У прилавка |
3 октября 2013 года |
Остерегайтесь ненужных покупок/ Приобретая косметику или дорогостоящий пылесос, обдумайте свои действия
В Коми региональное общественное учреждение по защите прав потребителей «ДОВЕРИЕ» продолжают обращаться покупатели, считающие себя обманутыми. В этой организации помогают потребителям защитить их права в случаях покупки разных товаров: и якобы элитной системы ухода за кожей, и якобы лучшего из пылесосов. Сходство всех случаев в том, что покупатели, поддавшись на доводы продавцов, слишком быстро соглашались на покупку. А потом сожалели о ней и решали расторгнуть сделку… За сентябрь в КРОУ «ДОВЕРИЕ», как поведала нам его директор Наталья Пономарева, обратились сразу три жительницы Сыктывкара. Все они попали под обаяние косметического товара, который активно рекламирует по федеральным телеканалам актриса Елена Проклова. Женщинам звонили на их телефоны (номера дали знакомые, уже общавшиеся с представителями этой фирмы) и зазывали на сеансы бесплатных косметических процедур. При этом просили обязательно захватить с собой паспорт. Казалось бы, зачем паспорт в косметическом салоне? Но девушек просьба не настораживала, и, захватив документ, они шли на презентацию. По окончании процедуры дамам предлагалось приобрести набор косметики по уходу за кожей и прибор для проведения косметических процедур. Средняя цена покупки составляла 45 тысяч рублей. У кого не было денег – предлагали тут же оформить кредит. И сыктывкарки опрометчиво соглашались. Но, придя домой и все осмыслив, дамы понимали, что покупка для них слишком дорога и не очень-то нужна. Однако договор купли-продажи уже заключен. За помощью в его расторжении все женщины обратились в «ДОВЕРИЕ». Доводы приводили разные: мол, косметика не подошла, от нее начались аллергия и сыпь, «я не отдавала себе отчета в своих действиях, когда принимала решение о покупке». Однако эти доводы юридически обоснованными назвать нельзя, а косметика по российскому законодательству – товар, возврату и обмену не подлежащий. Поэтому сотрудники «ДОВЕРИЯ» консультировали покупательниц и предлагали им по-хорошему обратиться к продавцу с просьбой расторгнуть договор. Надо отдать должное представителям фирмы: они принимали товар, возвращали средства банку, кредит гасился, людям возвращали деньги. Покупательницы теряли лишь некоторую сумму на процентах, и все. Но кто знает, как может повернуться дело в очередном подобном случае? Со слов Н.Пономаревой, изучившей российский опыт претензий к данной фирме, во многих регионах страны хватает подобных случаев, причем с участием судов. И в каких-то случаях покупателям удавалось доказать, что они не получали полной и достоверной информации о данном товаре, а значит, сделку можно расторгнуть или признать недействительной, деньги возвращались покупателям. А в иных случаях не удавалось, суд становился на сторону продавца, покупателям в удовлетворении иска было отказано. Мораль «сей басни» проста: не принимайте спонтанных решений о покупке, даже если вас убедили в ее необходимости. В конце концов, купить можно и в другой день, хорошо все обдумав. А торопиться, как говорил товарищ Саахов, не надо. И никому не давайте свой паспорт. А лучше, идя на подобную презентацию, оставляйте его дома. Второй случай связан с приобретением пылесоса. Наверное, уже многие жители Коми слышали о «чудо-технике» ценой в 150 тысяч рублей. А может, даже видели его в деле, ведь за несколько последних лет только в одном Сыктывкаре прошли сотни домашних презентаций диво-пылесоса, который и пыль вычищает, и от пылевых клещей избавляет, и вообще, как Карлсон, – «лучший в мире». Чего греха таить, года три назад и автор этих строк позволила провести у себя дома бесплатную чистку мягкой мебели и ковра техникой «на грани фантастики». Да, презентация впечатляет. И все же отказаться от покупки хоть и непросто, но можно. Правда, не всем… В «ДОВЕРИЕ» обратилась сыктывкарка, отца которой обманули продавцы такого пылесоса. Сначала они долго названивали ему и просили дать возможность продемонстрировать товар в работе. При этом убеждали, что уговаривать покупать не станут, а только просят пожилого человека оценить качество уборки. В конце концов их назойливость дала плоды, и мужчина согласился, пустил коммивояжеров к себе на дачу в Дырносе… После двухчасовой презентации сотрудник фирмы все-таки стал уговаривать мужчину приобрести пылесос. Тот не соглашался, и тогда в дело пошли заготовленные продавцом страшилки – рассказы о страшном вреде пылевого клеща и картинка с этим «монстром», увеличенным во много раз. Словом, увещеваниями и запугиваниями сотрудник фирмы «раскрутил» мужчину на покупку. Даже скидку как льготнику предложил – целых 30 тысяч рублей. Но и озвученной суммы в 120 тысяч у пенсионера не оказалось. Тогда представитель фирмы взял, что было (10 тысяч рублей), а на оставшуюся сумму стороны подписали договор рассрочки платежа. Пылесос, с помощью которого проводилась презентация, сотрудник увез, пообещав, что покупателю привезут другой. И вскоре действительно товар привезли. На следующий день к пенсионерам на дачу приехали родные. Хозяева решили показать гостям покупку. Племянник покупателей сразу увидел, что привезенный товар – бывший в употреблении и вообще таких денег не стоит. Позже покупатели обнаружили в договоре приписку, сделанную на полях и от руки, что товар им продают «бэушный». Но на момент покупки они этой пометки не видели… Люди решили расторгнуть договор купли-продажи и обратились в суд. А позже – и в «ДОВЕРИЕ» за консультацией и поддержкой в суде. Там согласились помочь. По словам Н.Пономаревой, и в других регионах России много претензий к продавцам пылесоса этой фирмы. Но суды чаще всего встают на сторону продавцов, ведь покупателей, как правило, заранее предупреждают и о свойствах товара, и о его цене. Покупку люди совершают тоже во вменяемом состоянии… Слушание дела в суде в Сыктывкаре состоится буквально на днях. О том, как оно разрешится, мы обязательно сообщим в новых выпусках рубрики. А граждан призываем к бдительности. Не спешите покупать товар, даже самый расчудесный. И не пускайте посторонних к себе домой! Претензии к продавцам пресловутых пылесосов поступают не только в общественную организацию по защите прав потребителей. Как сообщило издание «PROгород» в Сыктывкаре, несколько сыктывкарцев обратились в Управление Роспотребнадзора по Коми с жалобой на продавцов пылесосов той же марки, которые так же ходят по квартирам и на месте демонстрируют преимущества техники: чистят гражданам ковры и диваны. «Несмотря на высокую цену пылесоса, граждане заключают договор купли-продажи и оформляют соглашение о рассрочке платежа непосредственно на дому. Между тем через определенное время эксплуатации выясняется, что работа пылесоса сопровождается высоким уровнем шума, пылесос тяжелый по весу, а также продавцом продан пылесос, бывший в употреблении», – поясняют сотрудники Управления Роспотребнадзора по Коми. По данным ведомства, пылесосы приобретаются в результате психологического воздействия: демонстрация товара нередко затягивается до пяти часов. Роспотребнадзор предупреждает: приглашая продавца к себе домой на бесплатную чистку, нужно быть готовым, что он будет убеждать вас в необходимости приобрести «уникальный» товар. При этом после покупки пылесос вряд ли получится вернуть, забрав деньги: сложная бытовая техника обмену и возврату не подлежит. КРОУ «ДОВЕРИЕ» оказывает гражданам все виды юридической помощи. Запись по телефону в Сыктывкаре (8212) 29-78-06. Адрес: г.Сыктывкар, ул.Куратова, д.83, оф. 414. Запись по телефонам в с.Объячево: (81233) 23-455, 89041068780, адрес: с.Объячево, ул.Мира, д.79а, оф.7. Группа «ВКонтакте»: http://vk.com/potrebitelikomi. |