У прилавка |
4 июля 2013 года |
Бит или не бит?/ Покупатель не всегда обязан платить за порчу товара
Теперь уже невозможно вообразить, как люди раньше обходились без магазинов самообслуживания. Выбирая покупки, там каждый товар можно подержать в руках, рассмотреть его со всех сторон или даже понюхать, изучая состав и информацию о производителе. Причем в открытом доступе выложены как продовольственные, так и промышленные товары. ТАК вот, гуляющие по закоулкам торгового зала супермаркетов покупатели нередко попадают в ситуации, когда из-за одного неосторожного движения с полки вдруг падает стеклянная банка и разбивается вдребезги. Незамедлительно перед ошарашенным покупателем как из-под земли вырастает фигура сотрудника магазина, который безапелляционно требует заплатить за разбитую посуду и ее расквашенное содержимое. Растерявшемуся покупателю кажется, что отпираться бесполезно, и под давлением сотрудника магазина он безропотно соглашается на все выдвинутые условия. А правомерно ли такое требование? Кто должен платить за случайно разбитый товар? В этой ситуации много нюансов, которые могут трактоваться как в пользу покупателя, так и в пользу магазина. Согласно ст. 493 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. Но после оплаты товара право собственности переходит к покупателю. КАЗАЛОСЬ бы, все верно, пока вы не оплатили товар и не получили чек, риск за порчу товара на вас никто не может переложить. Однако же это не совсем так. Пока вы не оплатили товар, вы не являетесь покупателем, и при причинении вами ущерба магазину против вас действует совсем другая статья – ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, которая говорит: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Поэтому магазин имеет право потребовать от вас оплатить испорченный товар, а если вы не согласны – добиться своего через суд. Иначе получается, что можно спокойно ходить по магазину, портить товары и удаляться, не заплатив за содеянное. Впрочем, в той же ст. 1064 ГК РФ есть замечательный пункт: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине». Зачастую к порче товаров приводят действия самих работников магазина: загромождение проходов, неаккуратная расстановка товара, влажный пол и т.п. Нужно заметить, что согласно «ГОСТ Р 51773-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» ширина проходов в торговых залах должна обеспечивать покупателям удобство выбора и приобретения товаров. ТАКИМ образом, если вы взяли товар в руки и не удержали его, то в этом полностью ваша вина и придется этот товар оплатить. Однако же если вы поскользнулись на недавно вымытом полу и с размаху снесли целый стеллаж с товарами, то в этом полностью вина магазина и вы имеете право не оплачивать испорченный товар. Или еще пример: вы поставили банку на ленту кассы, кассир нажала на кнопку, лента тронулась, а банка упала на пол и разбилась. Здесь тоже полностью вина магазина, и вы не обязаны оплачивать стоимость этого товара. Не всегда бывает просто разобраться, вследствие чего произошла порча товара: по воле случая, по вине работников магазина или это окажется на совести потребителя. Но следует помнить, что какое-либо давление на покупателя недопустимо, особенно если ему грубят или угрожают применить силу. Если продавец и потребитель не пришли к единому мнению относительно причин произошедшего, дело может стать предметом судебного разбирательства. В любом случае против воли потребителя и без решения суда никто не вправе заставить его оплатить поврежденный в магазине товар. Екатерина Исакова, юрисконсульт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РК». По вопросам в сфере защиты прав потребителей жители Сыктывкара могут обратиться за помощью в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми». Адрес: г.Сыктывкар, ул.Димитрова, д.3/3, 1 этаж, кабинет 5, телефон/факс (8212) 31-30-59. Время работы: понедельник, четверг – с 09.00 до 16.00, пятница – с 09.00 до 12.00. |