Общество |
7 октября 2009 года |
Новации в педагогике диктует время/ Сегодня к образованию уже нельзя подходить с багажом десятилетней давности
Как мы уже сообщали, на прошлой неделе в Сыктывкаре состоялось ежегодное осеннее совещание работников образования, в котором приняли участие более 300 педагогов, руководителей образовательных учреждений и управлений органов образования республики. Темой нынешнего совещания стала реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом страны в ноябре 2008 года. Невзирая на экономическую ситуацию В форуме принял участие Глава республики Владимир Торлопов. В своем докладе он отметил, что в целом сфера образования развивается динамично, вырос объем бюджетных средств, выделяемых на развитие отрасли. За последние два года были построены школы в деревне Диюр Ижемского района, в Визинге Сысольского района, в Соколово и Конецборе Печорского района. Завершен долгострой в селе Чернутьево Удорского района, капитально отремонтированы школы в Куратово Сысольского района и Кипиево Ижемского района. Ведется строительство двух школ – в селах Кожмудор Усть-Вымского района и Замежная Усть-Цилемского района. Идет серьезная реконструкция в воркутинской гимназии №2 и в школах поселка Приуральский Троицко-Печорского района, поселка Подзь Койгородского района. Владимир Торлопов особо отметил, что реализация отдельных позиций президентской инициативы относится к полномочиям муниципалитетов. «От того, насколько эффективны будут их действия, зависит качество жизни населения всей республики. Для успешной реализации наших планов необходимо жестко контролировать расходование денег, строго спрашивать за эффективность их использования. Каждый рубль налогоплательщиков должен работать с максимальной отдачей!» – сказал Глава. Он отметил также и то, что в текущем году республика, как и вся страна, переживает сложный период, и это не могло не отразиться на системе образования. Но даже в условиях непростой экономической ситуации правительство Коми в основном сохранило все позиции республиканского бюджета, отвечающие за стабильное развитие системы образования. Глава призвал руководителей муниципальных образований, невзирая на сложившиеся экономические обстоятельства, принимать меры, направленные на улучшение условий пребывания детей в подведомственных образовательных учреждениях. Было сказано и о проблеме нехватки мест в детских садах. По мнению Главы, среди прочих вариантов решения этой проблемы заслуживает внимания практика стимулирования негосударственного сектора дошкольных образовательных услуг. «Думаю, что в условиях острой нехватки ресурсов для решения этой проблемы мы могли бы одновременно привлечь частные инвестиции в эту сферу, обеспечить, с одной стороны, занятость населения, а с другой – дать возможность молодым матерям выйти на работу», – сказал он. Кроме того, по мнению Владимира Торлопова, проблема нехватки детских садов могла быть ослаблена, если бы на местах активнее шел процесс возврата зданий детсадов, отданных в 90-е годы в аренду. Этот процесс требует куда меньших финансовых вложений, чем строительство новых детских садов. Проблему эту отчасти можно решить и за счет открытия новых дошкольных групп на освобождающихся площадях различных муниципальных образовательных учреждений. Оптимизация неизбежна В докладе Главы вновь прозвучала тема реструктуризации малокомплектных школ. Несмотря на то что этот процесс на селе еще нередко встречает сопротивление, тем не менее с каждым годом все яснее обозначается необходимость оптимизации сети сельских школ. И причин здесь несколько. Это и демографическая ситуация, вызвавшая уменьшение числа детей в школах, и финансовая ситуация в стране. Но самый главный аргумент в пользу оптимизации – явное несоответствие малокомплектных школ современным образовательным стандартам. А теперь, когда вся система образования взяла курс на создание новой школы, отвечающей последним требованиям времени, выпускники малокомплектных школ становятся все более неконкурентоспособными по сравнению со своими сверстниками, обучавшимися в больших школах. Владимир Торлопов отметил, что к 2012 году как минимум 70% школьников нашей республики должны обучаться в школах, отвечающих современным требованиям. «Главный принцип: ресурсы должны быть направлены туда, где их ждет наибольшее количество детей», – обозначил свою позицию Глава. Минувшая приемная кампания в вузах тоже обозначила ряд проблем в сфере профессионального образования. Большинство профессиональных учебных заведений как среднего, так и высшего звена работали в условиях отсутствия конкурса на некоторые специальности. Причина этого в том, что, несмотря на заметное снижение числа выпускников школ, многие руководители профессиональных учебных заведений не посчитали нужным позаботиться о снижении плановых цифр набора. Кроме того, переход на аттестацию в форме ЕГЭ позволил выпускникам испытывать судьбу сразу в нескольких учебных заведениях. В итоге многие абитуриенты определялись вплоть до окончания третьей волны, что явно свидетельствует об отсутствии четкой профессиональной ориентации. По мнению Главы, это результат недостаточной профориентационной работы и отсутствие реального влияния на этот процесс со стороны самого бизнеса. «Сегодня все учреждения профобразования должны быть заинтересованы в результатах своей работы, и главным критерием в этом должна стать востребованность кадров на рынке труда», – подытожил Владимир Торлопов. Министр образования Нелли Струтинская рассказала о том, как реализуется в республике новая президентская программа по всем пяти пунктам. В частности, первый пункт программы нацелен на обновление государственных образовательных стандартов. Новые стандарты включают в себя три группы требований: к структуре образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям реализации. В программе «Новая школа» впервые федеральные власти установили взаимосвязь кадровых, финансовых, материально-технических и других условий с возможностью достижения высоких результатов в обучении и укреплении здоровья детей. А это еще раз доказывает, что малокомплектным школам такое требование не под силу. «Мы не отказываемся от поддержки малокомплектных школ, которые по объективным причинам не могут быть закрыты. Поэтому к каждому случаю нужно подходить взвешенно», – обратилась Нелли Струтинская к главам муниципальных образований. В качестве путей решения первого направления программы министр назвала укрупнение муниципальных базовых школ, оптимизацию штатных расписаний, организацию стажировок и переобучение педагогических работников. Нелли Струтинская обратила внимание участников совещания и на результаты ЕГЭ. Отчеты по ЕГЭ прошлого и текущего года показывают, что в республике отстает преподавание естественно-научных и математических дисциплин. В этом году ухудшились результаты и по литературе. Среди возможных причин этого были названы «недостаточный контроль как со стороны органов управления образованием за школами, так и руководителей школ за качеством преподавания школьных дисциплин, слабая подготовка учеников малокомплектных школ, а также то, что в старших классах зачастую учатся дети, не мотивированные на получение образования». «Непозволительное отставание» Как следовало далее из выступления Нелли Струтинской, реализация второго пункта президентской программы, направленного на поиск и поддержку талант-ливых детей, проходит вполне успешно. В республике накоплен большой положительный опыт по поиску и сопровождению талантливых детей. Это и широкий спектр дополнительных образовательных программ, меры материального стимулирования одаренных детей, проведение конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций, творческих мероприятий, развитие сети образовательных учреждений повышенного статуса. Результат всех этих усилий – победы наших ребят во всероссийских конкурсах и соревнованиях. Однако профориентационная работа, которая тоже является частью этого направления, оставляет желать лучшего. В 2009 году только 26% старшеклассников будут учиться в профильных классах. Условием для перехода школ на профильное обучение является базисный учебный план. В текущем году по новому базисному плану работает уже 86% школ (в прошлом году – 57%). Но оставшиеся школы до сих пор продолжают работать по планам 1998 года, что, по мнению министра, является непозволительным отставанием. Новая школа требует и новых учителей. Но одной из основных проблем, тормозящих развитие учительского потенциала, продолжает оставаться старение кадров. Ресурсная база школ за последние годы значительно изменилась: обновлены учебники, оборудование, образовательные технологии, но содержание педагогического образования не успевает за быстрыми изменениями школьной действительности. Меры, направленные на повышение привлекательности учительской профессии, тоже не дают должных результатов. С каждым годом соотношение молодых учителей и педагогов пенсионного возраста меняется в сторону увеличения числа последних. За последние четыре года доля педагогов пенсионного возраста увеличилась почти на 10% и составляет 35,3%. Среди руководителей учебных заведений эта цифра еще выше – 45%. Крайне неблагополучная ситуация в этом плане в Вуктыле, Печоре, Сосногорске. Молодые специалисты даже если и приходят в школу, то там не задерживаются. Да и неудивительно: требования к учительскому труду с каждым годом растут, а оплата труда этим требованиям пока соответствует очень мало. Чтобы исправить ситуацию, требуется разработка новых механизмов по привлечению молодых педагогов в школы. Стратегия ясна Еще одним направлением президентской программы является укрепление здоровья школьников. У нас в республике 70% школ работают по новым «здоровьесберегающим» технологиям. В текущем году 86% детей в школах получали горячее питание, а в среднем по России охват школьников горячим питанием составляет 72%. Бесплатное питание у нас предоставляется школьникам из многодетных и малообеспеченных семей, а также находящимся на учете в тубдиспансере. В текущем году в республике начнет реализовываться проект по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями. 50 детей-инвалидов получат возможность обучаться с помощью современных информационных технологий. В современных условиях актуальными становятся вопросы инклюзивного образования, которые пока в республике решаются слабо. Единственным продвинутым в этом смысле муниципальным образованием у нас является Ухта. Наладить эту работу там удалось благодаря тесному сотрудничеству администрации муниципального образования, городского общества инвалидов и управления образования города. Опытом работы в этом направлении поделилась начальник управления образования Ухты Наталья Безносикова. Подводя итоги совещания, Нелли Струтинская обозначила основные стратегические задачи отрасли на следующий год. Руководству вузов было предложено обязательно согласовывать с республикой объемы и направления подготовки специалистов. Кроме того, отметила министр, в республике необходимо провести анализ целесообразности функционирования некоторых филиалов и вузов на предмет дублирования специальностей. Возможно, для решения проблемы придется укрупнять вузы и передавать отдаленные филиалы головным вузам республики. Второй стратегической задачей была названа необходимость обеспечения экономики республики рабочими кадрами и специалистами среднего звена. В условиях демографического спада и отмены с 1 января 2008 года отсрочки от армии для учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений было предложено обратить особое внимание на профессиональную подготовку и переподготовку взрослого населения. Для решения проблемы подготовки востребованных кадров была поставлена задача продолжить процесс передачи федеральных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в собственность республики. Это позволит оптимизировать сеть профессиональных учебных заведений и создать на их базе многоуровневые ресурсные центры. Таким образом можно будет создать целостную систему прогнозирования и управления подготовкой рабочих кадров для рынка труда республики. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |