Приоритет |
16 октября 2014 года |
Через всю республику с юга на север/ Чтобы связать Сыктывкар с Нарьян-Маром, нужно достроить 179 километров дороги
8 октября в Новосибирске Президент России Владимир Путин провел заседание президиума Государственного совета по вопросу развития сети автомобильных дорог. Он в очередной раз подчеркнул необходимость создания сети качественных дорог в стране и напомнил, что в 2012 году в президентском послании Федеральному Собранию была поставлена задача – удвоить в предстоящее десятилетие объем строительства и реконструкции дорог. МЕЖДУ тем неделей раньше в Нарьян-Маре руководитель Дорожного агентства РК Эдуард Слабиков и заместитель руководителя администрации НАО Владимир Бланк обсуждали вопросы продолжения строительства автодороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар. На сегодня это, пожалуй, самый масштабный проект дорожного строительства Коми. Когда эта дорога будет достроена, ее общая протяженность составит 1085 километров, из них 869 километров – на территории РК. И нашу далеко не маленькую республику можно будет в любое время года без проблем проехать с юга на север, а потом добраться и до столицы соседнего региона. В целом на пути до Нарьян-Мара сейчас 179 километров разрывов – участков, которые еще предстоит построить. Километры «недостроя» оба региона делят примерно поровну, на нашу долю приходится 96 километров. То есть строить осталось всего-то одну десятую от общей протяженности трассы. Можем ли мы надеяться на скорое завершение работ? РАЗБЕРЕМСЯ, что уже есть, а что еще нужно построить. На территории Коми треть этой автодороги занимает участок от Сыктывкара до Ухты, его не так давно капитально отремонтировали, серьезных нареканий у водителей он не вызывает. Далее трасса идет через Сосногорский район. Три года назад здесь кипели «дорожные войны»: водители правдами и неправдами, порой пуская в ход кулаки, рвались проехать по строящемуся участку между поселками Керки и Малая Пера в обход так называемого ираельского серпантина. В прошлом году этот отрезок трассы (38 километров от Керки до реки Кабанты-Вис и еще 23 километра до Малой Перы) сдали в эксплуатацию, чем облегчили жизнь тем, кто пользуется этой дорогой, с целью свернуть потом в направлении Ижмы или Усть-Цильмы. Следующая цель – Печора, которая для автомобилистов пока достижима отнюдь не круглогодично. В распутицу на пути к ней КамАЗы вязнут буквально колоннами. Первый проблемный отрезок – от Малой Перы до Ираеля. – Этот участок начали строить более пятнадцати лет назад и сдавали в эксплуатацию частями с 2000 по 2007 год. Для устройства дорожного покрытия использовались грунтощебень и песчано-гравийная смесь. Сегодня участок нуждается в реконструкции, и делать его надо в асфальтобетоне, потому что нагрузки на эту часть дороги выросли в разы, – говорит первый заместитель руководителя Дорожного агентства РК Игорь Нестеров. Дальше от Ираеля до Каджерома – пресловутый разрыв: дороги общего пользования вообще нет, там, где она пройдет, лес растет. А автомобилисты пользуются лесными и технологическими дорогами. СВОИХ средств на реконструкцию дороги от Малой Перы до Ираеля и на строительство до Каджерома у республики еще лет пять бы не нашлось, но этими участками все же должны заняться в скором времени – на основе государственно-частного партнерства. Сейчас идет подготовка к заключению концессионного соглашения. Кстати, инвестору на 35 километров от Малой Перы до Ираеля и на 46 километров до Каджерома нужно будет потратить порядка 4,5 миллиарда рублей. Сравните с суммой, которую в этом году запланировали в целом на строительство, капитальный ремонт и ремонт региональных дорог в Коми – 3,2 миллиарда. – Когда достроят все эти участки, начиная от Малой Перы, а планируется сделать это в течение четырех лет, Печора будет доступна для автомобилистов круглый год, – говорит Игорь Нестеров. По словам И.Нестерова, сейчас работы в районе Печоры сконцентрированы на строительстве большого моста через реку Лыжа, который планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году. Также в эти дни на участке между Печорой и Ухтой завершается строительство 21 километра дорожного полотна между поселками Каджером и Чикшино. А вот когда появится мост через Печору в районе села Усть-Уса – сказать сложно. По самым скромным подсчетам, это сооружение, длина которого должна составить более километра (не считая подходов), обойдется в пять с половиной миллиардов рублей. Даже если найдется инвестор, который рискнет вложить средства в этот мост в рамках государственно-частного партнерства, все равно региону потом придется эти средства возвращать в течение нескольких лет – таковы правила. А ведь надо еще будет расплачиваться за участки от Малой Перы, да и других дорог, нуждающихся в срочной реконструкции, в Коми немало. Так что, по всей видимости, без федеральной помощи нам этот мост не построить, а ее пока не обещают. КРОМЕ того, чтобы «дотянуться» до Усинска, нужно достроить порядка десяти километров дороги на участке Акись – Ошкуръя и еще примерно столько же между Ошкуръей и Усть-Усой. – Для участков Акись – Ошкуръя – Усть-Уса проектом предусмотрено грунтощебеночное покрытие. И тоже хотелось бы строить в асфальтобетоне, но средств на это пока нет, – говорит Игорь Нестеров. На трассе есть немало участков, которые нужно ремонтировать, чтобы они не превратились в пресловутые разрывы. В целом для обеспечения круглогодичного сквозного движения автотранспорта по дороге Сыктывкар – Нарьян-Мар в пределах Коми на строительство участков дороги (включая мосты и другие инженерные сооружения) потребуется 16 миллиардов рублей, а с учетом реконструкции и модернизации ранее построенных участков – порядка 25,6 миллиарда. Соседям в НАО тоже еще предстоит немало поработать – построить 83 километра дороги и 4 моста. В этом году они планируют заняться проектной документацией, точные сроки строительства пока не оглашаются. По словам И.Нестерова, строительство дорог на территории Ненецкого автономного округа осложнено тем, что туда проблемно доставлять материалы, а завозить нужно и щебень, и битум. Так что, по всей видимости, в ближайшие годы от автозимников и водных путей тем, кто везет грузы в Нарьян-Мар, никуда не деться… Анна ПОТЕХИНА. Фото vk.com. В конце этого лета на пути из Ухты в Печору в грязи буксовали даже КамАЗы. |