Культура |
14 августа 2009 года |
В саду оживают мифы/ Возле Национальной галереи продолжается творческий пленэр скульпторов
В примыкающем к Национальной галерее саду, как мы уже сообщали, проходит третий межрегиональный скульптурный пленэр. Хотя посмотреть на рождение будущих художественных шедевров может любой желающий, работа скульпторов под открытым небом толпы зевак не собирает. Визг «болгарок» и бензопил, разлетающаяся во все стороны белая каменная пыль… Все это, наверное, и отпугивает зрителей. Производственно-творческий процесс непросто дается и самим мастерам. То и дело они натягивают на лицо респираторы и противогазы. А окончательно устав, вытягиваются передохнуть прямо на земле, уподобляясь скульптурным изваяниям. ЗА ПРОШЕДШУЮ после старта пленэра неделю громоздящиеся на задворках галереи каменные глыбы стали потихоньку приобретать очертания скульптур. Но чтобы авторские идеи полностью воплотить в жизнь, нужно еще как минимум дней десять. На 23 августа и запланировано заседание экспертного совета, которое подведет итоги конкурса. Тогда же все созданные в саду за эти августовские дни произведения будут выставлены для обозрения вдоль аллей. Лучшие из лучших здесь и останутся. Другие, как надеются организаторы конкурса, заинтересуют руководителей муниципалитетов, коммерческие и прочие структуры. Тогда композиции переедут к учреждениям и офисам, станут частью городского ландшафта. Работа над камнем идет уже по разработанным проектам и эскизам. Тем не менее, как признаются скульпторы, идеи рождаются и претворяются в жизнь в ходе творческого процесса. Москвичка Ингрид Струэнзе рассказала, что соавтором ее фантазий стал камень. Структура монолита и продиктовала замысел. Правда, ответить односложно, чем в конце концов обернется глыба, художница пока не смогла. Сказала лишь, что она пытается связать скульптуру с началом жизни, высечь в камне праматерь человечества. А вот другая участница, Анастасия Неверова, из глыбы песчаника уже «высвободила» две фигурки: женскую и ангела с крыльями. Ее работа так и называется: «Ангел-хранитель». Настя – наша землячка, дочь известного в Коми мастера Анатолия Неверова. В нынешнем году она закончила скульптурный факультет академии художеств. К слову, дипломная работа Насти в Российской академии художеств была отмечена золотой медалью. КСТАТИ, еще не так давно женщин-скульпторов в нашей стране было совсем мало. На память приходит разве лишь Вера Мухина, создательница гигантских фигур рабочего и колхозницы. Но сегодня чисто мужским этот вид творчества уже никто не назовет, его активно осваивают и представительницы прекрасной половины. Пример тому и проходящий конкурс. Рядом с коллегами-мужчинами с бензопилами и «болгарками» в руках творят и четыре женщины. Пермячка Наталья Белобородова – участница около 40 подобных пленэров и конкурсов в разных уголках страны. Но большинство созданных на них произведений остались лишь на фотографиях. Ведь делали их мастера из льда и песка. В Сыктывкаре Наталья впервые, и здесь ей предстоит создать нечто более долговечное. С коллегой из Хабаровска Иваном Локтюхиным в эти дни она полностью погружена в коми народный эпос. Такой вектор – погружение в финно-угорскую историю, мифологию – задает и название пленэра: «Финно-угорский мир. Точка соприкосновения». Скульптору из Перми в сонме всевозможных фольклорных персонажей больше всего пришелся по душе мамонтенок. Его, по легенде, якобы забыли взять в Ноев ковчег, и он остался в толще воды, с тех пор повелевая подземными водными потоками. Из большого валуна, над которым работают скульпторы, уже проглядывают бивни мамонта. С одной стороны к каменному изваянию приплюснулся гигантский моллюск. С другой – по кругу шествуют звери. Как на древнем промысловом коми календаре, обнаруженном на Средней Вычегде. ВООБЩЕ-ТО, рассказывать о произведениях искусства – дело безнадежное, их лучше хоть один раз увидеть. Тем более если речь идет о вещах, выполненных художниками-этнофутуристами. Кстати, большинство участников проходящего пленэра уже успели себя зарекомендовать не только как талантливые скульпторы, но и как художники, дизайнеры. Например, сыктывкарский художник Юрий Лисовский активно пробует себя и в скульптуре, он был участником первого фестиваля скульпторов в Сыктывкаре. На нынешнем пленэре мастер занят изготовлением «Жернов времени» – так Юрий называет свою работу, состоящую из двух бетонных колец, по краям которых должны «вспорхнуть» стаи птиц и рыб. Из бетона и железных конструкций делает свою работу и один из мэтров творческого цеха скульпторов нашей республики Владимир Рохин. Его работа олицетворяет самое непреходящее, вечное чувство – любовь. Можно сказать, что весь пленэр посвящен современному осмыслению вечных ценностей. Одним из таких символов наверняка станет и работа гостя с берегов Невы Александра Еремина. Из глыбы кварцитопесчаника он высекает фигуру рыбака, застывшую в лодке. Работа называется «Антиглобалист». По мнению мастера, фигура рыбака отображает традиционный уклад жизни едва ли не всех народов. Привычное занятие, покой, чистая природа – что еще может быть важнее для человека? Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |