Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Человек и Закон
24 сентября 2010 года

Свободная скамья

/ Кто ответит за трагедию в селе Подъельск?

Мы сообщали, что в минувший понедельник Корткеросский районный суд вынес оправдательный приговор социальному работнику Алексею Королеву. Именно он полтора года «числился» главным виновником пожара
в доме ветеранов села Подъельск, когда 31 января 2009 года в огне сгорели
23 пожилых человека.
С Алексея Королева сняты все обвинения, но ставить точку
в подъельской трагедии пока рано. Следствие по делу продолжается. А значит, есть вероятность, что перед судом предстанут те, кто допустил существование дома ветеранов в здании, в котором по всем пожарным нормативам это категорически запрещено. Но уже сегодня о многих уроках этой трагедии можно говорить со всей определенностью.

Один – за всех

Почему же все-таки именно Алексей Королев попал на скамью подсудимых? Почему его более восьми месяцев содержали под стражей как опасного преступника?

Вспомним, как все началось. Сразу после пожара в доме ветеранов следственным управлением было возбуждено уголовное дело о нарушении правил пожарной безопасности, повлекшем смерть двух и более лиц (статья 219 УК РФ). Уже через три дня после этого, когда в республику прибыл первый заместитель генерального прокурора Российской Федерации – председатель Следственного комитета при прокуратуре России Александр Бастрыкин, «виновный» был найден и задержан. Именно Алексей Королев, по версии следствия, отвечал за пожарную безопасность в доме ветеранов, так как был заведующим. Значит, и виноват.

Следствие ссылалось на несколько документов, согласно которым на А.Королева были возложены обязанности следить за пожарной и санитарно-эпидемиологической обстановкой дома ветеранов. Первое – это приказ директора Центра социального обслуживания населения Т.Колдановой, в подчинении которой находился А.Королев. Второе – постановление главы сельского поселения Подъельск Л.Панюковой. Третье – должностная инструкция социального работника.

Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут в том числе «лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности».

Это и легло в основу обвинения. Следствие обвинило А.Королева в том, что он не обеспечил «своевременное выполнение требований пожарной безопасности лицами, проживающими в доме ветеранов»; допустил «в нарушение требований правил пожарной безопасности систематическое использование в комнате № 9 электронагревательного прибора – электрокипятильника»; не разработал и не вывесил на видных местах «план эвакуации в случае возникновения пожара», а также не обеспечил своевременное выполнение предписаний местного отделения Госпожнадзора и «не регламентировал действия обслуживающего персонала при обнаружении пожара». А чтобы А.Королев не оказывал давления на свидетелей, его арестовали.

Казалось бы, все четко и ясно. Но есть одно «но». Дом ветеранов не входил в структуру ГУ РК «Центр по социальному обслуживанию населения» по Корткеросскому району, работником которого был А.Королев. Не принадлежал этот дом и сельской администрации. Он числился на балансе районной администрации, которая и должна была следить за этим помещением. Должна была, но...

Хата с краю

Здание, в котором размещался дом ветеранов, было построено в 1964 году. Сначала там была школа. То есть это было здание общественного назначения. В период с 1992 по 1995 год функциональное назначение здания было изменено. Однако сделано это было в нарушение действующего законодательства. Объект должен быть принят приемочной комиссией, в состав которой должны входить представители Госпожнадзора.

Районные власти пошли по более легкому пути. Без всяких комиссий, без должного юридического оформления в Подъельске открыли дом ветеранов, не удосужившись даже перевести здание в статус хотя бы жилого дома. И стали туда свозить стариков со всего района. И превратилась старая восьмилетняя школа в «школу выживания» для стариков.

В 1998 году дому был присвоен статус сельского дома ветеранов, который являлся структурным подразделением муниципального центра социального обслуживания. В 2005 году дом стал муниципальным стационарным учреждением Центра социального обслуживания. Только вот денег на содержание этого учреждения ни районные власти, ни республиканские не выделяли.

Директору МУ «Центр социального обслуживания населения» было поручено подготовить и направить документы в адрес Агентства РК по социальному развитию по переводу сельского дома ветеранов с.Подъельск в муниципальное учреждение «Интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов». Однако и этого сделано не было.

Поэтому старики все делали за свой счет, а помогал им в этом «главный виновник пожара» – Алексей Королев. Именно он на протяжении нескольких лет пытался достучаться до властей, чтобы решить проблему со статусом дома. Обращался и к районным, и к республиканским властям. Но ответы всегда были отрицательными, мол, открытие официального интерната повлечет за собой увеличение штатной численности соцработников, а также потребует дополнительных финансовых средств, коих в бюджете нет. В общем, не до стариков.

А вот у контролирующих органов отношение к дому было,  как выяснилось на суде, тоже формальным. Например, районная прокуратура неоднократно (только за 2004-2005 годы 4 раза) вносила в адрес районных властей представления с требованиями устранения нарушений, связанных со статусом дома. Но дальше этого дело не пошло.

Сотрудники Госпожнадзора регулярно проводили проверку этого дома, выставлялись соответствующие требования пожарной безопасности. В частности, именно по требованию Госпожнадзора в доме была установлена сигнализация. Хотя толку от нее было мало. Ведь ближайшая пожарная часть находится в 25 километрах от объекта, при нормативе – три километра. То есть время приезда пожарных превышает время горения здания. Что, собственно, и произошло в Подъельске. 

Получается, что все кругом знали, что в Корткеросском районе существует проблемный дом ветеранов. Что пожарная обстановка в здании представляла угрозу жизни проживавших в нем людей. Но когда случилась беда, за решетку и на скамью подсудимых попал простой социальный работник Алексей Королев.

Не виновен

Суд тщательно изучил все доводы гособвинения и адвоката. И пришел к выводу, что Алексей Королев не отвечал за пожарную безопасность в доме ветеранов села Подъельск, так как на него не были должным образом возложены такие обязанности. Он был принят на работу в Центр социального обслуживания населения в качестве социального работника. По закону соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания Госпожнадзора, а также проводить обучение своих работников мерам пожарной безопасности должен руководитель организации. То есть руководитель Центра социального обслуживания населения. Вместо этого она назначила А.Королева как бы заведующим, возложив на него свои обязанности. В суде приказ о назначении А.Королева социальным работником (заведующим) был признан не имеющим юридической силы.

То, что А.Королев самостоятельно пытался устранять нарушения – заменил электропроводку, установил пожарную сигнализацию, приобрел огнетушители, не дает оснований возлагать на него ответственность за неисполнение предписаний Госпожнадзора. Все это он делал на общественных началах, так как переживал за судьбу проживавших в доме ветеранов стариков. Кроме того, в суде установлено, что ни одно из выявленных Госпожнадзором нарушений не могло непосредственно повлиять на возникновение пожара.

Также суд установил, что А.Королев не мог отвечать за действия других социальных работников при пожаре. Во-первых, специального обучения соцработники, в том числе и А.Королев, не проходили. Во-вторых, социальные работники А.Королеву не подчинялись.

Причину пожара в ходе судебного разбирательства установить не удалось. Но какой бы она ни была, с учетом удаленности дома ветеранов от пожарной части шансов выжить у стариков, в том числе и неходячих, не было. С учетом того, что в доме ветеранов проживали инвалиды, там должно было работать столько обслуживающего персонала, сколько было больных. Увы, этого не было.

Хотя даже при наличии необходимого штата не всегда удается избежать трагедий. Достаточно вспомнить пожар в Вышневолоцком доме-интернате Тверской области 30 августа этого года. Основная версия причины пожара – самосожжение жившего там ветерана войны. Сотрудники интерната действовали оперативно, и пожарные прибыли на место через 4 минуты после сообщения о пожаре. Но в огне все равно погибли девять человек. Так что пресловутый человеческий фактор был, есть и будет.

Суд полностью оправдал Алексея Королева. Теперь он имеет право потребовать возмещения морального вреда, связанного с уголовным преследованием. Например, за то, что он больше восьми месяцев провел в СИЗО, где изрядно подорвал здоровье.

В адрес чиновников, с подачи которых появился и существовал подъельский дом ветеранов, вынесены частные постановления. Это администрация МО «Корткеросский район», Агентство Республики Коми по социальному развитию и Сыктывкарский межрайонный филиал ГУП «Бюро технической инвентаризации». Кроме того, расследование уголовного дела, возбужденного по факту пожара, продолжается. Выделенное из него дело в отношении сотрудников Госпожнадзора сейчас рассматривает все тот же Корткеросский районный суд. Очередное заседание назначено на понедельник, 27 сентября. Возможно, скоро в подъельском деле появятся новые обвиняемые.

Денис БЕЛОВ.

 

Кому стоил карьеры пожар в доме ветеранов?

«Я хотел бы, чтобы мне представили предложения по персональной ответственности всех, кто причастен к этой трагедии, и на региональном, и на муниципальном уровне», – заявил после пожара в Подъельске Президент России Дмитрий Медведев.

Заявление Президента было принято к действию. Уже 4 февраля был освобожден от должности руководитель Агентства Коми по социальному развитию Константин Сажин. Заместители Главы республики Ирма Кутаева и Иван Поздеев подали заявления об отставке, но Глава РК Владимир Торлопов заявления у них не принял и объявил им выговоры. Позже Ирма Кутаева подала повторное заявление, которое было удовлетворено. А уже вскоре она безвременно ушла из жизни…

По собственному желанию уволились и руководитель администрации МР «Корткеросский» Николай Ливсон, и глава района – председатель местного совета Евгений Мамонтов. Также своих постов лишились начальник Управления социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по Корткеросскому району Раиса Коюшева и директор ГУ РК «Центр по социальному обслуживанию населения» по Корткеросскому району Татьяна Колданова.

Аукнулась подъельская трагедия и Главе РК Владимиру Торлопову. В итоге он не был переназначен на новый срок…

 

На фото: Август 2009 года - cентябрь 2010 года. Прошло немногим более года с того первого заседания суда, на которое Алексея Королева привезли в наручниках, до его полного оправдания. Но каким же долгим был этот год...

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №175 (4332) - 24 сентября 2010 года

Штрафы нарушителям ПДД станут весомее / С 23 сентября за излишнюю тонировку придется заплатить в пять раз больше прежнего

 №174 (4331) - 23 сентября 2010 года

"АйСиТи" придется вернуть деньги

Опасная "Пирамида" / В столичной администрации обсудили ситуацию с обеспечением правопорядка в ночных клубах

Сыктывкарцы задолжали за свет более трех миллионов рублей

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 175 (4332)
24 сентября 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»