Общество |
13 июля 2013 года |
Лудная ночь в Ижме/ На народный праздник собрались гости со всего Севера
На минувшей неделе в Ижме прошел VIII республиканский народный праздник «Луд». На своей исторической родине собрались земляки-изьватас со всей республики, а также из Сибири, с Кольского полуострова, Ямала. Впрочем, на праздник, который в этом году приобрел статус межрегионального, приехали не только ижемцы. Здесь можно было встретить соседей – устьцилемов и ненцев, творческие коллективы из южных районов республики. Впервые в Ижму приехали обские угры – манси. Из языческих времен Сегодня праздник называют одним из туристических брендов республики. Но своими корнями он уходит в далекие языческие времена, когда ижемцы поклонялись солнцу, земле и воде. Видимо, оттуда и хороводы в виде солнца, и обычай привозить в Ижму горсть земли и немного воды. Из истории праздника известно, что раньше каждое село и деревня в определенное время – от Иванова до Петрова дня – выходила гулять на луг – «лудöн войлыны». Поэтому и назывался народный праздник «Луд» (в переводе с коми – «луг»). В советское время этот обычай запретили и восстановили только в 1997 году. А проводить праздник регулярно начали в 2004 году. Сейчас он проходит в первые выходные июля – в ночь с субботы на воскресенье. Ночные гулянья и скачки на лошадях устраивают на заливном лугу на берегу реки Ижмы, рядом с мостом, ведущим в зареченские села. Сюда со всего района съезжаются сельчане на машинах и лодках. На лугу разводят костры, готовят пищу, играют, поют, танцуют. Костры горят всю ночь, и только утром, после встречи солнца, народ расходится. Школьные встречи На два дня праздника в Ижме собралось несколько сот гостей. Из официальных – заместитель Главы Коми Тамара Николаева и министр образования региона Владимир Шарков. Они встретились в ижемской средней школе с учителями, учащимися и их родителями. Директор школы Елена Пудкова рассказала гостям об учебном заведении, его успехах и проблемах. Школа размещается в двух зданиях. Одно из них – это деревянное строение, которое находится в аварийном состоянии. Младшие классы учатся в здании бывшего интерната в две смены. По пути в школьную столовую из учебного корпуса им приходится переходить дорогу, идти между домов и сараев. Поэтому ижемцы попросили новую школу для села. В прошлом году с такой же просьбой к Главе республики Вячеславу Гайзеру во время «Луда» обратились жители села Мохча. Он им в просьбе не отказал. Коси, коса Начался праздник незадолго до полудня. На центральной улице райцентра – Советской – развернулись выставки местных мастеров, начались разнообразные мастер-классы, шла бойкая торговля сувенирами и выпечкой. Перед памятником Ленину проходил мастер-класс по выпечке шанежек-калиток. Девушки из Вертепа раскатывали на столе тесто и тут же в небольшой печи пекли шаньги. Рядом можно было продегустировать природные чаи с разными травами, ягодами и грибом чагой. Но самая большая очередь выстроилась у киоска отнюдь не с местными изделиями, а с попкорном и сладкой ватой. Видимо, эти городские «деликатесы» еще в диковинку в селе. Пройдя вдоль улицы, можно было научиться не только печь калитки, но и прясть пряжу, плести из ромашек венки, вязать березовые веники, варить по старинным рецептам капусту, косить траву литовкой и горбушей. В этом деле, кстати, преуспели Тамара Николаева и руководитель администрации района Игорь Норкин. Я тоже взял в руки косу и оценил ее преимущества перед современным бензиновым триммером. Не шумит, легкая, не нужно постоянно менять леску и заправлять топливом. Организаторы ежегодного праздника на сей раз разнообразили ярмарку развлекательными площадками. На площади перед районной администрацией прошел импровизированный концерт. Здесь каждому представилась возможность спеть и поздравить ижемцев через микрофон. Речной поселок Щельяюр в этом году представил «водные» аттракционы: заплатил двадцать рублей, и лови удочкой рыбки – подарки с сюрпризом или черпай поварешкой из наполненного водой старинного сундука монеты. В рамках поэтического марафона «Муса чужан кыв вылын» в летнем читальном зале все любители поэзии могли почитать стихи. Гости из-за Урала Свои товары на выставке-ярмарке показали и гости из-за Урала. Три невысокие женщины-манси в экзотических нарядах привлекли к себе внимание гуляющих. Только вот сибирский товар был не всем по карману. Платья и мужские рубахи с ручной вышивкой стоили от 15 до 17 тысяч, а суконное пальто с вышивкой мастерицы оценили в двести тысяч. Был у них товар и подешевле: вязаные носки, варежки, кошельки и сумочки из выделанной щучьей кожи, бусы из раскрашенных рыбных позвонков, бронзовое литье. – Мы и не планируем продать все то, что привезли, – рассказала нам мастерица Мария Вынгилева. – Просто хотим показать свои изделия и на людей посмотреть. Я и мои подруги приехали из поселка Игрим Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа. Мы ехали до Ижмы три дня и три ночи. Вначале поднимались вверх по Оби до Салехарда, затем ехали до Лабытнанги, а дальше поездом до Ираеля и автобусом до Ижмы. Хотя дорога и тяжелая, но не жалеем, что приехали сюда. Очень интересно. Праздник продолжился выступлением фольклорных коллективов на площади перед Домом культуры. Здесь мансийки спели на родном языке песню про зайцев и вручили хозяевам праздника саженец сибирского кедра. Через ворота Единственным «академическим» певцом на фольклорном концерте оказался солист Государственного театра оперы и балета РК Владимир Юрковский. Все артисты ждали своего выхода на импровизированную сцену в фойе закрытого на ремонт Дома культуры. В результате капитального ремонта здание разительно изменилось снаружи, но внутренние работы еще не закончены. В пять часов пополудни на лугу прошли конные скачки. Кобылы, мерины и жеребцы скакали рысью и галопом. Среди всадников была и одна девушка. Некоторые из участников гонки обходились без седел. Абсолютным чемпионом гонок стал Артем Сметанин из Усть-Ижмы. В восемь часов вечера по главной улице Ижмы прошли с песнями и танцами все собравшиеся коллективы. Масштабное шествие «Ижемские вöрöта» растянулось на несколько километров. Практически все женщины были в старинных парчовых сарафанах, которые передаются из поколения в поколение. В этом году в шествии участвовало много молодежи и детей. По языческим поверьям, пройдя через ворота, участники очищаются. Ворота символизируют переход от весенних к летним календарным обрядам. Родовые костры и хэви-металл на лугу Затем праздник переместился на свежескошенный луг. Здесь загорелись родовые и семейные костры, а деревни и села обустроили свои небольшие подворья – «сикты». Начался «Луд» с представления его участников. Сцена была в виде солнца, от которого лучами вытянулись все коллективы. После общего хоровода прошел «смотр невест». Румяных девушек выводили на сцену и расписывали все их таланты и достоинства, демонстрировали рукоделия и кулинарные творения. Впервые в этом конкурсе красоты участвовала представительница Корткеросского района Лидия Попова. Ее и признали лучшей невестой и вручили главный приз – большой плоский телевизор. Второе место досталось ижемке из Салехарда, третье получила красавица из Сизябска. В районном отделе культуры нам рассказали, что в этом году свою невесту планировали делегировать даже из Удмуртии. Но приехать красавице из братской республики почему-то не удалось. Завершился праздник соревнованиями по национальным видам спорта и традиционной этнодискотекой. На ней выступили группы из Инты, Вертепа, Щельяюра и Ижмы. Группа SCHiZ из деревни Вертеп даже исполнила металлический рок на коми языке. Артур АРТЕЕВ. Фото автора. |