которые были хоть и тонкие, но стояли стеной, я думал: неужели сейчас найдется какая-нибудь береза, которая даст мне по лбу? С.Т.: – Я думаю, что нам Бог помог. В самый последний момент, когда мы ломали ветки, я подумал: «Боженька, помоги». И он помог: все без жертв обошлось! Я же верующий и не скрываю этого. Мне даже недавно довелось возить нашего Святейшего Патриарха Кирилла. И он меня благословил, и я думаю, что это благословение тоже сказалось. А.Л.: – Нет, жертва у нас все-таки была – зайчик, который под правую стойку шасси попал. А так, конечно, думаю, что и повезло нам очень сильно, и, возможно, Бог помог. Хотя я некрещеный, правда, но и сказать, что атеист, нельзя. Летчики же вообще народ суеверный. Верим во всевозможные приметы. – Перед этим полетом какие-то приметы вам подсказывали, что он будет необычным? А.Л.: – Не было никакого предчувствия, что все это случится… Герман ПЕТЕЛИН, Надежда ГУЖЕВА («Собеседник», 14 сентября). Двигатели для совершившего аварийную посадку в Ижме Ту-154 авиакомпании «Алроса» на днях должны доставить в республику. Сначала их повезут поездом из Москвы до станции Ираель, а после на автомобилях до самой Ижмы. Кроме того, вскоре в Ижму должна вылететь комиссия, которая оценит техсостояние лайнера. – Мы очень надеемся, что нам разрешат перелет, – рассказал «Комсомолке» начальник по безопасности полетов авиакомпании «САХА-АЛРОСА» Владимир Рачковский. – Сначала комиссия должна оценить техническое состояние самолета. Если оно будет признано годным к совершению полета, из Мирного приедут наши специалисты, чтобы установить двигатели. Специалисты говорят, по бокам ВПП (взлетно-посадочной полосы) придется вырубать деревья – размах крыльев «тушки» 37 метров, а ширина полосы – 35 метров. Но эти работы, скорее всего, начнутся только после приезда комиссии. Авиатехники уверены, что полосы, длина которой 1350 метров, хватит для взлета. Но вариант, что самолет «распилят», на все сто процентов не исключен. Так как это будет спецполет, для которого нужен особый уровень и специальный допуск, пилоты, которые успешно посадили самолет, поднимать в воздух его не будут. При благополучном исходе и допуске к перелету самолет попытаются поднять в небо специалисты из конструкторского бюро им.Туполева или даже, возможно, специалисты из Мирнинского авиапредприятия. – Пока назвать имена летчиков, которые взлетят на этом самолете с аэродрома в Ижме, мы не можем. Ясно, что это будут профессиональные летчики-испытатели. Возможно, что мы включим в состав экипажа и своих пилотов, – рассказал «КП-Иркутск» первый заместитель руководителя Мирнинского авиапредприятия АК «Алроса» Андрей Булов. – До этого полета, как минимум, неделя. Если туполевцы дадут добро на взлет, то самолет полетит сначала в Ухту, а потом в Самару (там лайнер будут ремонтировать). Елена ТОНЦЕВА. |