Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
9 октября 2009 года

Из армии - на костылях

/ Солдат из Корткероса Антон Вишератин стал жертвой пьяного офицера

До дембеля Антону Вишератину осталось чуть больше месяца. Однако его родители переживают, как сын доберется до дома, ведь совсем недавно он перенес сложную операцию. Три месяца Антону предстоит ходить на костылях. На больничную койку солдат попал по вине пьяного офицера. Об этом родители Антона узнали случайно – от сослуживцев сына. Командование части, где произошел инцидент, до сих пор ничего родителям солдата не сообщило…

Двойные проводы

Антон был призван в армию Корткеросским военкоматом осенью прошлого года. Как и водится, семья организовала проводы. Созвали родственников, знакомых. Мама Антона Надежда Геннадиевна вспоминает любопытный факт: «Гостей мы позвали к шести часам вечера. За час до их прихода нам позвонили из военкомата и сообщили, что Антона не будут призывать. Мы не знали, радоваться или нет этому. Столы накрыты, со всего района родственники приехали». Однако вскоре из военкомата позвонили вновь и сообщили, что Антон все же идет в армию. Пришлось устраивать повторные проводы.

25 ноября 2008 года А.Вишератин ушел в армию. Он попал в медицинскую роту, расположенную в поселке Сертолово Всеволожского района Ленинградской области.
В декабре родители Антона приехали к сыну на присягу.

– Всех нас завели в клуб. Наших детей построили в четыре колонны. Все были такие одинаковые. Потом было построение на плацу. Я искала глазами Антона, не нашла. Уже после увидела, обрадовалась, – вспоминает Надежда Геннадиевна. – После присяги Антона на сутки отпустили в увольнение. Мы гуляли с ним по Питеру. Я купила календарь. Помню, сказала, когда календарь закончится, Антон домой вернется.

Гуляя по Питеру, Надежда Геннадиевна расспрашивала сына, как ему служится. Антон отвечал кратко, что все нормально. «Правда, он сказал мне, что Васе – это мой младший сын – в армию лучше не идти. Я спросила: «Почему? Что у вас происходит?» Но Антон ничего мне не говорил, сказал лишь, что для службы в армии нужна хорошая физическая подготовка. Но оба моих сына спортсмены, какими видами спорта они только не занимаются.  Антон до армии два года проучился на физкультурном факультете в СГУ, потом бросил. Хотел после службы восстановиться. Не знаю, почему Антон так сказал», – недоумевает Н.Вишератина.

После учебки

В учебной роте Антон находился до мая. Здесь ребят учили оказывать первую медицинскую помощь, делать перевязки. Потом его и еще троих новобранцев отправили служить в Абхазию в качестве санитаров. «Узнав это, я очень расстроилась. Переживала, что ему, например, может не подойти климат, – говорит Надежда Геннадиевна. – Просила его написать письмо, чтобы знать адрес. В Абхазии он находится с мая. За все это время он не написал нам ни одного письма. Говорил, что почты нет. Я в это не верила. Потом уже он рассказал, что жили они на полигонах. И все время переезжали с одного полигона на другой. Но нам удавалось созваниваться. Он рассказывал мне, что они служат вместе с контрактниками, что ему все нравится, кормят хорошо».

Мать с сыном созванивались два раза в неделю – по средам и воскресеньям.  Второго сентября, в среду, Надежда Геннадиевна собиралась позвонить сыну вечером, когда он вернется из наряда. Но Антон позвонил сам.

– Я его спрашиваю, что случилось, почему так рано звонишь? А он мне: «Все нормально. Я нечаянно подвернул ногу. Ты не переживай, меня повезут в госпиталь, но в какой – не знаю. Я тебе из госпиталя позвоню», – вспоминает мама солдата. – Я вроде успокоилась, но на следующий день, причем довольно рано, мне позвонили сослуживцы Антона и сказали, что Антон вовсе не подвернул ногу, что его избил пьяный офицер. Он пил несколько дней. В среду, вернувшись с рынка, офицер заставил Антона чистить рыбу, но Антон отказался, так как должен был заступать в наряд.

Услышав отказ солдата, офицер рассвирепел, набросился на Антона с кулаками. Он в буквальном смысле истоптал Антона, сломал ему ногу, как выяснится позже, аж в двух местах. Сослуживцы Антона посоветовали Надежде Геннадиевне искать Антона, так как никто из них не знал, в какой госпиталь его отвезли. Кроме того, они рекомендовали обратиться в военную прокуратуру.

– Узнав это, мы с мужем, конечно, первым делом побежали в военкомат. Но там помочь нам не смогли. Достали журнал, а там только одна запись, где указано, что такой-то призван такого-то числа. Нам сказали, что военкоматы отслеживают только путь солдата от сборного пункта до части. Мы не знали, что делать, где искать сына, – говорит  Надежда Геннадиевна. – Тогда я вспомнила, что когда-то давно к нам в Корткерос приезжала Людмила Васильевна Завьялова, тогда она возглавляла комитет солдатских матерей.

Неделя поисков

Надежда Вишератина записалась к уполномоченному по правам человека в РК Людмиле Завьяловой на прием, но встреча состоялась лишь 8 сентября, так как Л.Завьялова была в командировке. Все это время – с 3 по 8 сентября родители Антона не знали, где их сын, в каком госпитале. Сам Антон на связь не выходил. Руководство войсковой части, где служил Антон, с родителями солдата также не созванивалось. В местном военкомате Вишератиным помогли найти адрес военной прокуратуры Российской Федерации в Гудауте. Надежда Геннадиевна написала туда письмо.

– Я все время созванивалась с сослуживцами Антона. Некоторые из них из Краснодарского края. Они сказали, что попросили своих родных обзвонить все госпитали, которые там располагаются. Но Антона нигде не было, – рассказывает Н.Вишератина.

Встретившись с уполномоченным по правам человека в РК, мама солдата рассказала ей все, что знала сама: «Она внимательно меня выслушала. Сразу куда-то позвонила, а потом говорит, не переживайте, вечером Антон вам позвонит. Он находится в госпитале в Сухуми. Я ждала и 8, и 9, и 10. Антон не звонил. Приближались выходные, я не знала, что делать, где мне его искать. Тогда я решила еще раз позвонить Людмиле Васильевне».

 Омбудсмен была удивлена таким развитием событий. Она вновь куда-то позвонила и выяснила, что в Сухуми Антона нет. Но пообещала Н.Вишератиной найти сына. Попросила, если он вечером не позвонит, сообщить ей об этом. Антон не позвонил.

– С последнего звонка Антона прошло больше недели, а о судьбе сына мы ничего не знали. Мы места себе не находили. Людмила Васильевна дала мне номер телефона военной прокуратуры в Гудауте. Я туда позвонила, мне сказали, что лейтенант Сергей Катюха, который избил моего сына, будет наказан. Но меня в тот момент это меньше всего интересовало, я пыталась у них узнать, где мой сын, в каком госпитале. Я хотела услышать голос Антона, чтобы убедиться, что он жив, в здравом уме. Но в прокуратуре мне не смогли помочь, – вспоминает Надежда Геннадиевна. – А вечером позвонила Людмила Васильевна и сказала, что Антон находится в госпитале в Краснодаре. Дала мне номер телефона. Я сразу же позвонила туда. Мне сообщили, что Антона доставили в госпиталь 11 сентября. Но подойти к телефону он не может, так как лежит на перетяжке.

Узнав, что сын находится в госпитале, Надежда Геннадиевна немного успокоилась. Но вопросов у нее было много. В частности, где все это время находился Антон, как он себя чувствует, какие у него травмы? В тот же вечер Н.Вишератина снова позвонила в госпиталь, попросила у медсестры номер ее мобильного телефона, а также чтобы та передала трубку Антону.

– Медсестра сделала все, что я просила. Когда Антон услышал в телефонной трубке мой голос, он первым делом спросил: «Мама, ты как меня нашла?» Я, конечно, пыталась у него выяснить, что же произошло, но Антон сначала просто меня успокаивал, говорил, что все нормально, – рассказывает Надежда Вишератина. – Я говорила с лечащим врачом, он сказал, что у Антона двойной перелом левой ноги. Сломаны большая берцовая и малая берцовая кости. Антону сделали операцию, поставили пластину. Врач сказал, что домой Антон приедет на костылях, три месяца ему нельзя будет наступать на ногу. Кроме того, у Антона стало ухудшаться зрение.

Под личный контроль

В отношении С.Катюхи военная прокуратура возбудила уголовное дело  по части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия). Уполномоченный по правам человека в РК Людмила Завьялова взяла ход расследования под личный контроль.

– Я регулярно созваниваюсь с военной прокуратурой. Требую, чтобы офицера взяли под стражу. Я очень жестко разговариваю со следователем. Он убеждает меня в том, что офицер живет на территории части, никуда он не денется. Вину свою он признал. Но меня такой ответ не устраивает. Буду добиваться своего, ведь статья у него серьезная, – рассказала Людмила Васильевна. – Санкция по этой статье предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет.

Тем временем Надежда Вишератина узнала, что с офицера взяли объяснение, в котором он рассказал, что произошло между ним и Антоном: «В частности, в объяснительной он пишет, что прыгнул на Антона и ударил по скулам. Но Антон не помнит, что было после того, как ему сломали ногу. Говорит, что было так больно, что он уже ничего не чувствовал».

Надежда Геннадиевна пыталась узнать у сына, где он находился целую неделю? Со слов Антона, он был в санчасти, сутки лежал без сознания. Кроме того, Антон сообщил маме, что офицер С.Катюха приходил к нему в санчасть, извинялся… Потом Антона куда-то перевезли, но куда, не сказали…

– Я, конечно, хотела бы поехать в госпиталь и забрать его оттуда домой, ведь он будет на костылях, но Людмила Васильевна Завьялова мне сказала, что сыну придется еще возвращаться в часть в Абхазию, чтобы оформить увольнение, ведь срок службы у него заканчивается. Мне не хотелось бы отпускать его в часть одного. Как это сделать, пустят меня в часть или нет, не знаю, – говорит Надежда Геннадиевна. – Командование части на нас так и не выходило, мы тоже не знаем, как с ними связаться, чтобы обговорить, могу ли я сопровождать сына.

Мы связались с военным прокурором Воркутинского гарнизона Денисом Михеевым и попросили пояснить, обязательно ли Антону возвращаться в часть, можно ли ему из госпиталя сразу ехать домой и обязана ли войсковая часть, где произошел инцидент, оплатить дорогу до госпиталя маме Антона.

– Я не могу комментировать то, что произошло с Антоном Вишератиным, так как не обладаю информацией, проверку проводит военная прокуратура Российской Федерации в Гудауте. Но могу сказать, что по закону без возвращения в часть увольнение не предусмотрено, значит, Антону Вишератину придется из госпиталя ехать в часть. А там его должны рассчитать. Солдату, который в армии получил какие-либо травмы, полагается страховка. Кроме того, если он будет уволен из армии по болезни, то ему должны еще выплатить выходное пособие. А оплачивать дорогу родителям солдата руководство войсковой части не обязано…

Елена МАКИНА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №186-187 (4100-4101) - 9 октября 2009 года

Варианты переселения воркутинских горняков обсудят сегодня Глава Коми и руководитель "Северстали"

У Госсовета - новое "лицо" в сети

От Усть-Кулома до Печоры

В Инте появится искусственный лед

"Альянс" остается в должниках / Только один дом в Сыктывкаре не получил разрешение на подключение к теплу.

Гонка с преследованием

Обратная связь

Торг не уместен / Аукцион на землю - тупиковый вариант для нашей республики?

Адмирал Антонец и его команда ежегодно участвуют в чемпионате России по спортивному туризму

Как искать работу?

Пособие для будущей мамы

 №185 (4099) - 8 октября 2009 года

В Сосногорске выбрали супербабушку

Вузовские общежития заморозили цены

Научный взгляд на освоение Севера

Оснащение зданий пандусами надо закрепить законом

Минрегион России определит лучшие муниципалитеты

На водоемах Коми продолжают тонуть люди

Старшеклассники выбрали любимых педагогов

Сыктывкарские автобусы меняют маршрут

Мини-комплекс по переработке молока заработал в Прилузье

 №184 (4098) - 7 октября 2009 года

За сохранение непреходящих ценностей / Вчера состоялся II съезд православного народа Коми

Новации в педагогике диктует время / Сегодня к образованию уже нельзя подходить с багажом десятилетней давности

О культуре - на трех языках / Подведены итоги подготовки к юбилейному Российско-Финляндскому форуму

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 186 (4100)
9 октября 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»