Экономика |
25 сентября 2009 года |
Сто миллионов убытка приносит ежегодно железнодорожная ветка от Сосногорска до Троицко-Печорска
Перевозки по железнодорожной ветке Сосногорск – Троицко-Печорск являются убыточными, поэтому сообщение может быть закрыто, если грузооборот магистрали не будет увеличен. Об этом шла речь на рабочем совещании в Минпромэнерго РК на прошлой неделе. За семь месяцев этого года перевезено 174 тысячи тонн грузов. Но на перспективу нужно спланировать увеличение грузопотока. Убытки линии Сосногорск – Троицко-Печорск составляют 100 миллионов рублей в год. Государство компенсирует невыгодные пригородные пассажирские перевозки, но убытки от доставки леса, понятное дело, никто не возмещает. Поэтому СЖД проще закрыть нерентабельную линию, нежели содержать ее круглогодично. Осложняет ситуацию и то, что железнодорожники требуют платить не за фактическую поставку вагонов, а ежесуточно. В результате у лесников накапливаются долги. Часть лесного бизнес-сообщества района считает, что железнодорожники ставят искусственные препоны, вынуждая делать ставки на изначально затратные автоперевозки. И это при том, что в Троицко-Печорском районе готовы к реализации три инвестиционных проекта в области освоения лесов. В итоге при среднем плече вывозки от леса до железнодорожной станции свыше 120-150 км по грунтовой дороге лесной бизнес становится невыгодным, и балансы проще сжечь или сгноить в лесу, чем везти на реализацию. Рентабельными могут быть лишь предприятия, работающие на территории Троицко-Печорского лесничества. Здесь расстояние вывозки не превышает ста километров. Потенциал этого лесного массива всего 40 тысяч кубометров баланса, здесь успешно работают четыре лесозаготовительные компании. Интерес к работе с троицко-печорскими предпринимателями проявляет ОАО «Монди СЛПК». В такой ситуации нужно либо дифференцированно устанавливать закупочные цены с учетом компенсации транспортных расходов, либо сделать ставку на ж/д станцию Верхнеижемская. К примеру, в весенний период, когда автодороги закрыты, чтобы минимизировать дорожные риски, ОАО «Монди СЛПК» с помощью этой ветки может перевозить до 400 тысяч кубометров складированного леса из района Верхней Вычегды и Тимшера плюс 350 тысяч отправлять сплавом. В этом случае объем перевозки по части ветки Сосногорск – Троицко-Печорск вырастет. Кроме того, в Троицко-Печорском районе еловой древесины достаточно – 80% от общего состава. Поэтому летом, когда высок спрос на еловую древесину определенной влажности, вполне реально использовать технологию заморозки древесины по примеру компании «Лузалес». И тем самым обеспечить 100-процентный сбыт «елки». Марина СОТНИКОВА. |