Культура |
14 декабря 2013 года |
Под впечатлением коми эпоса/ Василий Игнатов создавал картины, рисунки, иллюстрации и даже мультфильмы
В Национальной галерее РК открылась выставка «Василий Игнатов. Стиль и этно». Коллекция произведений народного художника Республики Коми Василия Игнатова (1922-1998) – одно из интереснейших собраний коми изобразительного искусства в галерее. Коллекция формировалась на протяжении нескольких десятков лет и насчитывает более 150 работ. В экспозиции широко представлена серия картин на сюжеты из коми-зырянского эпоса. Это легенды о Пере-богатыре, Йиркапе, Шыпиче, Кöрт-Айке, Яг-Морте. Отражено и творчество Василия Игнатова как художника театра и кино. Это эскизы декораций и костюмов к балету Я.Перепелицы «Яг-Морт», к пьесе В.Савина «Неприкаянная душа», к сказке А.Клейна «Ожерелье Сюдбея», эскизы к мультфильмам «Петушок – Золотой гребешок», «Гадкий утенок», «Украденный месяц». Обращение художника к жанру мультипликации было не таким уж частым, тем не менее созданные им анимационные фильмы можно отнести к лучшим образцам отечественной классики в этом жанре. В 1969 году художник оформил чехословацкую сказку «Украденный месяц», при этом эскизы к мультфильму получили высшую оценку Министерства культуры РСФСР по итогам года. Но гораздо больше времени и сил художник отдавал созданию диафильмов. Только по имеющимся договорам и актам студии «Союздиафильм» Василию Игнатову было заказано 23 диафильма по сказкам народов мира. На студии художник считался признанным мастером-сказочником. Исследователи его творчества подчеркивают, что просмотр созданных Игнатовым диафильмов захватывает, яркие и запоминающиеся образы сказочных героев – царей и богатырей, чудовищ и красавиц не только соответствуют духу литературного повествования и отражают национальный колорит, но и обладают достаточно сильным художественным воздействием как на ребенка, так и на взрослого человека. Среди грузинских, чувашских, якутских, ненецких, югославских и сказок других народов, оформленных Василием Игнатовым, есть и коми сказка «Девочка с веретенце». Своеобразна и узнаваема манера письма художника, которая сложилась в конце 1960-х – 1970-х годах. Она будто соткана из самых разных составляющих. Здесь можно увидеть и приемы создания мультипликационных фильмов, и отголоски увлечения творчеством Ван Гога. Причудливую вязь рисунка, выполненного в особом эмоционально-цветовом строе, искусствоведы порой сравнивают с текстурой дерева, а сам художник называл это «инеем». Василий Георгиевич Игнатов родился 14 февраля 1922 года в селе Зеленец. В 1930-е годы семья переехала в Сыктывкар, будущий художник впервые участвовал в выставке (газетная вырезка сохранила экспонировавшиеся на выставке рисунки). После школы В.Игнатов поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года, но мирные планы учебы нарушила война. В 1940 году Василий Игнатов был призван в армию и на протяжении всего периода войны служил в прожекторном полку, входившем в Московский фронт противовоздушной обороны. После демобилизации в 1946 году Василий Георгиевич восстановился в училище, а в 1947 году его окончил, получив самые высокие оценки своему трудолюбию и таланту у Василия Николаевича Бакшеева, народного художника СССР. После окончания училища В.Игнатову была дана рекомендация для поступления в вуз, однако согласно обязательствам он вернулся в Сыктывкар, где принимал активное участие в художественной жизни столицы республики. В 1948 году Василий Игнатов поступил в ГИТИС на только что открывшееся отделение мультипликации. На дипломной защите он представил эскизы и раскадровку сценария по коми сказке «Лесной человек» («Яг-Морт»). Работа была оценена на «отлично» и показана на III Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов СССР выпуска 1954 года. Долгие годы живя в Москве, Василий Игнатов продолжал служить Коми краю, черпая вдохновение в его сказках и легендах. Прежде всего это, конечно, работа над уже упомянутыми эскизами к декорациям и костюмам балета «Яг-Морт». Художественное решение спектакля получило самую высокую оценку и деятелей культуры и искусства, и простых зрителей. Примечательно, что часть костюмов и масок была выполнена производственными мастерскими Большого театра СССР, чему тоже поспособствовал художник. Балет «Яг-Морт» был отмечен дипломом Всероссийского смотра 1961 года и показан в Кремлевском театре в марте 1962 года. Талантливое оформление балета могло изменить судьбу Василия Игнатова – он был приглашен на должность главного художника Республиканского музыкального театра, однако предложение не принял. Тем не менее, оставшись в Москве, он еще не однажды оформлял спектакли музыкального и драматического театров Коми АССР. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |