Общество |
5 сентября 2013 года |
Под контролем видеокамер окажется все больше улиц и трасс
Проблемы видеонаблюдения за происходящим на улицах, вопросы подготовки водителей и наказания тех, кто садится за руль пьяным, обсуждали на координационном совещании по обеспечению правопорядка в Коми. О том, как обстоят дела с работой видеокамер, рассказал заместитель начальника полиции МВД по РК Анатолий Линько. По его словам, 14 населенных пунктов Коми оснащены сегментами системы видеонаблюдения «Безопасный город», которая работает в Коми уже четвертый год. В нее входят 362 камеры, установленные в местах массового пребывания граждан, и там, где криминогенная обстановка оставляет желать лучшего. 284 «видеоглаза» напрямую транслируют изображение в дежурные части ОВД. Обычно с помощью этих устройств удается раскрыть такие преступления, как кражи и грабежи. Столица Коми на данный момент оснащена 64 камерами наблюдения, с их помощью за происходящим на улицах города наблюдают сотрудники Центра оперативного управления нарядами общественной безопасности, существующего на базе УМВД России по Сыктывкару. Кроме того, к системе «Безопасный город» подключены еще 28 камер, установленных на железнодорожном вокзале Сыктывкара, и 12 – на республиканском стадионе. Интегрировать в правоохранительный сегмент «Безопасного города» планируется и систему наблюдения, установленную на здании Администрации Главы и Правительства РК. В других муниципалитетах ситуация с установкой камер разная. Где-то их вовсе нет, а где-то есть, но не все гладко. В Койгородском районе, например, изображение с 8 камер идет не к полицейским, что было бы логично, а на пульт дежурного в администрации. В Усинске камеры установлены, но принадлежат подрядной организации, муниципалитет их арендует. А что будет, если средств не хватит и владелец их отключит? По словам А.Линько, существует проблема и с качеством техники. Муниципалы, собираясь закупать камеры, не консультируются с представителями полиции, в результате толку от этих «видеоглаз» мало из-за неважного изображения. То, что такая проблема существует, подтвердил и Николай Басманов, руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по РК: изображение с камер зачастую размыто, не детализируется, попробуй опознай по такой картинке преступника. В реальности камер видеонаблюдения в Коми гораздо больше, чем заявленных 362. Наружные системы наблюдения устанавливают коммерческие организации, например, банки, магазины. Но изображение с них на «общий пульт», конечно, не поступает. Более того, порой, когда полицейские обращаются в учреждения с просьбой предоставить запись, которая может помочь в раскрытии преступления, им не всегда идут навстречу. Глава Коми Вячеслав Гайзер по окончании доклада уточнил: есть ли в распоряжении муниципалитетов единые технические требования к камерам? Документ, регламентирующий их установку? Оказалось, таковых нет. Руководитель региона поручил эти документы разработать в течение месяца. Кроме того, дал указание наладить взаимодействие с небюджетными структурами, которые устанавливают камеры: они должны войти в общую систему. Пусть даже не технически к ней подключиться, но хотя бы должно быть налажено взаимодействие с полицией. КРОМЕ камер, помогающих в соблюдении общественной безопасности, в Сыктывкаре работает Центр видеофиксации нарушений ПДД. Изначально грозой водителей-лихачей стали передвижные комплексы по наблюдению за ситуацией на дорогах. Но очень скоро заработают и стационарные рубежи фото- и видеофиксации. По словам заместителя руководителя Управления ГИБДД по Коми Алексея Осташова, в эти комплексы помимо камер, измеряющих скорость, будут входить еще и обзорные камеры, которые будут наблюдать в режиме реального времени за обстановкой вокруг рубежа контроля. А заодно и «охранять» сами комплексы от вандалов. Информация с обзорных камер будет поступать в Центр видеофиксации нарушений ПДД. Как пояснили «Республике» в Дорожном агентстве РК, сейчас идет установка стационарных рубежей контроля, заработать они должны 30 сентября. Всего будет установлено 17 комплексов на самых проблемных участках городских улиц. Сколько «писем счастья» с указанием уплатить штраф придет сыктывкарским водителям после того, как стационарные рубежи фиксации нарушений заработают в полную силу, остается только гадать. Вероятнее всего, число их будет измеряться тысячами – лихачей на наших дорогах хватает. КАК рассказал Алексей Осташов, за первое полугодие 2013-го в Коми произошло 665 аварий, в 86 из них – а это каждое восьмое ДТП – принимали участие водители, чей стаж не превышает трех лет. Так что возникает множество вопросов, где, кто и как учит будущих водителей. Проверки выявляют низкое качество обучения, недостаточно укомплектованные и удовлетворяющие лицензии автодромы, транспорт с техническими неисправностями. В среднем по Коми половина водителей сдает экзамен с первого раза. Для среднего показателя это нормально. Но в реальности по муниципалитетам существует разброс – где-то на права с первого раза сдают 16 процентов, где-то 81. В Сыктывкаре, к примеру, 27 процентов. Озвученные цифры заставили Вячеслава Гайзера сомневаться в их правдоподобности. – Люди ведь за каждую пересдачу платят? – спросил Глава. – Давайте посмотрим в особо вопиющих случаях, в Сысольском районе например. Там что, те, кто занимается подготовкой водителей, – идиоты и непрофессионалы? Не поверю. А в Ижемском, где 81 процент сдает с первого раза, наоборот? Алексей Осташов подтвердил сомнения руководителя региона: да, за пересдачи платят. Соответственно, учебные организации заинтересованы в том, чтобы кандидаты на получение прав не сдавали экзамен с первого раза. Так что нужно разбираться. Лицензированием автошкол и контролем за соблюдением требований занимается Министерство образования РК. Замминистра образования Дмитрий Беляев парировал, что контролировать качество обучения водителей не в компетенции ведомства, здесь занимаются только лицензированием. А процедура получения лицензии для автошкол сейчас, увы, сильно упрощена. Говоря о безопасности дорожного движения, не могли не затронуть тему пьяных водителей. С их участием также случается восьмая часть ЧП на трассах и улицах. Кроме того, некоторые водители уверяют, что выпили уже после ДТП – «от нервов», но это, по словам А.Осташова, не влечет смягчения наказания. Прокурор Коми Сергей Бажутов посчитал, что водителей-пьяниц у нас недостаточно серьезно наказывают. Порой арестовывают на один день – а толку с этого? К тому же ведомственная проверка показала, что 100 человек, приговоренных к аресту, его не отбыли. Алексей Осташов пояснил, что таковых было не сто, а сто двадцать и отбыли все, но некоторые с задержкой. Количество мест в спецприемнике Сыктывкара увеличили в полтора раза, но все равно не хватает. А всего в Коми 4 таких спецприемника. Что делать с нарушителями – неизвестно. Глава Коми посоветовал республиканской ГИБДД выступить с законодательной инициативой по ужесточению наказания для водителей, которые управляли машиной пьяными. Пусть сидят не по 10-15 суток, а гораздо дольше – по уголовному делу. Иначе просто «отдыхают» в камерах за казенный счет, а потом снова нарушают. Или нужно лишать всех водителей, вторично замеченных в пьяном вождении, прав до конца жизни. Анна ПОТЕХИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |