Из первых уст |
19 сентября 2013 года |
Марина Рудавина: "Взнос на капремонт должен быть по карману гражданам"
В следующем году с россиян – владельцев жилплощади в многоквартирных домах начнут собирать взносы на капремонт. Таким образом, мы еще чуть ближе придвигаемся к главному постулату Жилищного кодекса «за все должен платить собственник». О том, как будут собирать средства на капремонт, кто будет отвечать за их распределение и накопление, какие трудности могут возникнуть при реализации региональной программы капремонта – наш разговор с начальником департамента ЖКХ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Коми Мариной Рудавиной. – О взносах на капремонт говорят уже давно, но известен ли точный срок, когда их начнут собирать? – По закону до 31 декабря 2013 года должна быть утверждена соответствующая региональная программа. А через два месяца после этого все те, кто проживают в многоквартирных домах, не признанных аварийными, должны определиться, каким образом они будут формировать фонд капитального ремонта: переводить деньги на спецсчет в банке или отправлять их в «копилку» к региональному оператору. Через четыре месяца после официального опубликования региональной программы начнется непосредственно сбор средств. – А кто будет региональным оператором, который станет собирать средства на капремонт? – Будет учреждена некоммерческая организация «Региональный оператор Республики Коми», единственным учредителем которого является Минархстрой РК. Постановление о ее создании сейчас находится на рассмотрении в правительстве. – В чем разница между накоплением средств на спецсчете в банке и у регионального оператора? – Везде есть свои плюсы и минусы. У тех, кто открывает банковские спецсчета, есть определенное преимущество: они могут принять решение о сборе минимального фонда капитального ремонта, и когда определенная сумма будет накоплена, имеют право приостановить сбор средств. Если вы выбрали регионального оператора, платить взносы нужно будет бессрочно. Кроме того, те, кто открыли спецсчет в банке, могут начать капремонт в любой момент, а не в соответствии с расписанной по годам программой, как будет в случае с региональным оператором. То есть накопили тридцать процентов от необходимой суммы на спецсчете, взяли еще кредит – и ремонтируйте. Кроме этого, на средства, хранящиеся в банке, начисляются проценты, которые также можно направить на цели капитального ремонта. – Получается, что те, кто воспользуются услугами регионального оператора, оказываются в проигрыше. Допустим, кровлю в соответствии программой ремонта этого дома должны менять через пять лет, а она сейчас потекла. И что тогда? Ждать пять лет под зонтиками? Собирать дополнительные средства? – Нет, ждать не придется, просто, если работы включены в региональную программу, но запланированы на более поздний срок, понадобится доказательство необходимости проведения капитального ремонта в более ранний срок. – Я так понимаю, что плюс сотрудничества с региональным оператором в том, что с ним проще и быстрее провести капремонт тем домам, которые нуждаются в срочном приведении в порядок. Но не получится ли так, как в случае со страхованием, – платить будут все поровну, а средства будут доставаться наиболее нуждающимся? – Нет, у каждого дома будет свой лицевой счет, так что в конечном итоге все средства, собранные гражданами, пойдут на капремонт именно их жилья. Но на первых порах, конечно, будет перераспределение средств, особенно в городах. Допустим, в первый год с двухсот домов собрали двести миллионов. Но ремонт начнут делать только в ста. А в остальных – в следующие годы. Проблема в том, что у нас сейчас большинство домов в таком состоянии, что ремонтировать нужно как можно быстрее, уже сейчас… Но одномоментно это сделать нельзя, ни средств не хватит, ни специалистов, которые будут проводить работы. Поэтому нужно очень четко логически выстроить, какие дома должны пойти на капремонт в первую очередь. Поэтому мы предлагаем органам местного самоуправления провести детальную инвентаризацию всего жилфонда, чтобы определить очередность ремонта. Кроме того, нужно учитывать, что по закону в этой очереди первыми должны быть те дома, которые требовали капремонта на дату приватизации первого жилого помещения. Деньги будут перераспределяться, но региональный оператор должен четко отслеживать, сколько денег у какого дома было заимствовано, чтобы потом их вернуть. – Правда ли, что спецсчет в банке может открыть только ТСЖ и ЖСК, а дома с управляющими компаниями автоматически пойдут к региональному оператору? – Нет. Жители таких домов могут тоже открывать спецсчет, но… с этим действительно есть сложности. Управляющие организации по закону этим счетом распоряжаться не могут. Можно поручить это региональному оператору, то есть он будет управлять этим счетом, но в то же время деньги жильцов не окажутся в общей копилке. – Допустим, определенный дом складывает средства в общую копилку к региональному оператору. А кто в таком случае решает, когда в этом доме будут менять кровлю, а когда – водопроводные трубы? – Это все будет расписано в региональной программе: сроки проведения капремонта во всех домах по годам. Возьмем стандартный панельный дом, полностью благоустроенный. Он должен быть включен в программу по всем видам работ, входящим в понятие капремонт: ремонт кровли, фасада, мероприятия по энергосбережению, замена внутренних инженерных систем. И вот в зависимости от его состояния составляется программа капремонта. Допустим, в 2016-м – кровля. В 2020-м – фасад. В 2025-м – электросети. Вот так постепенно дом приводится в нормативное состояние. Но те же электросети через 12 лет снова нужно менять, так что по этому пункту дом снова попадает в программу капремонта уже на 2037 год. В идеале, когда все дома приведут в нормальное состояние, межремонтные сроки должны устанавливаться почти автоматически, через определенные годы. Хотя, как вы понимаете, еще очень далеко нам до этого… – Получается, на каждый дом будет заведено личное дело, или такая «медкарта», исходя из записей в которой это строение будут «лечить»? – Да, практически так. Это называется электронный паспорт дома. Это очень подробный документ, где все должно быть очень подробно расписано: когда построен, из чего… вплоть до того, какие вентили в подвале на трубах. На основе этих паспортов и будет строиться региональная программа капремонта. – От паспорта дома будет зависеть размер взносов на ремонт? – Не совсем. Минимальный взнос считается не по конкретному дому. Выбирается целая группа жилых строений, наиболее характерных для того или иного муниципалитета (для Сыктывкара – пятиэтажные «панельки», к примеру). И исходя из того набора коммунальных услуг, что предоставляется в этих домах, состояния домов, высчитывается минимальный взнос на капремонт. При этом нужно учитывать, чтобы этот взнос был по карману гражданам, но при этом собранных средств хватало бы на ремонт. – ТСЖ ведь своим волевым решением может этот взнос увеличить? – Да, и взнос увеличить, и перечень работ расширить. При условии, что у них спецсчет открыт. А вот уменьшить против принятого на уровне региона нельзя… – Если размер взноса определяют по «среднему» дому, это означает, что жильцы ветхого деревянного дома в Лесозаводе будут платить столько же, что и жильцы нового кирпичного на Октябрьском? – Именно так. Хотя понятно, что деревянному дому на капремонт нужно больше. Но с другой стороны, у них перечень работ может быть меньше, поскольку не все «удобства» есть. Допустим, нет водопровода, соответственно, не нужно закладывать средства на его ремонт. Можно, конечно, попытаться раздробить размер взносов по типам домов внутри муниципалитета, но возникнут другие сложности… – Каким образом люди будут платить взносы на капремонт? Их в общий счет за квартплату включат? – Это будет решать тот, кто распоряжается этими деньгами. Региональный оператор может начать печатать отдельные квитанции или же передать эту работу на аутсорсинг расчетно-кассовым центрам, чтобы взносы включались в общую платежку. Думаю, второй вариант выгоднее и удобнее, поскольку печатать отдельные квитанции – дорогое удовольствие. И еще вопрос: где брать средства на печать квитанций, специальное программное обеспечение для этого? Деньги, которые региональный оператор будет собирать с граждан, должны все до копейки идти на капремонт, на свои нужды он их потратить не может. Думаю, и для граждан вариант с общей платежкой от расчетно-кассового центра удобнее. – И с точки зрения психологии это, наверное, правильнее. По общей квитанции, скажем так, «в теле» всей квартплаты человеку заплатить дополнительные деньги проще. Но представьте: получает отдельную платежку на капремонт гражданин, у которого дом в порядок не приводили сто лет и неизвестно, когда этим займутся. Да он ее просто порвет и выбросит! – Может быть и так… Но что касается «неизвестно, когда этим займутся» – этого быть не должно. Подразумевается, что программа капремонта будет публичным, общедоступным документом. Каждый должен иметь возможность в нее заглянуть и увидеть, когда и какой капитальный ремонт планируется в его доме. – Вероятнее всего, необходимость платить взносы на капремонт вызовет у многих удивление и возмущение: в квитанциях и так уже есть графа «текущий ремонт и содержание жилья»… – Да, очень часто звучат вопросы, зачем мы будем платить за капремонт, если уже платим за текущий. Но это совершенно разные вещи. Текущий – это, условно говоря, лампочку в подъезде поменять, стекло вставить, стены покрасить… А капитальный – это масштабные работы. По замене кровли, труб, например. Но, действительно, если дом нормально содержится, хороший текущий ремонт позволяет меньше потом потратить на капитальный или отодвинуть его сроки. Ко мне часто представители ТСЖ и ЖСК обращаются, говорят: «Зачем нам собирать средства на капремонт? Он нам не нужен, у нас и так все хорошо». Вот для них как раз и подойдет вариант со спецсчетом: накапливаете минимальную сумму на капремонт, а потом приостанавливаете сбор денег. А средства на счете пусть лежат как резервная сумма на случай непредвиденных расходов на капремонт. – Означает ли начало сбора средств на капремонт конец работы федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ? – Нет, выделение средств из этого фонда предусмотрено и на 2014-2015 годы, в том числе и для Коми. И есть надежда, что и в дальнейшем будут выделяться средства не только на аварийный жилфонд. Потому что без поддержки, которую оказывает этот фонд, только на средства граждан саму систему оплаты капремонта очень трудно будет «раскрутить», чтобы она нормально работала. В домах, которые в этой программе участвовали, хоть какие-то работы уже проведены. А другие? Собственники квартир теперь исключительно за свой счет должны их ремонтировать? Это несправедливо. Господдержка со временем должна сойти на нет, и капремонт начнет проводиться исключительно за счет граждан, как и подразумевает Жилищный кодекс. Но это должно произойти не в ближайшие годы. – Насколько работе программы по капремонту могут помешать неплатежи населения? – Думаю, довольно сильно. Если бы сейчас мы могли собрать всю имеющуюся задолженность и направить ее на капремонт, можно было бы сумму минимального взноса уменьшить. Если в доме будут жильцы, копящие долги по взносам на капремонт, этот дом могут подвинуть в очереди на капремонт. И опять пострадают добросовестные собственники жилья. – А может ли дом по каким-то причинам вообще выбыть из программы? – С людей могут перестать собирать взносы, если дом признают аварийным. Тогда он выйдет из программы. В то же время в программу будут постоянно включаться новые, только что введенные в строй дома. Заселились – начинайте собирать средства на капремонт, рано или поздно они понадобятся. Беседовала Анна ПОТЕХИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Проблема в том, что у нас сейчас большинство домов в таком состоянии, что ремонтировать нужно как можно быстрее, уже сейчас… Но одномоментно это сделать нельзя, ни средств не хватит, ни специалистов, которые будут проводить работы. Поэтому нужно очень четко логически выстроить, какие дома должны пойти на капремонт в первую очередь. Мы предлагаем органам местного самоуправления провести детальную инвентаризацию всего жилфонда, чтобы определить очередность ремонта. |