Общество |
14 августа 2009 года |
Потрошители дорог / В Сыктывдинском районе растаскивают железобетонные плиты
Месяц назад жители поселка Пычим Сыктывдинского района обнаружили пропажу железобетонных плит на дороге, ведущей от поселка к основной автомагистрали. Злоумышленники под покровом ночи сняли 24 плиты и увезли в неизвестном направлении. Примечательно, что прошлым летом там же исчезли 16 плит. Подобные инциденты в последние два года стали происходить с тревожной регулярностью на дорогах Сыктывдинского района в направлениях к дачному массиву Тыла-ю, к поселку Мандач и вот сейчас – на развилке к Пычиму. Как расхитителям удается оставаться незамеченными? Почему они действуют столь дерзко? Кому и для чего нужны дорожные плиты? Задавшись этими вопросами, корреспонденты «Республики» побывали на месте пропажи. Деревенский детектив От центральной автострады до развилки на Пычим 12 километров. Выщербленный участок дороги находится совсем недалеко от поворота. Очевидно, что в дожди песок на этом оголенном фрагменте трассы угрожающе размывается. Вся четырехкилометровая дорожная развилка вымощена ЖБИ. Теми же железобетонными плитами выложена и часть внутрипоселковых территорий. Тут и там из-под сколов торчит ощетинившаяся арматура. Никто из жителей поселка не помнит, чтобы плиты в какой-то год хоть частично заменяли, обновляли. Поэтому, когда Светлана Торлопова месяц назад, рано поутру прогуливаясь по лесу в поисках грибов, обнаружила возле перекрестка аккуратно сложенную стопку снятых дорожных плит, то несказанно обрадовалась, предположив, что наконец-то кто-то затеял ремонт. А вот бывший моряк-подводник Владимир Размыслов сразу понял, что дорога в очередной раз подверглась набегу со стороны любителей легкой наживы. Сел за руль и объехал на своей машине близлежащие к трассе Сыктывкар – Ухта придорожные автостоянки и кафе. В прошлом году он, не дожидаясь, пока начнет действовать милиция (участковый милиционер бывает здесь только по экстренным вызовам, а опорный пункт находится в селе Слудка за 17 километров), именно таким образом нашел пропавшие плиты у кафе возле станции Вогваздино. Говорит, что его прошлогоднее обращение за помощью к стражам порядка вышло боком, расхитителей отпустили на том основании, что жители поселка, написавшие заявление в милицию, не являются собственниками дороги. Местный предприниматель Александр Макурин, владеющий пычимской пилорамой, тоже искал плиты, подозревая почему-то, что горячие следы могут привести на лесозаготовительное предприятие в соседней деревне Прокопьевка, но говорит, зря грешил на конкурента. Пычим не имеет статуса закрывающегося поселка, хотя здесь нет ни магазина, ни почты, ни медицинского пункта. Люди с ужасом ожидают, что вскоре отключат и электричество. По данным руководителя администрации поселения Палевицы Элеоноры Потолицыной, в поселке прописаны 22 человека, по рассказам самих пычимцев, зимовать здесь остаются только 11 семей. Остальные дома тоже не пустуют, но дачники живут в них только летом. Без собственных колес тут не обойтись, поэтому в функционировании дороги кровно заинтересован каждый из обитателей поселка, постоянных или временных. По горячим следам В последнее время по поселку прошел слух, что потрошителей дорог уже нашли. Эту информацию подтвердил и начальник Сыктывдинского РОВД полковник милиции Николай Приймак. Однако он отказался давать данные о поимке мошенников в интересах следствия, ограничившись информацией о том, что личности злоумышленников установлены и они находятся под подпиской о невыезде. Найдены свидетели и известен пункт доставки нелегального груза. На следующей неделе должен состояться суд над фигурантами прошлогоднего пычимского инцидента. Недавнее преступление же было раскрыто по горячим следам, сотрудники ГИБДД задержали расхитителей с поличным, те не успели даже сбыть наворованное с рук. Дорожные плиты – весьма востребованный строительный материал, он незаменим при благоустройстве придорожных территорий. В этом году в ходе рейдовых мероприятий сотрудники милиции Сыктывдинского района задержали четыре машины, груженные побывавшими в употреблении дорожными плитами, в прошлом году зафиксировано пять таких инцидентов, по которым были заведены уголовные дела и направлены в суд. Как говорит Николай Приймак, доказать вину расхитителей не так-то просто, поскольку задержанные отнекиваются аргументами типа «нас попросили», «не знаем кому и зачем» и так далее. Как правило, исполнители заказчиков не выдают. «Организация реализует дорожные плиты б/у. Все размеры. Доставка на объект». Подобные объявления можно прочитать в газетах и интернете, хотя, конечно, пометка «б/у» вовсе не означает, что плиты ворованные. Но, по сведениям сыктывдинских оперативников, любой желающий может сделать заказ на доставку подержанных железобетонных плит, покрутившись на так называемой бирже транспорта за сыктывкарским железнодорожным вокзалом возле железнодорожного переезда. Там в ряд стоят лесовозы с манипуляторами, которые шутя управляются с тяжеловесными железобетонными плитами. Руководитель сыктывдинской милиции считает, что людей на такие дерзкие набеги сподвиг разразившийся экономический кризис. Лесозаготовительные предприятия простаивают, а водителям большегрузного транспорта надо на что-то содержать свои семьи. О том, что для местных жителей функциональность автомобильных путей сообщения тоже жизненная необходимость, дорожные потрошители почему-то предпочитают не задумываться. Ольга САЖИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |