Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
9 апреля 2010 года

Марина Истиховская: "Законодательному органу нужен свой закон"

В этом году Государственный Совет Республики Коми отмечает 15-летие. На фоне почти 72-летней истории законодательного органа республики, львиная доля которой пришлась на эпоху Верховного Совета Коми АССР, это достаточно скромная дата. Тем не менее она знаменует собой очередной этап развития парламентаризма в республике. О том, по какому пути пойдет это развитие, какие шаги необходимо предпринять, чтобы повысить качество принимаемых законов и, как следствие, качество жизни в нашей республике, мы беседуем с Председателем Государственного Совета РК Мариной Истиховской.

– Марина Дмитриевна, срок деятельности четвертого созыва Государственного Совета приближается к концу. По крайней мере, уже можно говорить об итогах работы нынешнего состава республиканского парламента за три года. Какие из принятых за это время решений, на ваш взгляд, достойны войти в число таких, которыми можно гордиться?

– У каждого созыва парламента есть предмет гордости. Скажем, бесспорным предметом гордости второго созыва нашего законодательного органа стал закон о Контрольно-счетной палате.

Государственному Совету четвертого созыва тоже есть чем гордиться. Впервые за многие годы были приняты несколько законов, целью которых является не развитие экономики, не установление мер социальной поддержки (хотя и такие законы мы принимали), а изменения правил общественного поведения по разным направлениям.

Возьмем, например, закон о профилактике нарушений среди несовершеннолетних. Согласитесь, что это воспитательный закон. Он направлен на изменение ситуации с детской преступностью, вообще с воспитанием детей. Помните, как широко обсуждалось введение комендантского часа? И сегодня еще у многих родителей есть недопонимание важности и необходимости такой меры. А суть ее в том, что возникает ответственность не только у специалистов различных государственных служб, но и у родителей. Установлено время пребывания детей на улице, а после десяти вечера родители – уже в соответствии с законом – должны уделить внимание своему ребенку.

Такую же гуманитарную миссию несут законы об ограничении продажи алкоголя, об охране общественного порядка.

Четвертый созыв столкнулся также и с финансово-экономическим кризисом. Поверьте, депутатам радостно принимать социально значимые законы, когда есть средства. И насколько непросто нам даются решения о сокращении каких-либо программ… И тем не менее, несмотря ни на что, социальный приоритет бюджета был сохранен.

– В марте 2011 года жителям республики предстоит избрать новый состав законодательного органа власти. В вашем представлении каким должен стать Государственный Совет пятого созыва?

– Мне бы не хотелось, чтобы это было только мое собственное представление. Более важно, размышляя о том, каким должен быть состав, структура, численность парламента, услышать позицию жителей нашей республики. Лучше всего это можно сделать на встречах с населением, которые регулярно проводят наши депутаты.

– И тем не менее, если говорить о численности депутатского корпуса, сколько нужно депутатов, чтобы парламент работал наиболее эффективно?

– В своем нынешнем численном формате Государственный Совет работает уже два созыва. На мой взгляд, 30 парламентариев справляются с возложенными на них обязанностями. Надо ли увеличивать состав законодательного органа? Не думаю. Тем более что по численности депутатов в субъекте Федерации мы попадаем в ту градацию, которая обозначена в проекта закона, обсуждаемого сейчас в Государственной Думе.

– А если, наоборот, встанет вопрос не об увеличении, а о сокращении депутатского корпуса? Не пострадает ли в этом случае представительство территорий?

– Вы первая, кто задал такой вопрос. Больше ни от кого подобной версии я не слышала. Напротив, если кто-то на сей счет что-то и говорит, то как раз об увеличении численности депутатов.

При этом считаю, что представительство территорий не пострадает. И сегодня у нас есть депутаты-одномандатники, которые представляют муниципальные образования, есть политические партии, которые тоже представляют наше население. Наверное, вы имели в виду другое. Сегодня бытует мнение, что каждое муниципальное образование должно иметь своего представителя в законодательном органе власти. То есть административно-территориальный принцип представительства.

Согласно федеральному законодательству сегодня это невозможно. Такая система выборов действовала в 90-е годы. Современное законодательство определяет представительство в законодательном органе субъектов от приблизительно равного количества избирателей. Для того чтобы обеспечить выполнение федерального закона и при этом обеспечить представительство от муниципальных образований, мы должны взять муниципальное образование с наименьшим числом избирателей, у нас это Койгородский район – около 8 тысяч. Тогда от Ухты, где почти 96 тысяч избирателей, будет 12 депутатов, от Воркуты, где 85 тысяч, – 11 и т.д. А всего у нас будет только представителей от территорий, одномандатников – 70 человек. С учетом того, что сегодня действует смешанная система выборов, депутатов всего будет 140. При этом представитель Койгородка – один из ста сорока. Разве это правильно?

Ныне действующая система дает наибольшую возможность представительства интересов каждого муниципального образования.

– Хорошо, а насколько нынешняя, смешанная система избрания в Госсовет отвечает требованиям времени? Нет ли смысла нашему законодательному органу, как Госдуме РФ, перейти к системе избрания по партийным спискам?

– Здесь нужно руководствоваться только интересами наших избирателей. Готовы они к переходу на данную систему? Лично я, как избиратель, хотела бы все-таки знать фамилию и имя конкретного депутата, за которого отдала свой голос, и при этом понимать, что мои политические интересы тоже учтены. На мой взгляд, сегодняшняя смешанная система наиболее рациональна.

– Чтобы Госсовет отвечал современным требованиям, необходимо сформировать соответствующую нормативно-правовую базу. Какие изменения здесь назрели?

– Сейчас идет активная подготовка к первому заседанию временной комиссии, которая и будет заниматься этими вопросами. На первом ее заседании будет принят план нормотворческой работы. В нем будет присутствовать разработка закона «О Государственном Совете Республики Коми», новая редакция регламента и другие положения.

– А что это за закон и зачем он нужен?

– У нас три ветви власти, но приняты законы только по двум из них. Есть закон о Конституционном суде РК, об органах исполнительной власти, а о законодательном органе нет. Необходимо восполнить этот пробел и обозначить, что такое законодательный орган власти в Республике Коми, его статус, принципы его работы, его отношения с другими ветвями. В связи с этим необходимо внести изменения и в Конституцию, которая сегодня содержит процессуальные нормы, место которым в регламенте. Ведь неужели содержащееся в основном законе республики правило о том, что первое заседание законодательного органа власти должен вести старейший по возрасту депутат, настолько же важно, что его надо ставить рядом с нормами о правах и свободах человека?

И таких вопросов достаточно много, как в Конституции, так и в Регламенте Государственного Совета. В нем есть нормы, которым не место во внутреннем документе законодательного органа, они достойны закона.

– Работа предстоит большая. Вы будете привлекать специалистов со стороны или управитесь своими силами?

– С этим мы определимся на первом заседании временной комиссии. Я бы привлекла наших теоретиков, юристов, ученых, ведь это вопрос не только практический, но и теоретический. До конца года мы должны принять весь пакет предложений. Соответственно в Госсовет его необходимо внести летом, потому что такие документы с момента внесения должны обязательно «вылежаться». Первое знакомство с ними требует осмысления и попытки «пожить» с этими предполагаемыми нормами.

– Интересно, а парламентские фракции принимают в этом участие?

– Конечно. От каждой из фракций во временной комиссии будет работать официальный представитель. Такая практика дает возможность услышать и учесть по максимуму позиции ведущих политических партий республики.

– И все-таки качественного результата не добиться без широкого общественного обсуждения. Что надо сделать, чтобы этот процесс не замыкался внутри Государственного Совета, а получился максимально открытым?

– Формы могут быть самыми разнообразными. Это и привлечение специалистов извне, о чем я уже говорила, и участие в обсуждении представителей общественных организаций, политических партий, не представленных в республиканском парламенте. Обсуждение может проходить в форме круглых столов, интернет-конференций, прямых линий и так далее. Самое главное, чтобы как можно больше жителей республики высказали свои позиции.

– На последней сессии парламентарии утвердили перечень информации, размещаемой на сайте Государственного Совета. Не все остались этим перечнем довольны, высказав претензию, что в нем много что упущено. Эти пробелы будут восполнены?

– Разумеется, ведь нормативный акт, за который голосовали депутаты, преследовал цель утвердить базовые направления информации, которые требует от нас федеральный законодатель. А все остальное – дело творческое. Ничто не мешает нам принять решение о расширении этого перечня в рабочем порядке. Коллеги высказались по этому вопросу абсолютно правильно. Необходима информация о работе каждого органа Госсовета – комитетов, комиссий, рабочих групп, результаты этой работы. Чем больше будет знать о деятельности Государственного Совета Коми интернет-сообщество, тем, может быть, меньше мы будем критикуемы и больше понимаемы своими избирателями. Жители республики будут лучше осведомлены о том, какие законы у нас принимаются, какие появятся, чем занимается парламент, какие вопросы находятся в центре внимания депутатов.

– Интересно, а хотят ли депутаты знать реакцию избирателей? Ваш сайт будет иметь такую возможность?

– Мне кажется, это надо сделать обязательно. В какой форме, еще предстоит обдумать, но отзывы на нашу работу и предложения сайт должен предусмотреть.

– Вы не опасаетесь, что критика перейдет за рамки приличий? Все-таки это сайт официального органа власти.

– Я на сто процентов уверена, что большинство интернет-сообщества переросло «детские штанишки». Интеллектуальная часть интернет-сообщества не только готова, но и хочет общаться в рамках общепринятых правил. Безусловно, должно быть администрирование, возможно, на коллегиальной основе. Никакого хамства быть не должно. Это честные правила.

– А вы готовы к интерактивному общению?

– Не знаю, готовы ли к этому депутаты, но лично я – да. Стоит попробовать.

Беседовала
Галина БОБРАКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №60 (4217) - 8 апреля 2010 года

Вячеслав Гайзер: "Стабильная работа не может основываться на прорывах" / Интервью Главы республики агентству "Комиинформ" об антикризисной программе правительства

 №59 (4216) - 7 апреля 2010 года

Людмила Майорова: "У сельской безработицы свои особенности"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 61 (4218)
9 апреля 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»