Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
26 февраля 2010 года

Так бит ли мальчик? /Десятилетний ребенок и его лишенная родительских прав мать утверждают, что в образцовом

детском доме процветают дедовщина и произвол воспитателей


Елена Иванова.

Иван Панюков, Валерий Греков и Валентина Верижникова.

Десятилетний ребенок и его лишенная родительских прав мать утверждают, что в образцовом детском доме процветают дедовщина и произвол воспитателей

Юный воспитанник Сыктывкарского детского дома им.А.Католикова Вадим Иванов на протяжении нескольких лет подвергался издевательствам со стороны старших ребят и некоторых работников этого учреждения. В качестве наказания за непослушание ребенка поместили в психиатрическую больницу, где лечили психотропными препаратами. Такое тяжелое обвинение высказала мать мальчика Елена Иванова на пресс-конференции, организованной общественным уполномоченным по правам ребенка в РК Юлией Посевкиной.

Сиротская доля

Сам Вадим прийти на встречу с журналистами не смог. По словам матери, все, что происходит сейчас, вызвало у ребенка стресс. С ней он пока проживает незаконно и боится даже открыто ходить по улицам. В январе Елена забрала его из детского дома под расписку на выходные и на свой страх и риск назад не вернула. Сотрудники детдома несколько раз приходили за Вадимом, но она их в дом не пускала и отдавать ребенка отказывалась. В ходе пресс-конференции журналистам дали прослушать диктофонную запись разговора Юлии Посевкиной с Вадимом, где он рассказывал о том, как ему жилось в детском доме. А его мама рассказала, что заставило ее обратиться за помощью к правозащитникам.

Как следовало из рассказа Елены, три года назад ее лишили родительских прав, сына забрали в приют, а спустя некоторое время определили в детский дом им. А.Католикова. Разлука с сыном стала для нее серьезным потрясением. Она пробовала бросить пить, однако самостоятельно справиться с недугом не могла. Спустя какое-то время закодировалась. Благодаря помощи председателя Комитета по социальной политике Госсовета РК Ольги Савастьяновой ей выделили комнату в малосемейном общежитии. Жизнь начала налаживаться, и мать решила забрать мальчика из интерната. Однако в органах опеки ей якобы сказали, что для того, чтобы вернуть ребенка в семью, необходимо иметь среднемесячный доход не менее 10 тысяч рублей. Таких денег Елена иметь не может, поскольку она инвалид третьей группы по заболеванию ног и уже долгое время не может найти работу, даже через службу занятости. Однако ей все же предложили сначала найти работу и только потом забирать сына.

По словам Елены Владимировны, после того как она бросила пить, директор детского дома Иван Панюков разрешил ей встречаться с сыном и даже забирать его на выходные. Всякий раз в понедельник утром Вадима приходилось уговаривать вернуться в детдом и просить, чтобы он еще немного подождал, пока все уладится и мать восстановят в правах. Однажды во время таких уговоров он рассказал, почему не хочет идти в детдом. В диктофонной записи разговора Вадима с Юлией Посевкиной он утверждает, что воспитатель и ночная нянечка для усмирения детей приглашали ребят-старшеклассников, и те применяли свои методы воспитания.

«Когда некоторые пацаны себя плохо ведут, она зовет старших, – обличал ночную няню Вадим. – Старшие нас бьют, а она сидит, смотрит телевизор. Иногда заходит, смеется».

«А что же она говорит?» – попросила уточнить Юлия Посевкина.

«Ну, мы отжимаемся… Нам уже тяжело, некоторые плачут, а она смеется и говорит: «Ну, отжимайтесь, отжимайтесь!»

Ложь во спасение?

В общем, если верить рассказам Вадима, в детском доме процветала «дедовщина». За непослушание и шалости ночная няня била его плечиками для одежды, а воспитательница якобы как-то даже отстегала ремнем с металлической пряжкой. Также в качестве наказания непослушных лишали второго ужина.

По рассказу мамы, мальчик часто убегал из детдома к ней в одной рубашке, а сотрудники детдома «силой возвращали его назад». В декабре минувшего года Вадим был помещен в Эжвинскую психиатрическую больницу, где его лечили аминазином. От чего именно лечили ребенка, Елене Ивановой узнать не удалось. По ее словам, лечащий врач отказалась назвать диагноз, а о причинах помещения мальчика в больницу предложила узнать у руководства интерната. Когда она обратилась с этим вопросом к директору интерната Ивану Панюкову, он якобы ответил: «Как от чего лечат? От энуреза».

Руководство интерната все рассказанное Еленой Ивановой и ее сыном считает ложью. На следующий день после пресс-конференции, организованной Юлией Посевкиной, Иван Панюков, его заместитель Валерий Греков и воспитательница Валентина Верижникова тоже созвали пресс-конференцию, где высказали свою версию событий. Главной причиной скандала директор детского дома считает желание Елены Ивановой во что бы то ни стало вернуть сына.

– Во-первых, Елена Иванова вообще не имела права делать такие заявления, потому что она является только биологической матерью, а законным представителем Вадима пока еще являюсь я, – высказал свое отношение к действиям матери Вадима Иван Панюков. – Никакой дедовщины в детском доме не было. Мы работаем только на добре, никакого рукоприкладства и дедовщины я не допускал и не допущу.

По словам И.Панюкова, по всем названным Вадимом фактам в детском доме проведено служебно-педагогическое расследование, ни один из фактов не подтвердился. И у воспитателя Валентины Верижниковой, которую Вадим обвинил в избиении ремнем, – репутация хорошего и опытного работника. Она отличник народного образования РФ, в детском доме работает с 1968 года. Замдиректора Валерий Греков, в свою очередь, утверждал, что в той квартире (так называются комнаты в детском доме), где жил Вадим, «не было такого случая, чтобы там появились старшеклассники». Они могут там бывать только во время совместных мероприятий. А рукоприкладство педагогов в детском доме карается увольнением с работы. В частности, не далее как весной минувшего года уволили воспитательницу, позволившую «наложить руку на ребенка».

Органы начали проверки

Что касается помещения Вадима в психиатрическую больницу, то директор детдома не отрицает, что со 2 по 30 декабря 2009 года мальчик действительно находился там на лечении. Однако его не могли поместить туда, как утверждает мама, «за плохое поведение». Это закрытое лечебное учреждение, в которое никто не имеет права отправить без соответствующего направления врача-психиатра. Вадим Иванов был направлен специалистом после осмотра, проведенного в октябре минувшего года в рамках всероссийской диспансеризации детей-сирот. Причем подобное лечение было рекомендовано не только Вадиму, но и целому ряду других ребят «для коррекции своего психического состояния».

«Не мне вам рассказывать, какая категория детей находится в детских домах, – заметил Иван Панюков. – Мать Вадима Иванова во время беременности постоянно находилась в алкогольной и никотиновой интоксикации. В личном деле мальчика можно прочитать, в каком состоянии она его рожала. Психиатрическое лечение ему назначалось еще до прихода в наш детский дом. Да и республиканская медико-педагогическая комиссия вынесла заключение, что у Вадима «задержка психического развития и синдром эмоционально-волевой неустойчивости».

По словам Ивана Егоровича, Вадим «практически не поддается обучению, хотя интеллектуально развит, соображает, может вести диалоги со взрослыми. На уроках он раздражает других детей, может порвать в клочки тетрадь, швыряться стульями». Валентина Верижникова подтвердила, что с психикой у мальчика есть проблемы: «он постоянно накручивает на шеи игрушкам веревки, отрывает им головы. И часто рисует людей без головы». А однажды, по словам Валентины Семеновны, она была свидетелем, как пришедшей к нему маме он бросил в лицо мороженое. Правда, она признает, что благодаря усилиям педагогов и индивидуальным занятиям к третьему классу мальчик «немного раскрылся и даже сыграл роль Мальчиша-Кибальчиша в спектакле». В целом же воспитательница Вадима тоже считает, что все рассказанное Вадимом – его «детские фантазии». Потому что он вообще любит что-то выдумывать и фантазировать.

На вопрос присутствовавшего на пресс-конференции представителя правозащитной организации «Мемориал», считает ли директор интерната, что законодательное введение общественного контроля за закрытыми учреждениями интернатного типа поможет избежать подобных инцидентов, Иван Панюков ответил отрицательно: «У нас уже столько всяких общественных комиссий, комитетов и групп, что, наверное, вы и будоражите жизнь в стране и не даете людям нормально работать».

Между тем, как заявила журналистам Юлия Посевкина, она обратилась с жалобой на действия сотрудников интерната в прокуратуру республики, которая уже начала проводить проверки в детском доме. Кроме того, обращение направлено уполномоченному по правам человека в Коми Людмиле Завьяловой. Жалоба передана и уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ Павлу Астахову, омбудсмен взял это дело под личный контроль.

Галина ГАЕВА.

 

В минувшую среду коллектив детского дома – школы № 1 им.А.Католикова обратился с открытым письмом к СМИ и общественному уполномоченному по правам ребенка в РК Юлии Посевкиной. В письме, под которым подписалось 47 сотрудников детского дома, в частности говорится: «В СМИ прошла ложная информация, касающаяся каждого педагога нашего детского дома. Разумеется, у нас, как и в любом учебном заведении, есть свои проблемы. Мы их решали и будем решать. Но делаем мы это, руководствуясь принципом «не навреди ребенку». Мы получили удар исподтишка от госпожи Ю.Посевкиной, которая предъявила ложные обвинения всему коллективу ДДШ № 1.

Вполне естественно желание матери вернуть права на ребенка. Но то, какими путями она это делает, не может не вызвать возмущения. Еще большее возмущение вызывают действия госпожи Посевкиной. Коллектив «трясет» от того, что центральной фигурой во всей этой истории стал ребенок, которого используют в своих корыстных целях взрослые люди. Биологическая мать удерживает ребенка дома, он не аттестован по всем предметам за вторую четверть, не посещает школу. Вот о чем надо писать и говорить госпоже Посевкиной.

Мы, нижеподписавшиеся педагоги, делаем все возможное, чтобы дать детям недостающие им ласку и тепло, окружить их заботой. А нас обвиняют в жестоком обращении с ребенком. Это наглая ложь, и мы не позволим порочить честное имя нашего педагогического коллектива. Мы вынуждены обратиться в правоохранительные органы с требованием о защите чести и достоинства и привлечь к уголовной ответственности за клевету лиц, причастных к этому делу. Также обращаемся к госпоже Посевкиной с требованием прийти в коллектив и объясниться по данной недостоверной информации».

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №29 (4186) - 26 февраля 2010 года

С надеждой на помощь приходят люди на личный прием к Главе РК

В Захарвани пройдет "Зарни сюр"

Обратная связь

Сады, которые мы потеряли / Почему остается очередь в дошкольные учреждения?

Гора семи идолов вдохновляет жителей Троицко-Печорского района на новые творческие идеи

 №28 (4185) - 25 февраля 2010 года

Пожарные опустили занавес / Государственный театр оперы и балета Коми уже закрыт по решению суда

С помощью меценатов

По примеру фронтовиков молодые поколения продолжают традиции российского воинства

Марафон к юбилею Победы

Работники культуры потеряли надбавку

На связи - защитники Отечества

Ностальгия по "рыбным" дням

Прямая линия

Для работников вредных производств увеличился перечень предупредительных мер

Индексация страховых выплат

 №27 (4184) - 19 февраля 2010 года

Вручены юбилейные медали

Архивариусы надели маски / Они боятся не гриппа, а вони из подвала

С благодарностью за службу

"Помощники командиров по работе с верующими"

Новоселье в Поляне

Партийный подарок детям-сиротам

Когда повысят зарплату работников культуры?

Батальная история увлекла Константина Кирушева с детства и стала делом всей жизни

Тайны перевала Дятлова / Группа сыктывкарских туристов попыталась найти причину загадочной гибели девяти свердловчан в горах Северного Урала в 1959 году

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 29 (4186)
26 февраля 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»