Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Человек и Закон
13 марта 2014 года

В погоне за показателями

/ бывший главный судебный пристав Сыктывкара оказался на скамье подсудимых

В Сыктывкарском городском суде рассматривается уголовное дело бывшего главного судебного пристава столицы Коми Николоза Марошвили. Он обвиняется в превышении должностных полномочий. Напомним, по данным следствия, руководитель отдела судебных приставов по Сыктывкару дал указание своим подчиненным не регистрировать исполнительные документы, поступающие для принудительного исполнения. В итоге остались «неучтенными» более 26 тысяч (!) документов.

«Незачетные» документы

Как известно, в задачи судебных приставов входит и взыскание административных штрафов, наложенных, например, сотрудниками ГИБДД. Было время, когда судебные приставы-исполнители, по их собственным признаниям, охотно работали по взысканию штрафов ГИБДД – в первую очередь потому, что в ряде случаев и делать-то почти ничего не приходилось. Нарушитель добровольно в установленный законом срок оплачивал штраф, но не предоставлял информацию об этом в ГИБДД. В итоге бумаги поступали в отдел судебных приставов, которые и должны были обеспечить принудительное исполнение. Убедившись в том, что штраф уже уплачен, судебный пристав ставил себе галочку.

Но с некоторых пор по решению руководства ФССП РФ такая практика была прекращена: добровольно уплаченный нарушителем штраф уже не шел «в зачет» судебному приставу. На их показатели теперь влияли только те штрафы, которые приходилось взыскивать принудительно. Нарушителей правил дорожного движения в Коми много, штрафуют их часто, а вот расплачиваются некоторые горе-водители не всегда и не очень охотно. Принудительное взыскание требует определенных затрат сил и времени, а иногда и вовсе не приносит результата.

В конце концов лавину документов из ГИБДД многие приставы стали воспринимать как ненужную обузу – увеличивает объем работы, ухудшает показатели, что в свою очередь сказывается на объеме премий и получении прочих поощрений вплоть до продвижения по службе. Поэтому, как выяснилось, документы из ГИБДД сыктывкарские приставы просто… откладывали в долгий ящик, очевидно надеясь, что ворох бумаг рассосется сам собой. А он между тем только рос и рос, пока не «обрушился на голову» главного судебного пристава Сыктывкара Николоза Марошвили.

Цифры не сошлись

Н.Марошвили возглавлял ОСП по Сыктывкару УФССП РФ по РК с апреля по декабрь 2012 года. В Коми он прибыл из Москвы, в службе судебных приставов на тот момент трудился не первый год и прекрасно знал, что существует строгая система регистрации документов, поступающих в отдел на исполнение. Но при этом, как утверждают его подчиненные, дал указание не регистрировать документы некоторых категорий.

Под запрет попала регистрация документов, которые поступали на исполнение из государственных органов, в частности из все той же ГИБДД. Логика понятна: коль есть конкретный истец, которому должны поступить деньги, то он, скорее всего, будет интересоваться судьбой исполнительного производства и, если документы исчезнут, начнет жаловаться. А государство стерпит, поскольку контролю за взысканием штрафов в пользу казны уделяется меньше внимания.

Кстати, это мнение оказалось не совсем верным: ГИБДД МВД по РК не забыла об исходящих документах, исчезнувших в недрах службы судебных приставов. В декабре 2012 года стражи дорожного порядка и представители УФССП РФ по РК сверили свои цифры и, мягко говоря, пришли в недоумение. Количество документов, отправленных из ГИБДД в сыктывкарский отдел судебных приставов во втором полугодии 2012 года, и число документов, зарегистрированных за тот же период в этой структуре, отличалось на… 12 тысяч единиц.

Руководство УФССП РФ по РК тут же приняло решение провести проверку в сыктывкарском отделе. 24 декабря в отдел нагрянули проверяющие и прямо спросили Н.Марошвили, есть ли в возглавляемом им подразделении незарегистрированные документы. Тот честно ответил: «Есть!» Впрочем, предъявить их сразу не смог: куда-то ходил, кому-то звонил. И лишь после этого проводил проверяющих в помещение, где находились коробки с документами из ГИБДД.

Холодные бумаги

Визитеры из УФССП РФ по РК проявили наблюдательность, достойную Шерлока Холмса. Они подметили, что бумаги холодные на ощупь. Поинтересовались почему. Один из сотрудников сыктывкарского отдела сказал, что документы хранились в холле в металлических шкафах – там, мол, и «замерзли». Другой пояснил, что коробки с бумагами везли на машине от запасного входа в здание к центральному – в пути их и «просквозило». Расхождения в объяснениях навели проверяющих на мысль, что их пытаются ввести в заблуждение и на самом деле коробки с документами привезли откуда-то, где могут храниться и другие такие же бумаги.

И эти подозрения подтвердились. Уже 28 декабря сотрудник УФСБ РФ по РК обнаружил в гараже по улице Первомайской картонные коробки, в которых оказались тысячи документов, поступивших когда-то в службу судебных приставов, но не зарегистрированных там. Выяснилось, что хозяин гаража работает водителем в сыктывкарском отделе судебных приставов. Он не стал скрывать, что «приютить» в гараже коробки попросил его заместитель начальника управления. А тот, в свою очередь, сослался на указание Н.Марошвили, который велел рано утром 24 декабря вывезти все незарегистрированные документы из здания отдела. Чуть позже, впрочем, попросил вернуть бумаги, поступившие из ГИБДД.

Руководству УФССП РФ по РК картина происходящего стала ясна еще 24 декабря. В тот же день Н.Марошвили написал заявление об увольнении по собственному желанию. А вскоре сотрудники Следственного управления СКР по РК возбудили в отношении бывшего главного судебного пристава Сыктывкара уголовное дело. Расследование шло непросто, поскольку Н.Марошвили, несмотря на всю очевидность происходившего, свою вину не признавал.

Не ведал, что творится?

Работницы канцелярии сыктывкарского отдела судебных приставов утверждали, что указание не регистрировать «казенные» документы им дал сам Н.Марошвили – и не единожды! Иногда, по мере того, как в канцелярии росла гора коробок с «незачетными» бумагами, сотрудницы все же интересовались у руководителя: не пора ли начать регистрировать? И в ответ получали решительное «нет».

Нельзя сказать, что документы отправлялись в долгий ящик тайно. Картонные коробки с бумагами так и лежали в канцелярии, сотрудницы которой всем коллегам охотно разъясняли, почему загромождают кабинет и кто дал такое распоряжение. В общем, о «незачетных» документах знали если не все, то очень многие сотрудники отдела. Между собой даже иногда обсуждали, что же будет с этими документами дальше. И приходили к выводу, что у начальника, должно быть, есть какой-то план. В любом случае ответственность за все должен нести руководитель, поэтому остальные сотрудники отдела не слишком волновались из-за откровенно незаконных действий.

Лишь одна из сотрудниц канцелярии призналась, что регистрировала бумаги, которые Н.Марошвили велел игнорировать. За что и получила от него нагоняй. Другие не перечили начальнику, поскольку именно он определял размеры премий и различных надбавок, мог привлечь к дисциплинарной ответственности.

К тому же после «исключения» десятков тысяч исполнительных документов нагрузка на сыктывкарских судебных приставов значительно снизилась. По статистике, в 2012 году нагрузка на судебного пристава-исполнителя в ОСП по Сыктывкару составила около 1500 исполнительных производств. А в аналогичном отделе по Воркуте с такой же численностью сотрудников нагрузка на пристава составила порядка 3000 исполнительных производств (при том, что сам город меньше!). Да и сами сыктывкарские приставы отмечали «облегчение» своей участи, потому что в предыдущие годы работы было намного больше.

В ходе следствия все сотрудники отдела, имевшие отношение к регистрации документов, ссылались на устные приказы начальника, который запрещал регистрировать определенные бумаги. А сам Н.Марошвили утверждал, что таких приказов не отдавал.

Н.Марошвили заявил, что о незарегистрированных документах узнал в июле 2012 года во время сверки с данными ГИБДД. В отделе тогда было зарегистрировано порядка 200 документов из инспекции, а стражи дорожного порядка утверждали, что отправляли бумаги тысячами.

По словам Н.Марошвили, он даже не подозревал о том, что документы в отделе не регистрировались. Просто уж очень доверял своим сотрудникам, которых считал опытными специалистами, а они его подвели. И заместитель, курирующий регистрацию, молчал! Вдруг в декабре сверка с ГИБДД, потом проверка УФССП РФ по РК… И в отделе неожиданно всплывают более 12 тысяч незарегистрированных документов ГИБДД. Н.Марошвили утверждал, что был поражен не меньше проверяющих.

Следователь СУ СКР по РК опросил множество свидетелей – как подчиненных Н.Марошвили, так и его руководство. В итоге бывшему главному судебному приставу Сыктывкара было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. Прокуратура сочла собранные доказательства достаточными для направления дела в суд, который сейчас и разбирается в нюансах странной работы сыктывкарского отдела судебных приставов.

Людмила ВЛАСОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №26 (5101) - 13 марта 2014 года

Полицейский помогал наркоманам

Ложный донос на любимую

Сообщи, где торгуют смертью

 №25 (5100) - 8 марта 2014 года

Чиновницу не пустили на Олимпиаду

Приговор поджигателю

Аферисты обманывали кассиров

Удар по игорному бизнесу

Задушил из-за квартиры

 №24 (5099) - 6 марта 2014 года

Обвиняется в растрате / Николай Курсаков готовится дать показания на скамье подсудимых

Шокирующая находка / На территории "Монди СЛПК" обнаружили скелет

По обычаю боевиков подросток из Усинска глумился над трупом разведчика

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 26 (5101)
13 марта 2014 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»