Экономика |
19 июня 2014 года |
Запас прочности/ Готова ли Республика Коми к возможным финансовым кризисам?
В своей статье председатель Комитета Государственного Совета Республики Коми по бюджету, налогам и экономической политике Иван Медведев анализирует тенденции, которые прослеживаются в экономике и социальной сфере страны и региона, а также о мерах по смягчению возможных кризисных проявлений. Надежные и привлекательные Поводом для написания этой статьи для меня послужила информация о новом облигационном займе Республики Коми. В условиях дефицита бюджета облигационный займ – один из инструментов финансирования бюджетных расходов. По оценкам специалистов, самый дешевый долгосрочный инструмент. В июне республика размещает облигации номинальной стоимостью 10,1 миллиарда рублей сроком на 5,5 года. Организаторами размещения выпуска государственных облигаций Республики Коми выступили Сбербанк КИБ, ВТБ Капитал, Газпромбанк. Эти коммерческие банки обладают серьезными ресурсами и наработанными алгоритмами решений по привлечению инвестиций как в рамках частно-государственного партнерства, так и по проектному финансированию. По их оценкам, облигации Республики Коми считаются надежными и привлекательными. В ходе конкурса, как информирует минфин республики, всего было подано 95 заявок на облигации, а правильно выбранная стратегия позволила в условиях рыночной коррекции в три раза поднять первоначальный ценовой диапазон, тем самым получив самую низкую ставку доходности (11,02% годовых) среди всех выпусков субъектов РФ, размещенных в 2014 году. На мой взгляд, это свидетельствует о вере инвесторов в стабильность и потенциал экономики Республики Коми. И для такой уверенности есть основания. Например, если говорить об итогах первого квартала 2014 года, то объемы промышленного производства предприятий Республики Коми выросли на 2,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Этот ключевой показатель в республике выше, чем в целом по России, где прирост промышленного производства составил 1,1 процента. По итогам периода индекс промышленного производства в сфере добычи полезных ископаемых составил 101,3%, но еще более позитивная динамика наблюдается в других секторах экономики: в секторе обрабатывающих производств индекс составляет 104,5%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 102,7%. Бывших министров финансов не бывает Республике Коми повезло: четыре года регионом руководит эффективный менеджер, опытный финансист. Перефразируя известное высказывание, можно сказать о Вячеславе Гайзере – бывших министров финансов не бывает. Я могу утверждать это с полной уверенностью, так как сталкиваюсь с ним часто именно по вопросам финансовым, в ходе работы над республиканским бюджетом. Во многом благодаря системности мышления, способности к стратегическому видению главы региона у республики есть программы, планы развития в современных экономических условиях как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. Следует отметить, что уже несколько лет Республика Коми входит в число лидеров среди регионов по качеству управления государственными финансами. У правительства и Госсовета республики есть четкое понимание, что необходимо предпринять. Это учтено в том числе и при подготовке бюджета на 2014 год. Основные его положения очевидны: ни в коем случае не сокращать социально ориентированную часть бюджета и не срывать исполнение социальных программ. Уверенно можно сказать, что в республике гарантированно будут получать зарплату бюджетники. Ведь социальная сфера остается одним из приоритетов развития региона. Структура расходов консолидированного бюджета Республики Коми традиционно социально ориентирована. По итогам 2013 года расходы на социальную сферу увеличились на 6 млрд. рублей и составили 68% всех расходов, из них 48% приходится на образование, 24% – на здравоохранение, 19% – на социальную политику и 9% – на культуру, физкультуру и спорт. Этот рост в первую очередь связан с увеличением расходов на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы в рамках реализации «майских» указов Президента России. На данные цели из республиканского бюджета в 2013 году дополнительно выделено 5,1 млрд. рублей. Это очень важно. Зарплата жителей республики не должна зависеть от колебаний темпов роста экономики республики и в целом общероссийской экономической ситуации. Сегодня можно с уверенностью сказать, что все социальные направления в Республике Коми будут выполняться в полном объеме. В России же ситуация выглядит несколько иначе. По состоянию на 1 мая суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 2 миллиарда 632 миллиона рублей. По сравнению с 1 апреля текущего года она увеличилась на 63 миллиона рублей (на 2,4%). Такие данные опубликовал Росстат со ссылкой на сведения организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. Просроченная задолженность из-за отсутствия у организаций собственных средств составила 2604 миллиона рублей (98,9% общей суммы просроченной задолженности). За месяц она возросла на 58 миллионов рублей (на 2,3%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней увеличилась в апреле на 5 миллионов рублей (на 22,4%), достигнув 28 миллионов. Наибольший размер просроченной задолженности из-за отсутствия собственных средств из общей суммы долгов приходится на Мурманскую область (209,7 млн. рублей, или 8,1%), Камчатский край (137,7 млн. рублей, или 5,3%), Татарстан (134,7 млн. рублей, или 5,2%), Москву (117,4 млн. рублей, или 4,5%), Архангельскую область (91,4 млн. рублей, или 3,5%). А что у других? Тем временем в других регионах исполнение обязательств местных бюджетов уже сейчас оказалось под вопросом. Процитирую российские деловые СМИ: «По оценкам аналитиков, уже сейчас ряд регионов находятся на грани дефолта. По информации Счетной палаты РФ, пять регионов – Башкортостан, Красноярский край и Ставрополье, Смоленская и Саратовская области за последние три года увеличили госдолг в 2-5 раз. Из-за быстрого роста расходов регионы активно брали в долг. Ставрополье и Смоленская область, как минимум, уже задолжали больше, чем они могут себе позволить. Согласно Бюджетному кодексу РФ объем заимствований не должен превышать сумму, направляемую на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств региона. В итоге ни один из пяти названных регионов уже не в состоянии на 100% выполнять хотя бы первоочередные и социально значимые обязательства за счет собственных доходов. По этому показателю платежеспособность Красноярского края упала в 2013 году до 84%, Башкортостана – до 83%, Саратовской области – до 72% Смоленской – до 70%, а в Ставропольском крае – до 67%». Еще один пример непродуманной финансовой политики – Псковская область. По оценкам депутатов Псковского заксобрания, область находится на грани «бюджетной катастрофы». Произведены не то что необязательные, а опасные расходы из бюджета. В результате крупнейшие в истории области дефицит бюджета и государственный долг поставили область в положение региона-банкрота. В ситуации с неприятными финансовыми перспективами оказалась почти половина регионов СЗФО, где неплатежи превышают 50 процентов от собственных доходов бюджета. К числу проблемных, в частности, относятся Архангельская область (67,8 процента), Калининградская (73,7), Новгородская (78,5), Псковская (92,8), Карелия (90,7), а также Вологодская область, которая по уровню долговой нагрузки (105,3 процента) попала в семерку российских регионов-аутсайдеров. В Вологодской области тоже провели работу по оптимизации бюджетных расходов: отказались практически от всех региональных льгот, укрупнили муниципальные образования. Оптимизация непервоочередных трат бюджета, конечно, важна, но она не способна, по мнению экспертов Института реформирования общественных финансов, оздоровить финансовую систему, поскольку основные статьи расходов формируют денежные потоки, которые идут на обеспечение деятельности госучреждений, зарплату бюджетникам, текущие их нужды. Результат очевиден: Вологодчина остается в рейтинге финансовой безопасности на одном из последних мест. Почти половина ее долга в 31,8 миллиарда рублей составляют непогашенные банковские кредиты. Конкурентное преимущество Сравним с нашими показателями. В результате проведения взвешенной сбалансированной финансовой политики государственный долг Республики Коми, несмотря на рост, в настоящее время находится на экономически безопасном уровне, соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ и составляет 44% от объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета. Если сравнивать с другими субъектами СЗФО, то по Архангельской области данный показатель составляет 68%, по Вологодской области – 105%, по Республике Карелия – 91%. В связи с ростом государственного долга увеличиваются и расходы по его обслуживанию. В 2013 году в республике они составили 832,1 миллиона рублей, или 1,4% от объема расходов бюджета Республики Коми (за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Это гораздо ниже установленного Бюджетным кодексом предельного объема расходов, который составляет 15%. Для сравнения: аналогичные расходы Архангельской области составили в 2013 году 1326,3 миллиона рублей, Вологодской области – 1769,0 миллиона рублей. Таким образом, взвешенный подход к вопросам заимствований позволил Республике Коми сохранить определенный «запас прочности» в части возможности изыскания источников для дальнейшего развития республики. В связи с этим, на мой взгляд, умеренная долговая нагрузка – стабилизирующий фактор. Это, можно сказать, наше конкурентное преимущество, которое, вне всякого сомнения, необходимо сохранить. Безусловно, минувшие кризисы научили нас тому, что хорошие времена не длятся вечно, надо быть готовыми к развитию событий как по оптимистическому, так и по пессимистическому сценарию, а учитывая цикличность развития экономики, можно предположить, что через несколько лет созреет очередная кризисная волна, и надо быть готовыми, чтобы не пришлось заново поднимать экономику. Я глубоко убежден, что сегодня основным фактором в преодолении финансово-экономических трудностей становится именно качество государственного управления. Путем эффективных решений руководителю Республики Коми Вячеславу Гайзеру удается не просто сохранить стабильность, но и обеспечить максимально возможный в новых условиях рост финансово-экономических показателей. Иван МЕДВЕДЕВ, председатель Комитета по бюджету, налогам и экономической политике Госсовета РК. Я глубоко убежден, что сегодня основным фактором в преодолении финансово-экономических трудностей становится именно качество государственного управления. Путем эффективных решений руководителю Республики Коми Вячеславу Гайзеру удается не просто сохранить стабильность, но и обеспечить максимально возможный в новых условиях рост финансово-экономических показателей. Если говорить об итогах первого квартала 2014 года, то объемы промышленного производства предприятий Республики Коми выросли на 2,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Этот ключевой показатель в республике выше, чем в целом по России, где прирост промышленного производства составил 1,1 процента. |