Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
24 сентября 2010 года

Александр Данилов: "Мы трудились на этих пожарах, как зомби, без отдыха"


Очередной "пожарный" десант на вертолете. Александр Данилов - крайний слева.

Мы старались выезжать на пожары по ночам, но ноги не промокали от росы, как это обычно бывает.

 

Прошедший сезон больших пожаров еще долго будет напоминать о себе – и человеку, и природе. Не забудутся эти жаркие деньки местным жителям, лесничим, сотрудникам «Сыктывкарской авиабазы охраны и защиты лесов», которые первыми реагировали на сигналы о возгорании и начинали собирать людей и технику. Самые большие площади леса «слизаны» языком огня с территории Троицко-Печорского района – 89 возгораний на площади 3169 гектаров. Сегодня, когда стихия отступила, руководитель Троицко-Печорского лесничества Александр Данилов рассказывает нам о трудностях той поры без всяких прикрас и патетики.

– Александр Анатольевич, вы были в гуще событий, можно сказать, в эпицентре борьбы с пожарами. Почему, на ваш взгляд, так разгулялась огненная стихия?

– Лето 2010 года преподнесло нам очередной урок, показав, что игры с природой опасны и надеяться на авось не стоит. Все было в этот период – и горечь от «убежавших» пожаров, и поиск людей, накрытых верховым пожаром, и утонувшая или сломавшаяся порядком изношенная техника, и эвакуация привлеченных на тушение местных жителей, когда огонь особенно неистовствовал. Пожары возникали по разным причинам. Во-первых, сыграла роль аномально высокая температура днем, которая держалась длительное время. Отсутствие осадков с конца июля и дефицит воды поблизости от пожаров также осложняли работу.

Мы старались выезжать на пожары по ночам, но ноги не промокали от росы, как это обычно бывает. Этим летом высохли даже болота. Там, где раньше можно было пройти только в болотных сапогах, этим летом спокойно передвигались в кроссовках. Помнится, рядом с болотами были зафиксированы три пожара. Работники лесничества стали прижимать огонь к болотам, но высохшая осока и верхний слой сфагнума вспыхивали, как порох, а ветер моментально разгонял огонь на большие площади. Практически на всех участках воду с ручьев ранцевыми огнетушителями приходилось приносить за полкилометра или даже за километр.

Для доставки воды приходилось использовать трелевочные тракторы с емкостями. К примеру, крупный арендатор в районе – ООО «ПечораЭнергоРесурс» – для доставки воды на тушение пожара в своем лесфонде использовал форвардер. Хорошо зарекомендовала себя купленная лесничеством зимой автомашина УАЗ «Фермер». Хотя меня и упрекали, что, мол, в других лесничествах денег на зарплату нет, а мы машины покупаем, но о приобретении не пожалели. Работники Белоборского лесничества установили в кузове машины мотопомпу и две емкости с водой по 250 литров, которые постоянно наполнялись, и подвозили воду прямо к кромке пожара.

Мешал и меняющий направление ветер. Только локализуем большой пожар, на следующий день снова слышим просьбы о помощи. В этом году большая часть пожаров возникла по причине гроз. Такие возгорания сложнее тушить, так как они возникают в удаленных, труднодоступных местах, рядом со старыми вырубками, где много хлама, и в основном в долгомошных типах леса, где мох на полметра, а под ним полуметровый слой перегноя или торфа. В этом году такие участки высохли до материнской породы. И огонь, пройдя верхний слой подстилки, углублялся внутрь и при смене ветра, получив приток кислорода, вспыхивал с удвоенной силой, с фейерверком искр, которые перемахивали на проделанные минерализованные полосы. В итоге пожар начинал идти с другой стороны, откуда его не ждали.

– Скажите, на каком уровне была организация тушения пожаров на крупных площадях?

– Честно говоря, эта система оставляет желать лучшего. В этом году в районе Троицко-Печорска прошли три волны сухих гроз. Первая севернее в середине июля, от которой загорелась территория Ухтинского, Сосногорского и Вуктыльского лесничеств. До Троицко-Печорска дошла только одна молния, которая при многочисленных свидетелях ударила в правый берег реки Печоры. Вторая волна гроз прошла через южные районы 29 июля.

Отголоски этих гроз начали проявляться 1 августа. В этот день на территории лесничества были обнаружены шесть очагов возгорания. Несмотря на это, 2 августа при наличии самого высокого класса пожарной опасности руководство авиалесоохраны отозвало самолет... на празднование Дня десантных войск в Корткерос. Возвращаясь вечером, этот борт фиксировал все новые и новые пожары в Усть-Куломском районе. Затем, облетая Троицко-Печорское лесничество, обнаружили еще пять очагов. Но время было упущено, огонь набрал силу, противостоять которой было невозможно. Да и ночью бесполезно искать людей и технику. На тушение пожаров силы и средства были направлены только в полдень следующего дня, в самый разгар стихии.

Третья волна гроз прошла ночью с 8 на 9 августа. Последствия стихии проявились только 13 августа. Гроза местами была такой интенсивности, что в квартале 257 Троицко-Печорского участкового лесничества люди, работавшие в лесу на тушении, зафиксировали за одну минуту более 30 вспышек молнии.

– А средств на ликвидацию хватало?

– Негативно сказалась экономия средств. После возникновения 1 августа массовых лесных пожаров, да еще и в недоступных местах, надо было сразу же заказывать второй вертолет для доставки людей. На деле все вышло иначе. В 151 квартале Белоборского лесничества возник пожар на площади 0,2 гектара. Летнаб сообщил, что 2 августа прилетит вертолет и забросит группу, которую нужно быстро собрать. Все было готово в срок, но группа прождала вертолет с ухтинских пожаров целый день. В итоге огонь распространился на два с половиной гектара. Только 3 августа прилетел борт и начал заброску людей после обеда, когда площадь возгорания составляла аж 25 гектаров!

В воскресенье, 15 августа, облетая вечером пожары, сам видел, как сухой порывистый ветер раздул даже ликвидированные и локализованные пожары. Страшная картина! Ведь технику и людей привлекать уже не было возможности. Если бы в понедельник не пошел дождь и еще несколько дней простояла бы сухая и ветреная погода, то обстановка в Коми была бы такая же, как в центральных регионах России в пиковый пожарный период.

– Напомнила ли вам ситуация этого лета обстановку 2000 года, когда также сильно горели леса республики?

– В 2000 году, когда в республике были массовые крупные пожары от гроз, тушить их было намного проще и легче. Во-первых, ликвидацией занимались непосредственно лесхозы, и на тушение были средства. Во-вторых, срабатывал административный ресурс, с помощью которого привлекали технику и людей с различных предприятий. В этом году все было с точностью до наоборот.

По закону лесничества не имеют права выполнять работы по тушению лесных пожаров, так как госконтракт на тушение выиграла «Авиалесоохрана». Не буду судить, хорошо или плохо это предприятие тушило пожары. На мой взгляд, они занимались тем, чем и раньше: обнаруживали с воздуха возгорания и вели мониторинг пожаров, забрасывали парашютистов в труднодоступные места и на малые по площади лесные пожары, производили доставку и вывозку привлеченных на пожары работников.

На долю лесничеств в наземной зоне выпало гораздо больше хлопот. Это и привлечение людей и техники, доставка машин, ГСМ, продуктов в зону пожаров. И это при дефиците средств в бюджетах лесничеств. К примеру, на 10 августа на счету Троицко-Печорского лесничества не было ни копейки денег на тушение пожаров. Квартальный лимит топлива тоже был израсходован. Кроме того, в начале пожароопасного периода «Авиалесоохрана» скинула по электронной почте договоры на привлечение работников, при этом никто не удосужился если не предупредить и согласовать порядок оформления, то хотя бы сопроводительное письмо с разъяснениями отправить. Поначалу не хотелось заниматься этими бумагами, но, как говорится, нужда заставила. Ведь привлеченные люди не должны страдать из-за нашего общего бардака. В результате в течение месяца в лесничестве женщины занимались работой с договорами, а мужчины без выходных работали на тушении лесных пожаров, появляясь дома только тогда, когда переходили с одного пожара на другой.

Со стороны администрации района отказов во взаимодействии не было, но и реальной помощи в деле привлечения людей и техники с предприятий со стороны местных властей не ощущалось. Логика проста. Если пожар не входит в 10-километровую зону близ населенного пункта и угрозы для людей не представляет, то и справляйтесь, лесники, сами как-нибудь.

При этом материально-техническая база лесничества оставляет желать лучшего. В начале года Комитет лесов РК запрашивал, что требуется для тушения лесных пожаров, но не было получено даже десятой доли от требуемого. Техника, которая имелась у лесопользователей и использовалась на тушении лесного пожара, не выдерживала интенсивной работы в течение месяца. На мой взгляд, на следующий сезон нужно арендовать на период пожаров армейский БАТ с тралом, который работает гораздо эффективнее всей имевшейся у нас в наличии техники.

Существенный недостаток – отсутствие связи. Спутниковые телефоны не работали, так как нет связи на огромной территории района. По-разному относились к работе в лесу люди. Для кого-то это была возможность заработать, для молодежи – определенный экстрим, некоторые попросту числились, но не работали. И только работники лесничества без отдыха, порой как зомби, трудились на пожарах.

Особую благодарность хотелось бы выразить работникам «Авиалесоохраны» за самоотверженную работу. К примеру, начальнику Троицко-Печорского авиаотделения Андрею Амосову, которого вместо благодарности отстраняли от полетов только из-за того, что он высадил десантников-парашютистов в Усть-Немском лесничестве на действующий лесной пожар, который по документам значился как локализованный. Командиру воздушного судна Юрию Сергунину, который допоздна производил облеты лесных пожаров. Инструкторам Ивану Мухрыгину и Александру Чемодурову, которые работали грамотно и профессионально. Судите сами, если на пожар бросали парашютистов, значит, про пожар можно забыть. Из бригад лесозаготовителей отличились работники ООО «Талком» и ООО «ПечораЭнергоРесурс», которые были самыми экипированными и подготовленными. Всем миром нам удалось сделать все возможное, чтобы минимизировать потери и не оставить без контроля крупные лесные массивы.

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

Очередной «пожарный» десант на вертолете. Александр Данилов –
крайний слева.

 

При высокой пожарной опасности руководство авиалесоохраны отозвало самолет... на празднование Дня десантных войск в Корткерос.

Если бы не пошел дождь, то обстановка в Коми была бы такая же, как в центральных регионах России в пиковый пожарный период.

На 10 августа на счету Троицко-Печорского лесничества не было ни копейки денег на тушение пожаров.

Логика властей проста. Если пожар угрозы для людей не представляет, то и справляйтесь, лесники, сами как-нибудь.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 175 (4332)
24 сентября 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»